В ней есть душа, в ней есть свобода
Проблема любви к природе.
О своей любви к природе писали многие писатели и поэты. Так, Фёдора Ивановича Тютчева красота русской природы поразила с юных лет, именно поэтому он её одушевляет, возводя в ранг живого существа. Это подтверждают следующие строки:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Для Ивана Алексеевича Бунина природа России была той благотворной силой, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение целостности мира:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,-
Любовь и радость бытия.
Проблема назначения искусства
Ещё в шестнадцатом веке итальянский художник Микеланджело Буонарроти совершил настоящий подвиг в искусстве. Он в одиночку расписал потолок Сикстинской капеллы общей площадью более шестисот квадратных метров. Работал он четыре года, и только один ученик помогал ему смешивать краски. Более пяти веков нет художника, а творения его живы, продолжая влиять на людей красотой созданных образов и мастерством творца.
В очерке Юрия Грибова «Листопад» герой плывёт на барже по реке Ветлуге. Вместе с ним там находятся ещё несколько женщин и мужчин. Одна их женщин начинает петь немудрёную народную песню, ей постепенно стали подпевать и другие женщины, а потом и мужчины, даже не знающие слов. Герой тогда подумал, что в сердце каждого человека живёт красота, просто она спит до поры до времени, и нужен какой-то толчок, чтобы разбудить её. Для людей на барже таким толчком стала песня.
Рассказ В.П. Астафьева «Музыка» повествует о том, как во время войны герой оказался в полуразрушенном польском городе. Он услышал звуки полонеза Огинского, который в мирное время исполнял на скрипке его знакомый Вася-поляк. Звуки этой музыки всколыхнули в сердце героя воспоминания о Родине и пробудили такую жгучую ненависть к фашистам, что он решил сделать всё возможное, чтобы побыстрее прекратить эту войну.
А. Седых в книге «Далёкие, близкие» рассказывает о том, как в двадцатые годы двадцатого века он долгое время жил в Париже. Однажды ему довелось побывать на концерте Ф.И. Шаляпина. Слушая в его исполнении песни и романсы, автор живо представил себе колосящееся поле, толпу пьяных мужичков, озорных коробейников. После концерта, растревоженный мыслями о Родине, он не мог уснуть и всю ночь бродил по тёмным парижским улицам.
Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.
Проблема нравственной прочности человека
Нравственные проблемы всегда волновали писателей. Не остался в стороне и Антон Павлович Чехов. Рабское повиновение, ощущение своей ничтожности, которые высмеивал писатель в своих рассказах, не соответствовали его нравственному идеалу. Так, чиновник Червяков из рассказа «Смерть чиновника» не проходит испытания на нравственную прочность. Он сидел в креслах партера затылок в затылок с генералом, но тот всё-таки был для него столь недосягаем и свят, как Бог. Чихнув и обрызгав генерала, Червяков не успокоился, извинившись перед ним. Он униженно ходил за ним и просил прощения. Когда же генерал прогнал его, Червяков умер от огорчения, не выдержав проверки на нравственную прочность.
А вот Андрей Соколов, герой рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», проходит эту проверку. Попав во время войны в фашистский лагерь, Соколов остаётся человеком, преданным своей Родине. Особенно ярко это представлено в эпизоде, когда немцы заставляли его выпить за победу Германии. Андрей отказывается это сделать, хотя прекрасно знает, что его может ожидать смерть. Именно поэтому он пьёт за свою погибель. Немцы сумели оценить нравственную выдержку героя и наградили его куском сала и буханкой хлеба.
В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» поднимается данная проблема через образы сыновей старого Тараса. Остап, несмотря на то, что его подвергли страшным пыткам, и перед лицом смерти сохранил верность казацкому братству и своей Родине. Можно утверждать, что он прошёл проверку на нравственную прочность. А вот Андрий, пленившись чарами прекрасной полячки, предал всех, за что и был убит свои отцом.
В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин олицетворяет собой пример настоящего эгоиста. В случае с Бэлой он не выдерживает проверки на нравственную прочность. Пытаясь завоевать девушку, он делает для этого всё возможное, но добившись своей цели, начинает вести себя крайне неприлично. Он не замечает девушку, его не волнуют её чувства, и его безразличие приводит к смерти героини.
