Функциональная структура корпоративной библиотечной системы БИТ-2000

АБИС поддерживает выполнение следующих функций библиотечной деятельности, реализуемых в соответствующих функциональных подсистемах:

· формирование и учет фондов;

· каталогизация и ведение каталогов ;

· сводный электронный каталог;

· библиотечное обслуживание;

· информационно-справочное обслуживание;

· управление библиотечной деятельностью и администрирование.

Как основной инструмент создания и обновления библиографических записей, подсистема каталогизации образует основу интегрированной библиотечной системы БИТ-2000. Она сочетает полную поддержку BELMARC-формата с удобным графическим интерфейсом для создания/корректировки записей, а также словарей авторитетных/нормативных заголовков. В качестве хранилища библиографических записей подсистема каталогизации может использовать как автономные последовательные файлы в формате ISO-2709, так и базу данных системы БИТ-2000. В последнем случае, связь между подсистемой каталогизации и серверной частью системы БИТ-2000 осуществляется по протоколу HTTP, что позволяет выполнять онлайновую каталогизацию в базе данных БИТ-2000 как в локальной (Intranet-), так и в удалённой Internet- среде. Тем самым обеспечивается онлайновый режим распределенной корпоративной каталогизации, онлайновый импорт записей из внешних (удаленных) каталогов в локальный каталог, в том числе импорт записей из сводного (объединенного) каталога, а также другие возможности, требуемые для организации корпоративной библиотечной сети.

АБИС «Natlis» разработана НПФ «Инеак», специально для использования в Национальной библиотеке Беларуси, а ее модификацию “ALIS ”, для ЦБС. Больше не в какой библиотеке АБИС «Natlis» не используется.

Основные характеристики системы:

Автоматизация всех функциональных библиотечных процессов и технологических операций, с полным объединением их в единое целое. По положению на 1 сентября 2001 года сеть НББ включает более 40 рабочих станций. Для читателей доступ к электронным ресурсам библиотеки возможен с более чем с 25 ПК (для сравнения в РГБ всего 17 ПК для локальных пользователей).

Внутренний BelMARC-формат.

Совместимость с RUSMARC и UNIMARC форматами, но не поддерживает протокол Z 39.50.

Автоматическое формирование пользовательских словарей и интерактивное их ведение.

Получение всех необходимых выходных документов.

Создание и ведение баз данных: "Подписка", "Комплектование", "Читатель", "Обслуживание читателей, домашний абонемент" и др.

Создание и ведение архивов полных текстов.

Открытость и нелимитированное количество АРМов.

Унификация интерфейсов внутри системы.

Возможность экспорта-импорта библиографических записей.

Связь со сводным каталогом библиотек РБ.

Функциональные возможности пакета:

  • "Заказы" и "Подписка".
  • Регистрация и учет фондов.
  • Каталогизация и ведение каталогов.
  • Библиографическая деятельность.
  • Редакционно-издательская деятельность.
  • Создание и ведение базы данных "Читатель".
  • Обслуживание читателей, домашний абонемент.
  • Статистика.
  • Администрирование системы.

По концепции НПФ "ИНЕАК" разработана и внедряется автоматизированная библиотечная система практически во всех библиотеках системы Министерства культуры Беларуси. Основные принципы построения АБИС по концепции "ИНЕАКа":1) АБИС строится по модульному принципу. 2)Каждый модуль охватывает законченный технологический участок работы библиотеки и включает определенные задачи (модуль "Комплектования", "Обработка", модуль "Библиографическая деятельность", модуль "Система обслуживания читателей"). 3)Структурирование библиотечных баз данных позволяет создавать индексные файлы для быстрого поиска по любому заданному элементу библиографического описания, и их совокупность дает возможность конвертирования в другие информационные структуры данных.

Система АБИС НББ работает следующим образом.

При регистрации читателя: формирование данных о пользователе: ввод данных в машину, автоматическая проверка наличия сведений о нём, блокировка данных пользователя в связи с утерей им билета, выдача дубликата, корректировка данных и перерегистрация, а так же непосредственное оформление билета пользователя, снабжённого уникальным штрих-кодом.

