Сильные склонности – это и есть не-свобода, а их отсутствие есть освобождение от иллюзии.

Стремление

Васиштха продолжил:

О Рама, также как вода остается водой, есть ли на ее поверхности волны или нет, так и каков бы ни был внешний вид освобожденных мудрецов, их мудрость остается неизменной. Разница есть только в глазах неразумного зрителя.

Поэтому слушай, О Рама, что я собираюсь тебе сказать, эти инструции наверняка развеют темноту непонимания.

В этом мире достичь чего-либо можно только собственными усилиями, и когда что-то не удается, искать причины надо в недостаточных усилиях. Это очевидно, и то, что называется судьбой, есть выдумка и никакой судьбы нет.

Собственные усилия, Рама, это то умственное, словесное и физическое действие, которое делается в соответствии со словами и инструкциями мудрого человека, владеющего знанием, описанном в Писаниях. Только благодаря таким усилиям Индра стал царем рая, Брахма стал создателем, а все остальные боги и полубоги оказались на своих местах.

Усилия могут быть двух категорий – усилия прошлых рождений и усилия этого рождения. Усилия этого рождения гораздо сильнее усилий прошлых рождений. Поэтому нынешнее может легко исправить прошлое. Судьба – это ни что иное, как усилия прошлых рождений. Нынешние и прошлые усилия довольно часто состоят между собой в конфликте, что делает победу еще более значительной.

Усилия, не соответствующие Писаниям, мотивируются непониманием, т.е. невежеством. Когда нет результатов усилий, надо внимательно просмотреть свои действия, что в них было не так из-за непонимания. И разобравшись в этом, всё исправить. Нет силы большей, чем правильные действия в настоящем. Поэтому надо, стиснув зубы, прилагать усилия победить зло добром, и судьбу, т.е. плохую карму, приведшую к материальному воплощению – усилиями в настоящем.

Ленивый человек хуже осла. Никогда нельзя поддаваться лени, надо стремиться к освобождению, видя, как жизнь уходит с каждым мгновением. Не надо копаться в чувственных наслаждениях, как червь в навозе.

Тот, кто говорит, что «такова моя судьба, я не могу ей противиться» - безмозглый осёл и поэтому везение покидает его. Собственными усилиями добудь мудрость и пойми, что эти усилия приводят к пониманию сути.

Если бы не было на земле этого ужасного источника зла под названием лень, остался бы кто безграмотным и бедным?

Только из-за лени люди на земле ведут животную жизнь, полную страданий и несчастий.

О Создании

Сказание о Лиле

Васиштха продолжил:

О Рама, также как с точки зрения бодрствования нет никакой материальности в предметах, увиденных во сне, хотя во сне эти предметы кажутся твердыми, также этот мир кажется материальным, хотя в реальности он ни что иное как чистое сознание. Даже временной или самой малой речки нет в мираже – также нет и мира ни в каком смысле, есть только чистое сознание.

Только невежественное знание, основанное на непонимании настаивает на понятии мира. На самом деле нет никакой разницы между значениями слов «мир», «Брахман или бесконечность» и «высшее Я».

Этот мир также истинен по отношении к Брахману, как город во сне истинен по отношению к опыту бодрствования. Поэтому «мир» и «космическое сознание» - это синонимы.

О Рама, чтобы сделать это абсолютно понятным, я расскажу историю о Мандапе, прошу тебя, слушай внимательно.

О Рама, когда-то жил на земле царь Падма. Он был хорош во всех отношениях. Своим характером и правлением он приумножал славу своей династии. Он уважал религиозные традиции также, как океан уважает авторитет побережья. Он покорил своих врагов, как солнце покоряет тьму. Он уничтожил порок в обществе, как огонь превращает сено в пепел. Святые мужи полагались на него, потому что он был воплощением всех добродетелей. Он был хорошо образован и владел разными искусствами. Для него не было ничего невозможного. Его противники дрожали перед ним на поле боя, как под порывами ветра дрожат листья на деревьях.

У этого царя была жена Лила. Она была умна, образована, добродетельна и обаятельна, к тому же она обладала прекрасным характером и была красавицей. Казалось, что она воплощенная богиня Лакшми. Её голос был мягким, походка легкой, а улыбка распространяла вокруг прохладное очарование лунного света. У неё была светлая кожа и прекрасное телосложение. Она была сладка как мед и деликатна в общении. Ее руки были мягки, тело чисто и прозрачно, как воды святой реки Ганги. И, как благословенно прикосновение вод Ганги, также благословенно было и ее прикосновение. Она обожала своего мужа Падму, всегда заботилась о нём и знала как порадовать его.

Она была едина с царем и делила его радости и печали. Она была воистину вторым я царя, за исключением того, что когда он сердился, она отражала не сердитость, а страх.

Васиштха продолжил:

Царь Падма и царица Лила жили идеальной жизнью. Они наслаждались всеми возможными и негреховными способами. Они были молоды и полны жизни как боги, и их любовь друг к другу была чиста и сильна, безо всякого притворства и искусственности.

Однажды, царица Лила подумала:

«Мой замечательный муж дороже мне собственной жизни. Что бы такого сделать, как бы так устроить, чтобы мы никогда не расставались, и вечно могли жить, вдвоем наслаждаясь радостями жизни? Пожалуй, для решения этого вопроса я немедленно начну аскетические практики, которые мне посоветуют мудрые люди. Тогда я пойму как исполнить это своё желание». И она пошла просить совета мудрых.