.
Ещё в девятнадцатом веке Иван Сергеевич Тургенев заговорил о сохранении родного языка. Его мысли и высказывания стали крылатыми. Он писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Слова писателя оказались пророческими, и спустя сто лет мы убеждаемся в их актуальности. Это яркое свидетельство того, что уже тогда вставал вопрос о сохранении родного языка.
Многие критики ставили данную проблему во главу своих исследований. Инна Кабыш в одной из своих статей пишет о том, что дети сегодня не знают значений самых распространённых слов. По её мнению, русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. Критик делает вывод, что мы должны бороться за наш язык и литературу, написанную на нём.
В двадцатом веке К.И. Чуковский посвятил ряд работ проблеме канцелярита. Он называл его болезнью языка. Писатель указывал, что это явление лишает язык простоты, ясности, образности. Кроме того, Чуковский назвал канцелярит «особым, стандартным шаблоном».
Однозначного отношения к заимствованию до сих пор нет. Одни и те же писатели и критики по-разному относятся к этому языковому явлению. Так, В.Г.Белинский в одной из работ пишет о том, что «неудобно придуманное русское слово для выражения чуждого понятия не только не лучше, но решительно хуже иностранного слова». Однако он же в другой своей статье указывает, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Проблема духовности
Данной проблеме уделялось большое внимание во все времена. Александр Сергеевич Пушкин отразил её в романе «Евгений Онегин», показав нам духовную эволюцию главного героя. Вначале мы видим Онегина как человека совершенно бездуховного. Это и его времяпрепровождение, и образ мыслей, и живучесть светских условностей, и отказ от счастья и любви. Но в конце романа, читая письмо Онегина Татьяне, мы понимаем, что герой стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от её любви. В герое проснулась душа, и он уже вызывает в нас сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью.
В повести «Суходол» Иван Алексеевич Бунин рисует безумную российскую действительность, которая порождает русскую душу, полную причудливых контрастов: то щедрую и отзывчивую, то безудержную и страстную. Как писал позже сам Иван Алексеевич, «Суходол» относится к произведениям, «резко рисовавшим русскую душу, её своеобразные сплетения, её светлые и тёмные, но почти всегда трагические основы». Трагически сложилась судьба Натальи, дворовой девушки. Суходол присушил её душу, овладел всей её жизнью. Самым прекрасным и удивительным моментом в её жизни была любовь к барину Петру Петровичу, которую она пронесла до конца своих дней. Душу Натальи Бунин называет «прекрасной и жалкой». Красота её внутреннего мира в том, что она способна на глубокие и благородные чувства. На её примере писатель утверждает, что истинная духовность заключается в стремлении к самопожертвованию, к страстной самоотверженной любви, покорности и даже обожанию своих обидчиков.
Любимые герои Л.Н.Толстого подчиняются созданной им диалектике души. Это значит, что автор показывает их во внутреннем развитии. Это можно сказать о Пьере Безухове. В начале произведения мы видим его неопытным юношей, только что вступившим в светское общество. На пути своего становления он совершает много ошибок, но всегда старается исправить их, сделать себя лучше, чище, нравственнее. Общественное служение, патриотизм, благородство, честность – яркие свидетельства духовности этого героя.
Совсем другим мы видим безымянного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунина. Этот персонаж не только лишён имени, но и души. Герой совершенно не думает о чём-то возвышенном, его интересуют только материальные блага, а они с духовностью вообще не связаны. Другие пассажиры не менее бездуховны, так как все они живут ложными идеями, притворяются, поступают не так, как это необходимо. Смерть главного героя не только физическая, это ещё и свидетельство смерти души.
Совершенно бескорыстно старается помочь людям странник Лука в пьесе Максима Горького «На дне». Придя в ночлежку Костылёвых, Лука для всех находит добрые слова. Он не делает различий между людьми, для него все они равны. Для каждого он находит нужное слово, старается помочь, облегчить их последние минуты или дать надежду на будущее. Несмотря на то, что Сатин упрекает старика в излишней жалости к людям, нельзя не отметить, что делает он это совершенно бескорыстно, просто желая хоть немного помочь людям.