При входе в библиотеку на контрольно-пропускном пункте происходит считывание штрих-кода, в результате чего система проверяет действительность билета, наличие или отсутствие нарушений, а так же делает пометку в базе данных о том, что пользователь вошёл и включает режим ожидания следующего билета, если читатель не отметился на контрольно-пропускном пункте доступ к АРМу «Читатель» для него закрыт; при выходе читателя из библиотеки, система проверяет, все ли книги сдал читатель, при наличии задолженности подаётся звуковой сигнал и выводится соответствующее на экран сообщение.

Подсистема «Обслуживание» обеспечивает быстрый доступ к информации с любого компьютера сети и поддерживается АРМ администратора, который архивирует все введённые данные; для полнофункциональной работы в сети пользователь регистрируется: вводит номер читательского билета и две первые буквы фамилии, без регистрации читатель может только просматривать ЭК, после регистрации читатель получает сообщение о допустимом количестве заказываемых сегодня документов.[i]

Заказ документов осуществляется в трёх режимах:

По расстановочным номерам (шифрам), и читатель получает сообщение о занятости данного документа.

Без шифров, согласно введённому пользователем библиографическому описанию документа, которое отсылается в ГАК, где работники библиотеки определяют шифр документа.

По ЭК, читатель находит книгу и тут же переводит её в читательский блокнот.

Система предоставляет широкий спектр услуг:

Возможность просмотра электронного формуляра и уточнения сроков возврата документов;

Возможность автоматизированного поиска документов, позволяющего быстро и эффективно осуществлять поиск по различным поисковым элементам;

Возможность отбора нужных документов в блокнот с последующим их заказом;

Предоставление оперативной информации о занятости книги;

Определение места нахождения документа;

Предоставление сведений о пути заказа;

Быстрая технология получения документа;

Ведение архива пользователя с возможностью его просмотра и заказа нужного документа;

Возможность продления и обмена документов.

Рассмотрим дальнейший путь заказанных документов. Если не занят хотя бы один из номеров (шифров) заказанных документов, если заказ производится в первом или третьем описанном режиме, то через каждые полчаса требования на документы выводятся в основном хранилище. Требование выполняется и выводится список выдачи документов, который с выполненными документами сотрудники доставляют в читальный зал, где сотрудники читального зала принимают документы.

В случае если читатель заказывает документ без шифра, требование поступает, а Генеральный алфавитный каталог по сети и сотрудники дорабатывают его. Затем по сети требование посылается в основное хранилище, и проходит тот же путь.

При получении заказанных книг читатель оставляет в залог читательский билет и может работать с документом в зале.

При получении документов из подсобного фонда читальных залов происходит путём считывания штрихового кода сканером с книги и читательского билета в электронный формуляр, который содержит всю необходимую информацию о пользователе.

На сегодняшний день в Интернет есть собственная Web-страничка Национальной библиотеки, в которой представлен ЭК НББ, но, к сожалению, доступ к локальному терминалу пользователя через сеть Интернет пока дело будущего. Не автоматизирован пока ещё и Абонемент НББ.

ЭК АБИС «Natlis» НББ имеет следующие базы данных:

БД «книги» (ведет базу отдел обработки каталогов) отражает литературу по всем отраслям знаний, является библиографической, обновляется 2 раза в месяц с 1993 года.

БД «статьи» (ведет базу справочно-информационный отдел и отдел научной информации по культуре и искусству) отражает литературу на русском языке, белорусские издания выборочно, статьи из журналов, сборников продолжающихся изданий, статьи по культуре и искусству из газет, обновляется 2 раза в месяц с 1993 года. Со второй половины 1995 года в БД отражается раздел: народное образование и педагогика.

БД «ноты»

БД «авторефераты» (ведет базу отдел авторефератов и диссертаций) отражает все авторефераты и диссертации, поступающие в библиотеку.

БД «изодокументы»

БД «карты»

БД «белорусский национальный документ»

БД «новые поступления»

ЭК НББ позволяет пользователям вести многоаспектный поиск документов.

Недостатки пакета:

АБИС «Natlis» работает только в DOS, это связано с тем, что в НББ стоят ПК в основном старых модификаций.

