Социально-эстетические явления в дизайне

Первым цель художественной деятельности в преображении форм реального мира и в гуманизации благодаря этому практической предметной среды увидел Баухауз. До этого промышленное производство множило низкокачественный и уродливый хлам, который довольно сильно отдалил нас от общечеловеческих ценностей. «Обеденный стол того времени мог представлять собой безупречной формы столешницу блестящего белого мрамора с максимально прочными ножками при минимуме материала – блестящей нержавеющей стали. Но первая реакция, когда видишь такой стол, - лечь на него и ждать удаления аппендикса…»(В.Папанек).

Деятели Баухауза пришли к выводу, что промышленное производство нуждается в процессе художественного конструирования. Все потому, что эстетическое отношение выполняет уникальную функцию в жизни человека, а утилитарное отношение неизбежно односторонне и в свою очередь приводит к односторонности человеческих проявлений в нем, к зависимости от него.

Фундаментальная социальная функция дизайна – утилитарно-практическая.

Социологические проблемы дизайна:

1. Промышленное проектирование как специфическая область человеческой деятельности. Закономерности его исторического развития. Отношение промышленного проектирования к производству и потреблению.

2. Дизайн в системе промышленного проектирования. Проблемы тотального проектирования.

3. Структура общественных потребностей как выражение системы социальных отношений и тенденций общественного развития. Структура общественных потребностей и ее влияние на структуру потребительского спроса.

4. Социальное содержание предметной функции. Социальная функция предмета и предметной среды. Товарные и нетоварные формы удовлетворения потребностей в социалистическом обществе.

5. Социалистические проблемы труда и дизайна.

6. Социологические проблемы быта и дизайна.

7. Дизайн как инструмент «массовой культуры» в массовом обществе.

8. Вещь и дизайн.

9. Дизайн и проблема человека в современном обществе.

Дизайн осуществляет возможность функционирования вещи внутри общества, потому что вещь имеет социальную функцию, с помощью вещей происходят отношение между людьми. Вещь может иметь знаковую функцию (например, положение человека).

Социокультурный анализ дизайна позволяет рассматривать его, с одной стороны, как социальную практику, объективно возникшую в эпоху индустриализации на границе производства и потребления, а с другой стороны, как целостный культурный феномен.

Такой подход позволяет не только выявить особенности проявления этого феномена в России и обосновать необходимость включения дизайна в современную систему национального образования, но, самое главное, наметить пути дальнейших исследований социальных аспектов взаимоотношения человека и предметно-пространственной среды.

В отличие от европейского и американского дизайна, развивавшихся в естественных социально-экономических условиях «здоровой конкуренции» на рынке сбыта, в России осознанное развитие дизайна начинается не с практики, а с разработки теоретических концепций. Кроме того, не меньшее значение имеют традиционно сложившиеся в России особенности восприятия предметно-пространственной среды, наличия и соотношения в ней красоты и целесообразности, маловыраженный интерес к обустройству собственной среды обитания.

Социокультурный анализ феномена дизайна позволяет заключить, что дизайн по существу обеспечивает соединение трех составляющих современной культуры - науки, техники и искусства, то есть ведет к реинтеграции культуры, которая, в свою очередь, должна быть закреплена на уровне общего образования посредством включения дизайна в его структуру.

Кроме того, на стыке интересов социологии и дизайна оказываются такие его функции, которые проявляются неявно. Например, функция социальной адаптации, компенсаторная. Более того, рожденный промышленным массовым производством, достигнув своего расцвета, дизайн, как это ни парадоксально, начинает играть существенную роль в таких процессах, как самоидентификация и индивидуализация. Дизайнер оперирует вещами - символами. А современности символика нужна не меньше, чем древним людям, особенно такая, которая способна выражать национальные чувства, социальный статус или претензии на него, «авангардизм» или, напротив, ностальгию по старине и приверженность к традиционным культурным ценностям.

Дизайн – это носитель социальных изменений. Такая точка зрения наиболее точно соответствует особенностям складывающейся социально-экономической, политической, культурной ситуации в социумах, обладающих высоким уровнем развития социальных структур и техники. Крупные изменения, происходящие в социальных качествах предметной оснащенности бытия человека, являются важнейшими показателями грандиозного размаха дизайна, неисчерпаемого многообразия его феноменов и безграничной силы воздействия на человека. Чары и обольщения современного социального прогресса во многом обусловлены достижениями дизайна.

Это обстоятельство качественно изменяет роль дизайна в своевременном обществе и, вместе с тем, неизмеримо усложняет и стремительно расширяет дизайнерскую деятельность и ее социальный смысл.

Все факторы формообразования проявляют себя в социальных условиях. Эти условия оказывают влияние на форму создаваемых вещей. В отношении характера ценности и удобства вещей в разных социальных сословиях у разных потребительских групп имеются совершенно различные представления. Учет влияния на формообразование социальных и экономических условий, связанных с уровнем и особенностями использования и изготовления, требует взаимодействия экономических и эстетических требований.

Дизайн явление социальное. Социология дизайна, как элемент теории дизайна, исследует вещи в связи с отношениями между людьми.

Общественная проблема, которой является специфической для теории дизайна, эта проблема соотношение вещей и человеческих отношений. Таким образом, под дизайном понимается не только дизайнерское проектирование предметных объектов, а некоторый социальный механизм, который помимо дизайнерского проектирования, предполагает также наличие определенных социальных групп населения нуждающихся в проектировании продуктов промышленности, как средство осуществления своих социальных взаимоотношений.

Дизайнер добивается соответствия изделия требованиям массового покупателя. Изделие и особенно его внешняя форма становится благодаря дизайнеру носителем информации не только о назначении предмета, но и его общественном значении.

Следовательно, дизайнер не просто согласует и координирует усилие специалистов, инженеров конструкторов, он проводит эту координацию на определенной основе, в русле определенных требований.


Наши рекомендации