У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
Проблема отцов и детей
По-разному отражена данная проблема в произведениях художественной литературы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» она заявлена уже в самом названии. Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях главного героя Евгения Базарова с его родителями. У него очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признаётся, что любит родителей, с другой – презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. При всём этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живёт даже тогда, когда главный герой умирает.
В романе-эпопее Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» тоже находит отражение данная проблема. Когда Пантелей Прокофьевич Мелехов узнаёт о связи своего младшего сына Григория с замужней солдаткой Аксиньей Астаховой, он решает прекратить это, женив сына на другой. История женитьбы Григория говорит о том, в казачьей среде сын должен был беспрекословно подчиняться воле отца. На примере судьбы Григория мы видим, насколько решение отца могло определить ход дальнейшей жизни его сына. Григорий вынужден расплачиваться за своё подчинение воле отца всю жизнь. Это решение делает также несчастными двух незаурядных, гордых и любящих Григория женщин.
Проблема одиночества
Через всё творчество Михаила Юрьевича Лермонтова проходит тема одиночества, которое испытывал поэт. Это чувство нашло отражение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». Система риторических вопросов и восклицаний представляет нам замкнутый, безнадёжный диалог человека с самим собой. Обращаясь к самому себе, отвечая самому себе, человек не обнаруживает в своей душе ни жалости к прошлому, ни надежды на будущее. Поэту «больно и трудно» жить в мире, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы.
Мысль о чудовищном одиночестве Евгения Базарова пронизывает весь роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой тираничен, недюжинно силён, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Сам Базаров не стремится понравиться людям. Его единомышленники способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Автор всё время напоминает нам, что его герой не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. Базаров мечется в замкнутом круге одинокий, отчаявшийся. Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира. Даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остаётся по-прежнему одинок.
И современный человек». Но ещё больше её поразили пометки, оставленные Евгением на полях прочитанных книг. Они свидетельствовали о внимательном, вдумчивом чтении и помогли Татьяне понять истинную сущность Онегина.
Несколько иначе смотрит на проблему Н.В.Гоголь в поэме «Мёртвые души». В кабинете помещика Манилова на столе лежала книга, раскрытая на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. Эта художественная деталь не только характеризует героя, но и доказывает безразличное отношение к процессу чтения.
Проблема образования
Проблема, поднятая автором, волновала писателей, публицистов, критиков во все времена. Д.И.Фонвизин уделил ей большое внимание в своей комедии «Недоросль». В образе главного героя Митрофанушки писатель показал, к чему приводит необразованность. Митрофанушка не хочет ничего делать, и учиться в том числе. Мать, госпожа Простакова, во всём потакает сыну. Учителя для него нанимаются по принципу «меньше платить». Это бывшие солдаты и иностранцы-гувернёры. Они сами мало образованы и потому не могут дать прочных знаний, а Митрофан не стремится сам добывать их. В результате его ожидает то, чего он дольше всего боится,- военная служба.
Полной противоположностью Митрофанушке является герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. Этот персонаж всеми способами старается получить образование. Он думает, что для этого ему нужны лишь прилежание и трудолюбие. Всё своё время он тратит на постижение наук. Даже на каникулах он проводит опыты и эксперименты, чем удивляет многих жителей имения Кирсановых. Базаров убеждён, что образование необходимо каждому человеку. Он гордится тем, что сам себя воспитал. Если бы не нелепая смерть, из него получился бы прекрасный врач.
Умением радоваться жизни, ценить каждое её мгновение наделил свою любимую героиню Наташу Ростову Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Девушка хочет жить и чувствовать, желает во всём принимать участие.
Она способна радоваться всему, что её окружает: красоте природы, озорной пляске, первому балу, благополучию в семье. Это своё жизнелюбие героиня проносит через всё повествование, а в конце романа мы видим, что она передаёт его и в свою семью с Пьером Безуховым.
Герой повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» бедный чиновник Желтков безнадёжно влюблён в замужнюю женщину, княгиню Веру Николаевну Шеину. Он прекрасно понимает, что счастье с ней для него невозможно, однако он радуется жизни, когда видит её, может написать письмо или отправить подарок на день рождения. Когда же герой лишается и этой малости, он предпочитает умереть.