Не поддерживает протокол Z 39.50.

5. Рынок АБИС зарубежных стран

1. Система «вояджер» для библиотек.

Эта библиотечная система появилась на информационном рынке в 1995 году. Ее разработчик – информационная корпорация США Endeavor, сама она создана в 1994 году.

Эта система предназначена преимущественно для академических и научных библиотек. В январе 1998 года этой системой было оснащено 137 библиотек (в США). Главные ее достоинства: многоуровневая архитектура «клиент-сервер», реляционные СУБД, графический дизайн и поисковая система.

В системе есть четкое разграничение функций «клиент», «сервер» и функций БД.

Этот продукт приобрела так же Библиотека Конгресса США. Ей обошлась она в 5,4 млн. долларов с установкой и модернизацией.

2. Ирбис.

АБИС "ИРБИС" (ГПНТБ России, Международная Ассоциация "ISIS") – 8 библиотек различных типов, в т.ч. БелСХБ, РНМБ. Интегрируемая и расширяемая система.

ИРБИС является комплексной программой и автоматизирует все процессы функционирования библиотеки, начиная с формирования коллекции и заканчивая учетом книговыдач. Функционально система разделена на 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ): комплектатор; каталогизатор; читатель; книговыдача; администратор.

Распространяется 6 основных версий системы:

· Золотой пакет – полная версия программы, включающая в себя: Ирбис – базовая поставка, WWW/ИРБИС/NT или ИРБИС/LINUX, модули по обеспечению работы по протоколу Z 39.50, универсальный конвейер в UNIMARC, в USMARC, информационные ресурсы созданные ГПНТБ России (ЭК, СвЭК и др.) – полная стоимость 10 тыс. $;

· ИРБИС базовая поставка в окружении MS DOS, бесплатно;

· ИРБИС модульная поставка под WIDOWS;

· Мини-ИРБИС, полная версия, но без АРМ «книговыдача», с ограничением записи в одной БД до 25 БЗ;

· Демо-версия ИРБИС с наличием всех модулей и 300-ми записями в одной БД ЭК – бесплатно;

· Микро-ИРБИС версия для использования частными библиотеками с реальной ценой.

Стандартно система поставляется на русском и английском языке, но теперь разработаны варианты на украинском, узбекском и армянском языках.

В Беларуси ее используют 15 тыс. библиотек, в том числе, БелСХБ, РНМБ. Цена базовой поставки составляет 3 тыс. $, гибкая система скидок.

3. Автоматизированная информационно-библиотечная система "МАРК-SQL"

Комплексная автоматизация библиотечных процессов на базе новейших информационных технологий. Создание электронного каталога, доступ к каталогу через Internet, обслуживание читателей, ведение статистической и управленческой отчетности, анализ книгообеспеченности, заказ литературы через Internet. Полная совместимость по базам данных с предыдущими поколениями АИБС "МАРК".
Принципиальные особенности
поддержка технологии "клиент-сервер";
возможность работы с различными СУБД: MS SQL, Oracle, Sybase SQL Anywhere, Access;

взаимодействие с помощью протокола z 39.50;
поддержка RUSMARC, USMARC, UNIMARC форматов;
возможность адаптации АРМов к технологическим особенностям библиотек и размерам фондов.

Технические требования:

Сервер
Операционная система: Windows NT/2000, Компьютер: IBM-совместимый от Pentium II, Объем оперативной памяти: от 256 Мб, Объем HDD: от 2 Гб
Клиент, Операционная система: Windows 95/98/ME/2000, Компьютер: IBM-совместимый от Pentium 100, Объем оперативной памяти: от 16 Мб
Объем HDD: от 100 Мб, СУБД: MS SQL, Oracle, Access

Организации:Закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Информ-система" Стоимость пакета 4 тыс. $.

В Беларуси ее закупили 15 Вузовских библиотек, с 50 % скидкой.

