Массовые социально-психологические явления

Толпа — стихийно возник­шее (или утратившее орга­низованность) и характери­зующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скоп­ление людей, находящихся в непосредственных контак­тах друг с другом и в состоя­нии повышенного эмоцио­нального возбуждения.

Большая диффузная группа— многочисленная, но нечетко опре­деленная по составу, высоко­динамичная и низкоинтегриро­ванная совокупность людей, лишь локально и опосредованно свя­занных друг с другом.

Слухи — форма искаженной информа­ции о значимом объек­те, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях не­определенности и соци­ально-психологической нестабильности.

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массо­вых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распро­странение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. При этом социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими.
Во-первых, слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значи­мыми для них социальными объектами (например, о предстоящей денежной рефор­ме или какой-то угрозе для нормальной жизнедеятельности людей). Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется.

Во-вторых, они возникают в условиях неопределенно­сти, когда информация совсем отсутствует, или явно недо­статочна, или является противоречивой и тем самым порож­дает неопределенность (примером является вызвавшая массовые слухи в конце апреля - мае 1986 г. несогласован­ная информация об уровне радиоактивного загрязнения территорий в результате Чернобыльской катастрофы).
В-третьих, важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в кото­рую входит интересующая диффузная группа. Это может быть город, регион или об­щество в целом. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей и т. п.
В-четвертых, благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, чело­век стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для за­рождения слухов.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяю­щейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:
- слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;
слухи в значительной степени снимают или по меньшей мере снижают неопре­деленность, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи де­лают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;
- слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ней может изменяться;
- социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсроченно могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание; в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку что-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, в отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.
Общая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Поэтому, учиты­вая вышеописанные благоприятные для слухов условия, необходимо следующее:
- добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях; информация при этом должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снимать неопределенность, в экстре­мальных же условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации;
- целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов;
- позитивное профилактическое воздействие на слухи оказывают условия поли­тической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие диффузные группы (город, регион или об­щество в целом); это существенно снижает состояние тревоги, напряженности людей и предотвращает слухи;
- в ситуациях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные при­чины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя складывающуюся со­циальную ситуацию и будут к ней относиться менее эмоционально;
- в благоприятных для слухов условиях появляются их активные распространите­ли (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием степени экстре­мальности условия жизни людей), которые могут представлять серьезную угрозу, по­этому необходимо выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу.

Паника — стихийно возникающее состоя­ние и поведение боль­шой совокупности лю­дей, находящихся в условиях поведенче­ской неопределенности в повышенном эмоцио­нальном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Наиболее важными характеристиками паники являются сле­дующие:
- паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численно­сти (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);
- паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;
- паника — это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;
для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекват­ность поведения в целом).

действие различных факторов, наиболее важными среди кото­рых являются следующие:
1. Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода пережива­ния негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками). Такая атмосфера является предпанической, т. е. предшествующей и способствующей возникновению паники.
2. Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирую­щих панику слухов, например подогревающих предстоящую опасность или степень ее негативных последствий (так нередко было на радиоактивно загрязненных терри­ториях после Чернобыльской катастрофы).
3. Принципиальными оказываются личностные качества людей и наличие пред­расположенных к панике, так называемых паникеров. Очень важным условием воз­никновения паники становится доля таких людей в большой группе. Известно, что иногда достаточно и 1 % паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочис­ленная группа людей.
4. Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период време­ни. Такие стечения обстоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочис­ленности характеристик физической и социальной среды.
Психологические особенности поведения людей в условиях паники были изуче­ны в классическом исследовании X. Кэнтрила, посвященном изучению массовой па­ники в США в 1938 г., вызванной радиоспектаклем «Вторжение с Марса» (по Г. Уэл­лсу). Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий. В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике. Первую группу составили те, которые испытали лег­кое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, само­стоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан. Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно решить, поэтому попытался проверить с помощью других реальность этих событий (обраща­лись к соседям, знакомым, на радио и т. п.) и только после этого приходили к отрица­тельному заключению. В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство стра­ха, не смог проверить реальность происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.
Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом харак­теристик людей, особенно важными среди которых являются социально-демографи­ческие признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космиче­ских явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паниче­ским настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный ста­тус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем матери­ального благосостояния. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность та­кого класса людей к паническому восприятию событий. Важными были также поло­возрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике. Наряду с социально-демографическими характеристика­ми существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

Массовое настроение - это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настроениям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому: от бессознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям коренным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно. Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов.

Общественное мнение – единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, передаваемую «из уст в уста» (слухи). Общественное мнение, отражающее господствующую идеологию, социально-экономический уклад общества, государства, вырастает на данных массовой информации: прессы, радио, кино, телевидения, собраний, митингов и т. д.

Общественное мнение порой имеет широкие масштабы: страну, континент, весь мир. О таких проблемах международной жизни, как война и мир, экономические вопросы, складывается определенное общественное мнение у многих миллионов людей.

Коллективное переживание. Тождество эмоционального состояния людей, входящих в социальную общность, представляет собой коллективное переживание. Оно может захватить большие массы людей.

Праздники вызывают у людей приподнятое настроение. Стихийные бедствия – печаль многих тысяч людей. Таким образом, коллективные переживания могут быть положительными и отрицательными по содержанию. Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Иногда она захватывает множество людей, дезорганизует, нарушает ритм жизни и работы, ломает устоявшиеся отношения.

Соревнование. Взаимодействие личностей, коллективов, групп, в ходе которого возникает и реализуется стремление сторон превзойти результат друг друга, составляет соревнование. По своему характеру оно социально, т. е. его содержание связано с нуждами, запросами общества. Чем содержательнее основа соревнования, тем оно ценнее: повышается качество учебы, качество и количество выпускаемой продукции, спортивных результатов и т. д.

Подражание. Сознательное или неосознанное копирование образца называется подражанием. В общественной жизни оно занимает важное место. Так, школьник подражает полюбившемуся герою фильма, перенимает его манеру поведения, мимику, жесты. Распространение моды целиком основано на подражании. Одежда, прически, мебель в квартире, манеры общения – все это может явиться объектом для подражания.

Наши рекомендации