Проблема чести
В художественной литературе данной проблеме отведено не последнее место. А.С.Пушкин эпиграфом к своему роману «Капитанская дочка» взял пословицу: «Береги честь смолоду». Такой же наказ получает от отца главный герой романа Пётр Гринёв. Он следует ему на протяжении всего повествования: возвращает карточный долг Зурину, благодарит вожатого за спасение во время бурана, защищает честь любимой девушки на дуэли, хранит верность присяге. За всё это в конце произведения герой вознаграждён счастливой семейной жизнью.
В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин показан настоящим эгоистом, думающим только о себе. Однако, когда речь заходит о защите чести, он поступает как порядочный человек. Узнав о готовящейся против него афере, он, не желая показаться трусом, идёт на дуэль и даже убивает Грушницкого. Сожаления ненадолго охватывают его, но свою честь он всё же сохраняет.
Любимые герои Л.Н.Толстого – всегда люди благородные, честные. Таков и Андрей Болконский. В начале романа он показан нам честолюбивым молодым человеком, думающем лишь о личной славе. Однако после Аустерлицкого сражения и смерти жены он меняется и решает заняться общественной деятельностью. Кроме того, Андрей меняет своё отношение к простым людям: участвуя в реформах Сперанского, он делает крестьянам послабление, а во время Отечественной войны 1812 года так относится к солдатам, что они ласково называют его «наш князь». Болконский ведёт себя как герой на полях сражений и героически погибает.
Многие критики поднимали вопрос о влиянии телевидения. В.Кутырёв назвал телевидение символом всей аудиовизуальной системы. Его гибельную сущность он видит в том, что оно лишает человека его предметного мира. Однако критик отмечает и положительную сторону телевидения, которая заключается в том, что с его помощью можно побывать везде.
Проблема благодарности
В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв во время бурана мог бы погибнуть, сбившись с пути, однако попавшийся ему вожатый выводит их к деревне. В благодарность за спасение Гринев дарит вожатому пятак на водку и заячий тулупчик. За это впоследствии вожатый, который оказывается Пугачёвым, спасает Гринёва во время восстания.
А.И.Куприн в повести «Гранатовый браслет» описывает трогательную историю любви бедного чиновника Желткова к замужней женщине, княгине Вере Николаевне Шеиной. Несмотря на то, что любовь эта была неразделённой, более того Вера сначала и не знала, кто пишет ей письма, несмотря на смерть героя в конце повести, Желтков был благодарен судьбе за то, что она подарила ему такую любовь. Да и княгиня Шеина осознала, что это было подлинное чувство, которого многие ждут на протяжении всей своей жизни.
Проблема подлого поведения
В художественной литературе данная проблема поднималась достаточно часто. В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» подло ведёт себя Алексей Швабрин. До приезда в Белогорскую крепость Петра Гринёва он уделял внимание дочери коменданта Маше Мироновой. Девушка ответила ему отказом, но он затаил обиду и ждал удобного случая. Когда он узнаёт о том, что между Машей и Гринёвым появляется чувство, то начинает совершать подлости. Он пытается опорочить девушку в глазах Петра , когда не получается, провоцирует ситуацию так, что происходит дуэль. Во время поединка Швабрин действует подло и ранит Гринёва. Да и в восстании Пугачёва он принимает участие только из боязни смерти и подло переходит с одной стороны на другую, нарушая верность присяге и данному слову.
В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» подлый поступок был задуман Грушницким и его товарищами по отношению к Печорину. Обиженный на Григория Александровича за то, что тот завоевал Мери, Грушницкий собирается вызвать его на дуэль, но при этом не зарядить пистолеты и предоставить право первого выстрела. Вся надежда была на то, что Печорин испугается, и его выставят на посмешище. Но случай распорядился так, что Печорин всё услышал и не только расстроил подлые планы, но и убил Грушницкого на дуэли.