5. А-ЭЛИТА На рынке программного обеспечения появится новый комплекс программных продуктов для библиотек – автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС) "А-Элита". Разработка принадлежит российской компании ЗАО ГИПЕР" совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере при Правительстве РФ. С АБИС "А-Элита" уже работают такие библиотеки, как Всероссийская Государственная Библиотека Иностранной Литературы им. Рудомино, Библиотека Государственного исторического музея, библиотека Сургутского государственного университета. Комплекс "А-Элита" состоит из модулей (www менеджер, абонемент, администратор, каталогизатор, книговыдача, книгохранение, комплектатор, менеджер, поиск, сервер, систематизатор, статистика, читатель), которые позволяют полностью автоматизировать все процессы работы библиотеки и повысить эффективность управления ресурсами библиотеки. Достоинствами новой системы "А-Элита" перед другими программными продуктами являются: масштабируемость, т.е. применение как для малых библиотек, так и для федеральных; трехзвенная архитектура "клиент-сервер"; использование форматов RUSMARK, UNIMARK, USMARK, международных стандартных протоколов Z39.50-95, ILL, поддержка многоязычия на программном уровне (UNICODE) и открытая архитектура, позволяющая работать с широко распространенными программными продуктами. Пропускная способность АБИС "А-Элита" позволяет неограниченно увеличивать количество пользователей системы, а невысокие требования к клиентским ПЭВМ делают данную систему доступной для российских библиотек. С помощью этой системы можно успешно развивать кооперацию с другими библиотеками в масштабах страны и всего мира, а также осуществлять поиск информации в любой доступной через Интернет библиотеке.

6.”VTLS”(США) — была разработана фирмой VTLSдля комплексной автоматизации б-к и создания ЭК с широкими поисковыми возможностями, выполнения функций МБА, комплектования фондов, обработки статистики. Система имеет необходимые сетевые возможности, что позволяет использовать ее в локальных сетях и в Интернете. Она пригодна к использованию в национальных, публичных академических и других б-ках с миллионными фондами. Новые ее версии ориентированы на операционную систему WINDOWS , чей формат UNICODE позволяет использовать все шрифты в том числе и кириллицу. В целом система ориентирована на совершенные программные и аппаратные средства.

7. «CARL» (США) – применяется в университетских и публичных б-ках, является интегрированной АБИС, которая осуществляет многоаспектную обработку информации на входе системы и ее многократное использование на выходе. Охватывает все библиотечные процессы, возможность создания и поддержки неограниченного колическтва БД, предоставляет доступ к внешним Бд и комплексным системам.

8.«DYNIX-CLASSIC» (для публичных и школьных б-к) и «DYNIX-GORIZONT» (для академических и специальных б-к) – продукция фирмы «AMERITEX», поддерживает все основные Марк-форматы.

9. АБИС «Библиотека»

АБИС "Библиотека" (НБ МГУ и БКС, Россия) – 3 библиотеки (ФБ БГУ, РНТБ, РНМБФК) АБИС "Библиотека" в версии 4.0 и выше обеспечивает следующие функции:

  • Все виды библиографической и аналитической обработки документов;
  • Ввод данных в ЭК с клавиатуры и групповой (например, с дискет) и их коррекцию (включая "длинные" записи); Редактирование записей;
  • Проверку библиографических данных на дубль по любым признакам;
  • Поддержку и использование при вводе информации многоуровневых словарей;
  • Вывод библиографических данных в международном стандарте USMARC;
  • Групповую перекодировку информации при загрузке, выводе данных в ЭК в форматы или из форматов UNIMARC, ISIS;
  • Поиск информации по всем основным полям и группе полей с использованием языка запросов на основе булевой алгебры;
  • Гибкое построение поисковых таблиц (включая -- правила занесения в них информации, глубину индексирования, выбор процедуры обработки данных перед поиском);
  • Отображение на экране монитора данных ЭК в виде каталожной карточки в соответствии с ГОСТ 7.1 - 84 и в произвольном виде;
  • Распечатку каталожных карточек, формуляров, читательских требований;

Создание и распечатку документов любого вида; поддержку системы многоуровневых словарей, создание и использование иерархических рубрикаторов и классификационных таблиц.

10.Lider-Media (последняя версия, Франция) – автоматизированы все основные библиотечные функции, за основу взята операционная система PICK. Абис построена по принципу меню, отсутствие АРМов, поддерживает видеоэффекты и систему штрихового кодирования, интерфейс ввода-вывода для доступа в Интернет с любого браузера. Возможности для строительтва корпоративной сети б-к в режиме он-лайн. Поддерживает формат UNIMARC.

