I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Выступление учащихся.

— Расскажите, что нового о жизни поэта вы узнали.

2. Выразительное чтение стихотворений.

— Сейчас послушаем стихи, которые вы приготовили к уро­ку.

III. Подготовка к чтению сказки. Словарная работа

1. Первичное понимание текста.

—Прочитайте название сказки. Знаете ли вы, что оно озна­чает? (Ашик — в переводе означает народный певец, музы­кант. Кериб — бедный человек, бедняк.)

—Чья это сказка? (Турецкая.)

2. Словарно-лексическая работа.

— Объясните значение слов:

ПРОРОК — 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

ГАЗЕЛЬ — родственное антилопе полорогое млеко­питающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

ЗАРОК — клятвенное обещание не делать что-либо. СААЗ — турецкая балалайка.

ПАША — в старой Турции и некоторых других мусуль­манских странах: титул высших сановников и генера­лов, а также лицо, носящее этот титул. НАМАЗ — (ислам) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.

—Объясните выражения: «нам вдвоем достанет» (хватит); «высокое сердце».

—Подберите синонимы к словам:

УПРЕКАТЬ — укорять, шпынять, пилить, точить; СТРАНСТВОВАТЬ — скитаться, странничать; ВОСКЛИКНУТЬ — возгласить, вскричать, вскликнуть;

УСПОКОЙСЯ — остынь, утихомириться, угомонись.

— Подберите антонимы к словам:

БЛЕЩУТ - гаснут;

ИСТИНА — ложь, обман, заблуждение; ДРОЖАЩАЯ РУКА - спокойная; ПРОЗРЕТЬ - ослепнуть.

— Прочитайте в тексте выделенные слова и найдите их
объяснение в словаре учебника.

АЯП-АГА — знатный господин. ЧАУШ — сторож, рассыльный. ОГЛАН — мальчик, парень.

IV. Физкультминутка

V. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися

VI. После чтения

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
(Дети делятся своими впечатлениями.)

VII. Итог урока

— С каким произведением познакомились на уроке?

— Если бы не было подзаголовка к сказке, можно ли дога­
даться, что действие в ней происходит в другой стране?

Домашнее задание:перечитать сказку, ответить на вопрос 2 на с. 113 учебника.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

С молодецкого посвисту пыль столбом. Конь копытом бьет, удила грызет. Хвостом след устилает, горы и долы Промеж ног пускает.

III. Работа над содержанием сказки

1. Выборочное чтение и ответы на вопросы.

—Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его?

—Как он познакомился со своей будущей невестой?

—Молодые люди полюбили друг друга, так почему же Ашик-Кериб загрустил? Какое сравнение использует автор? (Как зимнее небо.)

—Что предложила девушка молодому человеку?

—Почему же Ашик-Кериб отказался от ее предложения, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь?

—О каких чертах характера говорит такой поступок?

—Какое решение принял Ашик-Кериб?

—Почему девушка согласилась ждать его семь лет, ведь это так долго?

2. Беседа о поступке Куршуд-бека.

—Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек.

—Почему он так поступил? Можете ли вы объяснить?

—Прочитайте отрывок о том, как мать приняла страшную весть. Почему она поверила Куршид-беку, а Магуль-Ме-гери сразу поняла, что это неправда? (Наверное, потому, что девушка слишком хорошо его знала.)

—Добился ли Ашик-Кериб того, чего хотел, за чем отпра­вился? Докажите.

—Почему он не вернулся к своей возлюбленной, хотя у него уже были деньги?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы над содержанием сказки

1. Беседа о характере Магуль-Мегери.

—Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей вы­держать все испытания?

—Какие еще черты характера были у этой девушки?

—Вспомните начало сказки, ведь она обещала, что через семь лет выйдет замуж за Куршуд-бека. Почему же она во время свадьбы хотела уйти из жизни? Вспомните этот момент. (Дети зачитывают отрывок и объясняют действия девушки )

—С чем сравнивается красота девушки? Как поет о ней под­руга?

—А как обычно говорится о девичьей красоте в русских сказках?

—Прочитайте пословицы на с. 113, объясните их смысл.

Не ищи красоты, а ищи доброты. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее

2. Беседа о финале произведения.

—Как сумел Ашик-Кериб за один день попасть в свой город?

—В чем еще помог ему Хадерилиаз?

—Как заканчивается сказка?

—Какие чудеса происходят в сказке? Какие события могли произойти в реальности?

—Распределите героев по группам: положительные герои; отрицательные герои; нейтральные герои; герои-помощ­ники.

I. Организационный момент - student2.ru VI. Итог урока

—К какому виду сказок относится эта сказка?

—Зачем Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе?

—Чему учит эта сказка?

Домашнее задание:подготовить краткий пересказ сказки.

Наши рекомендации