Проблема дружбы
В художественной литературе данная проблема поднималась неоднократно. В романе И.А.Гончарова «Обломов» истинным другом главного героя можно считать Андрея Штольца. Только он проявлял настоящую заботу об Илье Ильиче. Штольц старался разбудить его, заставить действовать, познакомил с Ольгой, что также могло бы излечить его от обломовщины. Однако все попытки Андрея Ивановича оказались тщетными, и апатия и лень всё-таки победили.
Другим примером настоящей дружбы могут служить Андрей Болконский и Пьер Безухов. Когда после Аустерлицкого сражения и смерти жены князь Андрей был полностью разочарован в жизни и не видел в ней смысла, именно Пьер помог ему снова вернуться к жизни. Побеседовав с Андреем в Богучарово, Пьер убедил его в том, что личная слава не столь важна, как общественная. Безухов оказался настоящим другом и сделал всё возможное, чтобы князь Андрей снова стал полноценным членом общества.
_________________________________________________________________
Катерина Кабанова, героиня пьесы А.Н.Островского «Гроза», наделена этим чувством. Оно было заложено в ней с самого детства. Но в семье мужа ей пришлось столкнуться с тем, что унизило в ней это чувство. Молодая женщина изменяет своему мужу, но не скрывает этого, а в открытую признаётся во всём. Именно чувство собственного достоинства подсказывает ей единственный выход – смерть. Она не желает притворяться, хитрить, а до конца остаётся нравственной личностью.
В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» данная проблема представлена в образе главного героя Андрея Соколова. Во время войны он попадает в фашистский плен, где проходит все круги ада. Но ни на минуту не утрачивает чувство собственного достоинства. Когда фашисты предлагают ему выпить за победу Германии, он отказывается это сделать, хотя понимает, что за это его может ожидать смерть. Но немцы сумели оценить смелость Андрея и даже наградили его буханкой хлеба и куском сала.
В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв тоже пытается выразить свои чувства в стихах. Маша Миронова настолько затронула его сердце, что главного героя посетила Муза, и он взялся за перо. Однако Алексей Швабрин, ранее предлагавший руку и сердце Маше, но отвергнутый ею, высмеял творчество Гринёва за несовершенство. Это в конечном итоге привело к дуэли, во время которой Гринёв был ранен. Но и в этом была своя положительная сторона: Маша ухаживала за раненым, и по его выздоровлению молодые люди признались друг другу в своих чувствах.
В.В.Маяковский отличался от многих поэтов и манерой своего стиха, и языком. Но тема любви была вечной и для него. Лилии Бриг он посвящает стихотворение «Лиличка», которое предваряет словами «вместо письма». Сразу становится понятно, что это стихотворное послание. Вся сила чувств лирического героя нашла здесь отражение но самыми важными являются последние строки, так напоминающие пушкинские:
Дай хоть
Твой уходящий шаг.
Проблема общения
Над проблемой общения задумывались писатели во все времена. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» показано, к чему приводит неумение общаться. Евгений Базаров на первый взгляд кажется нам образованным молодым человеком. Но его нигилизм приводит к тому, что он не может наладить отношения ни с кем, даже с собственными родителями. Базаров одинок, его друг Аркадий таковым не оказывается, а переходит на сторону своих родственников. Родители души в нём не чают, но даже побаиваются его, что тоже отрицательно сказывается на общении. Любовь, посетившая Базарова, тоже проходит мимо, превратив жизнь героя в настоящую трагедию.
А вот странник Лука из пьесы М.Горького «На дне» наделён способностью общаться. Придя в ночлежку Костылёвых, он сразу находит для каждого нужные слова. Лука способен пожалеть и утешить каждого. Сатин считает, что его жалость унижает людей, но на самом деле многим из ночлежников были необходимы утешительные слова Луки.
Проблема детства
У Л.Н.Толстого есть автобиографическая трилогия, первой частью которой является повесть «Детство». Главный герой Николенька Иртеньев проходит становление своей личности. Мы видим, как мальчик пытается быть хорошим, как составляет правила жизни, которым хотел бы следовать. Самыми близкими для него людьми являются родители и учитель Карл Иванович. С их помощью он постигает сложные жизненные законы, сохраняя при этом чистоту помыслов, благородное сердце и милосердное отношение к людям. Сам Толстой всегда говорил о том, что эта повесть не имеет к нему отношения, потому что никому нет дела до истории его детства. И всё-таки нам становится очевидно, что писатель искренне верит: детство – самая счастливая пора жизни.