11. ALEPH (Израиль) – разработана при израильском университете, первая версия в 1980 году, 5-я в 1996 годуна ОС UNIX, в 1998 году на операционную систему WINDOWS . В системе полностью реализована клиент-серверная архитектура, что позволяет использовать АБИС как в локальных, так и глобальной сети ИНТЕРНЕТ, поддерживает формат UNICODE позволяет использовать все шрифты в том числе и кириллицу. АБИС построена на открытой архитектуре.

Первым библиотечным консорциумом считают OCLC, который был создан в США в 1967 году (Сначала это было 54 библиотеки учебных заведений штата Огайо, которые объединились для совместного создания и использования ЭК-ов).

Библиотечные сети в США строятся снизу по инициативе самих библиотек (децентрализованные консорциумы).

Сейчас существует более 2000 федеральных библиотек, координацию работы которых осуществляет комитет федеральных библиотек и информационных центров (Flicc) в его состав входят головные библиотеки: Конгресса США, Национальная с/х, Национальная медицинская, Верховного суда и другие.

По территориальному признаку в США существуют следующие библиотечные сети:

1. транснациональные: OCLC,

2. национальные: RLIN, WLN,

3. региональные: PIONEER – штата Юта, OHILING – штата Огайо,

4. межрегиональные: MINITEX.

Для успешного функционирования библиотечных компьютерных сетей в качестве основных каналов связи используются три крупнейшие электронные сети: BITNET, ALANET, POLINET.

BITNET: объединяет более 700 библиотек и научных центров, через 2000 узлов в США, Европе, Канаде, Азии, Южной и Центральной Америке.

ALANET: обеспечивает функционирование электронной почты, распределения бюллетеней Американской библиотечной ассоциации, доступ к ее электронным ресурсам для БОЛЕЕ ЧЕМ 3000 БИБЛИОТЕК, ИЗДАТЕЛЬСТВ И БИБЛИОТЕЧНЫХ СЕТЕЙ.

POLINET: сеть информации общественных наук входит в сеть Solarnet (университет шт. Северной Каролины).

Нидерланды:

Библиотечные сети появились с середины 70 гг., когда начал создаваться СЭК «PICA», в настоящее время эта сеть является добровольной, некоммерческой, негосударственной организацией, которая объединяет более 2000 б-к, остальные просто пользуются ее услугами, программными средствами и информационными ресурсами.

Каждая б-ка-участник имеет своих представителей в совете сети. Взаимоотношения в сети регулируются соответствующими договорами. Если ты полный член сети, все ресурсы созданные в сети для тебя бесплатны. Основная задача: создание библиотечной инфраструктуры сети для совместной обработки информации и ее использования, комплексная автоматизация библиотечно-информационных процессов, обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам и предоставление текстов документов (ЭДД). Функциональная и программная технологическая структура: центральный информационный сервер, локальные библиотечные системы, коммуникационные системы (оборудование для сети).

В эту сеть входят: 1) распределенная он-лайновая система каталогизации документов, 2) сводный нидерландский каталог, 3) Он-лайновый каталог журнальных статей (около 13 000 зарубежных изданий расписано, все свои журналы, и ссылки на полный текст статьи), 4) Он-лайновая документально-поисковая система для поиска сведений о документе, 5) Он-лайновая полнотекстовая ситема для поиска полных текстов документов.

Все эти части базируются на едином программно-техническом комплексе, на мощных компьютерах и серверах. Первоначально эту сеть финансировало государство, но сейчас оно отошло от этого и это самофинансирующаяся организация. Ее особенность в том, что она не только объединяет локальные библиотечные сети, но и способствует образованию новых. Для этого было создано ПО в 1983 для б-к , у которых фонд более 50 тыс. экз. Доходы центра состоят из: взносов участников, за пользование БД, продажа информационных ресурсов сторонним пользователям, средства по предоставлению информационных услуг, реализация проекта за пределами страны. Узкое место сокращение рабочих мест в б-ках, где-то на одну треть.