В романе И.А.Гончарова «Обломов» показано влияние детства на дальнейшую судьбу персонажа. Из главы девятой «Сон Обломова» мы узнаём, как воспитывался и рос главный герой. Детство его было счастливым и беззаботным. Мальчика окружали «тысячи Захаров», готовых прийти в любую минуту ему на помощь. Все только и заботились о том, чтобы дитя было накормлено, так еда в Обломовке занимала одно из центральных мест. К сожалению, результат оказался неутешительным, так как всё то, что было заложено в Илье Ильиче с детства, приобрело негативный характер. Он превратился в лежебоку, не встающего с дивана и мечтающего только о том, чтобы его никто не беспокоил. Именно из-за этого и умирает в расцвете лет.
Проблема экологии
Ещё в 19 веке И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» затронул данную проблему. Главный герой, Евгений Базаров, заявляет: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Подобное отношение и привело к тому, что человек привык всё брать у природы, ничего не отдавая взамен. Это сказалось на том, что на нашей планете возникла угроза экологической катастрофы.
Однако природа способна отомстить человеку за нанесённые обиды. Это доказывает Чингиз Айтматов в своём романе «Плаха». Люди, ради развлечения и чтобы выполнить план мясозаготовок, безжалостно уничтожают стадо сайгаков и семью волков. В живых остаётся только старая волчица Акбара. Она решает отомстить человека: крадёт его ребёнка. Человек, желая спасти его, стреляет в волчицу, но попадает в волчицу и убивает его. Этим примером писатель доказывает, что природа не терпит небрежного отношения к себе.
Проблема патриотизма
Ещё в древнерусской литературе находит отражение данная проблема. В величайшем памятнике «Слово о полку Игореве» неизвестный автор призывает не только к защите родной земли, но и к объединению русских князей в период раздробленности. В образах князей, простых солдат и женщин мы видим, что им не безразлична судьба родной страны. Одни защищают её с оружием в руках, другие просят победы у сил природы. Главная идея всего произведения заключается в том, что Русь должна быть единой, иначе раздробленность может привести к гибели Родины.
В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» данная проблема воплощена в образе Пьера Безухова. Во время Отечественной войны 1812 года он не мог оставаться в стороне от защиты Родины. На собственные деньги он собирает полк, сам участвует в Бородинском сражении, попав в плен, остаётся верным своему долгу и своей стране. После того, как Пьер возвращается из плена, он хочет снова отправиться в Москву, чтобы убить Наполеона и прекратить бессмысленное кровопролитие.
Проблема судьбы
Можно считать, что в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» выразительницей данной проблемы служит Татьяна Ларина. Когда поэт даёт нам её описание, то сразу обращает внимание на то, что она была не похожа на других, даже на родную сестру. Татьяна верит во многое из того, что рассказывает ей няня, в том числе карточным гаданьям, предсказаньям и вещим снам. Когда девушке снится сон о медведе, она начинает верить в судьбу, в то, что Онегин станет причиной какого-либо несчастья. Это оказывается правдой, так как происходит дуэль Онегина с Ленским, во время которой юный поэт погибает.
Совсем не верит в судьбу Печорин, герой романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». На протяжении всего повествования он ведёт спор с судьбой, но не допускает её власти над собой. В повести Тамань он задумывается, почему судьба поставила его в такие отношения с людьми, что он невольно становится причиной их несчастья. В главе «Фаталист» многие факты говорят о том, что судьба властвует над людьми, но Печорин по-прежнему не верит в это.
Проблема любви к Родине
Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.
Лев Толстой в своем романе «Война и мир» раскрывает «военную тайну» - причину, которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.
Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».
Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества» , он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге.
Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
Проблема любви к природе.
О своей любви к природе писали многие писатели и поэты. Так, Фёдора Ивановича Тютчева красота русской природы поразила с юных лет, именно поэтому он её одушевляет, возводя в ранг живого существа. Это подтверждают следующие строки:
В ней есть душа, в ней есть свобода,