Великобритания:

CURL – консорциум научных б-к Великобритании. Создан в 1983 году (из 7 б-к Оксфорда и др.), а в 1992 году получила официальный статус и была зарегистрирована, бюджет состоит в основном из членских взносов, неком. и негос., Функционирование сети сейчас обеспечивает Манчестерский университете, по функциям подобна PICA. Членство бывает: полное (для б-к с национальной научной репутацией, возможность нести расходы на ежегодную международную подписку, хороший научный уровень укомплектованности фондов, достаточно высокий рейтинг научных исследований по мировому кругу тем, если ин-т или его б-ка получила гранты на исследования, готовность передать все БЗ и в обмен пользоваться БД, БЗ консорциума бесплатно), ассоциирумное, кооперируемое.

6. Понятие компьютерной сети. Типы компьютерных сетей

Самая простая компьютерная сеть состоит как минимум из 2-х компонентов соединенных друг с другом кабелем, что позволяет им использовать данные, периферийные устройства и программы совместно.

Сетью называется группа соединенных компьютеров и других устройств. Концепция соединения компьютеров для совместного использования их ресурсов носит название концепции сетевого взаимодействия. Работа на компьютере, не подключенном к сети, называется работой в автономном режиме.

Основное назначение компьютерных сетей – совместное использование их ресурсов и осуществление интерактивной связи между компьютерами, входящими в сеть. Ресурсы – это данные, программные приложения и периферийные устройства, такие как внешний дисковод, принтер или модем. К ресурсам компьютерной сети относятся :

- периферийные устройства ввода/вывода;

- вычислительные ресурсы(процессор и оперативная память);

- программные приложения;

- данные и базы данных совместного использования.

Понятие интерактивной связи подразумевает обмен, сообщениями в реальном режиме времени.

Первоначально сети были небольшими и объединяли до 10 компьютеров и один принтер. Такие сети располагались в пределах одного этажа здания или сравнительно небольшой организации. Подобные сети называются локальными вычислительными сетями (ЛВС).

Как только преимущества компьютерных сетей стали неоспоримы и сетевые программные продукты начали заполнять рынок, перед корпорациями – для сохранения конкурентоспособности - встала задача расширение сетей. Так на основе локальных сетей возникли более крупные сети, часто объединяющие компьютеры и пользователей из разных городов и государств. Такие сети называются глобальными вычислительными сетями (ГВС).

Основные отличия ГВС и ЛВС являются:

1. Их большая географическая протяженность

2. наличие в сети оборудования, программного и информационного обеспечения интернет – провайдера, компании, специализирующейся на предоставлении доступа в глобальные информационные сети.

В одноранговой сети все компьютеры равны: нет иерархии. Среди компьютеров, как правило, каждый компьютер функционирует и как клиент и как сервер, т.е. нет определенного компьютера, ответственного за администрирование всей сети. Каждый пользователь самостоятельно решает, какие данные на своем компьютере сделать общедоступными в сети. Одноранговые сети подходят там где количество пользователей не превышает 10 человек; пользователи расположены компактно; вопросы защиты данных не критичны; в обозримом будущем не ожидается значительного расширения.

В тоже время возникают ситуации, когда использование одноранговых сетей не отвечает интересам организации. Поэтому большинство сетей используют выделенные серверы. Выделенными называется такой сервер, который функционирует только как сервер (исключая функции клиента или рабочей станции) и поэтому специально оптимизирован для быстрой обработки запросов от сетевых клиентов и для управления защитой файлов и каталогов.

Серверы в больших сетях стали специализированными:

1. файл – серверы и принтер-серверы (управляют доступом пользователей соответственно к файлам и принтерам)

2. серверы приложений

3. почтовые серверы

4. факс серверы (управляют потоком входящих и исходящих факсимильных сообщений через один или несколько факс-модемов

5. коммуникационные серверы управляют потоком данных и почтовых сообщений между какой-либо сетью и другими сетями, удаленными пользователями через модем и телефонную линию.

Основным аргументом при выборе сети на основе сервера является как правило, необходимость обеспечения зашиты данных.

Наши рекомендации