Мудрецы ей сказали: «Аскетические практики и телесные ограничения (тапасья), повторение мантр, медитация и дисциплинированная жизнь, несомненно, дадут тебе всё, что только возможно в этом мире. Но физическое бессмертие невозможно!»

Царица подумала над этим советом и решила:

«Если мне придётся умереть раньше моего мужа, тогда я быть может достигну самоосознания и буду свободна от страданий. Но, если он покинет тело до меня, тогда я должна сейчас постараться, чтобы боги исполнили моё желание и чтобы его дух не смог покинуть наш дворец. Тогда я буду счастливо жить, зная, что он всегда здесь со мной».

Решив так, Лила тут же начала молиться богине Сарасвати, даже не обсудив свои намерения с мужем. Она ела только раз в три ночи после продолжительной молитвы Богу, святым, учителю, учёным и мудрецам. Она была совершенно уверена, что её старания не пропадут даром, и эта уверенность предавала ей силы следовать аскетическим практикам.

Хотя она не раскрыла своих замыслов мужу, из-за её практик их отношения никак не пострадали. После сотни троеночных бдений и молений богиня Сарасвати появилась перед ней.

Лила просила:

«О Божественная Мать, выполни пожалуйста две моих просьбы. Первая просьба. Пусть, когда мой муж покинет свое тело, его дух остается во дворце.

И вторая просьба. Когда бы я ни молилась тебе, всегда являйся передо мной».

Сарасвати пообещала выполнить оба желания и пропала.

Время шло. Царь Падма, смертельно раненный на поле боя, умер во дворце. Царица Лила была безутешна. Когда она была погружена в горе, небесный голос заговорил с ней.

Голос Сарасвати сказал:

Дитя моё, покрой тело царя цветами, и оно не будет гнить. Царь Падма не покинет дворца.

Лила так и сделала. Но она была не удовлетворена, и чувствовала себя как богач, которого обманом завлекли в бедное существование. Она вызвала богиню Сарасвати.

Богиню Сарасвати появилась перед ней и спросила:

Дитя моё, почему ты страдаешь? Страдания – это только иллюзия, подобная воде в мираже.

Лила спросила ее:

Богиня! Молю тебя, скажи пожалуйста, где сейчас мой муж?

Богиня Сарасвати ответила:

О Лила, есть три типа пространств – физическое, психическое, и бесконечное пространство осознания. Из них наиболее тонким является пространство бесконечного осознания. Методом интенсивной медитации на этом бесконечном пространстве сознания ты можешь увидеть и ощутить присутствие кого угодно, чьё тело находится в этом бесконечном пространстве, даже если ты его сейчас и не видишь. Например, твоего мужа Падму.

Это бесконечное пространство существует везде и в основе всего, а индивидуальный интеллект лишь путешествует из одного места этого пространства в другое. Само же пространство бесконечно. Если ты откажешься ото всех мыслей, то прямо здесь и сейчас достигнешь ощущения единства со всем. Обычно только тот, кто понял полное не-существование вселенной, может ощутить это, но я помогу тебе по своей собственной милости.

Васиштха продолжил:

Лила начала медитировать. Она сразу же вошла в высшее состояние сознания, безо всяких отвлечений внимания. Она оказалась в бесконечном пространстве сознания. Здесь она снова увидела царя Падму на троне, окруженного другими царями, приветствующими его, множеством мудрецов и святых мужей, читающих Веды, а также множеством женщин и стражи.

Она увидела их, но они не видели её, потому что собственные мыслеформы видны только себе и не видны окружающим.

Лила увидела царя Падму молодым, а также всех тех, кто раньше служил при царском дворе. Она удивилась, ведь многие из них уже умерли.

Снова по милости Сарасвати Лила вернулась в свой дворец и увидела всех своих слуг спящими. Она разбудила их и потребовала немедленного собрания всех членов царского двора. Гонцы были разосланы во все стороны, чтобы собрать всех, и очень скоро двор наполнился министрами, мудрецами, слугами, друзьями и родственниками. Увидев их всех вместе, Лила обрадовалась.

Васиштха продолжил:

Увидев всех членов царского двора, Лила оказалась в затруднении, она подумала:

«Это странно, кажется, что все эти люди существуют одновременно в двух разных местах – в том месте, которое я видела в своей медитации и здесь прямо передо мной. Как гора видна одновременно в зеркале и вне его, я вижу этот мир как внутри своего сознания во время моей медитации, так и вне его, когда я выхожу из медитации. Но который из этих миров реален, а какой – лишь отражение? Я должна это узнать от Сарасвати». Она позвала Сарасвати и тут же увидела её перед собой.

Лила спросила:

Будь милостива, Богиня, и скажи мне вот что. То, в чём этот мир отражается – чрезвычайно чисто и неделимо. Этот мир существует как внутри этого зеркала в качестве отражения, так и снаружи его как нечто материальное. Но где же реальность, а где отражение?

Сарасвати спросила:

Сначала скажи мне, что ты считаешь реальным, а что не реальным?

Лила ответила:

То, что я сейчас здесь и ты передо мной – это я считаю реальностью. А то место, где сейчас мой муж – это нереально, это мираж, иллюзия или какое-то отражение.

Сарасвати сказала:

Как может нереальное оказаться результатом реального?

(Примечание редактора: Очень даже может ! J

Например, реальный фокусник создаёт нереальность, иллюзию того, чего нет, то есть фокус. Точно также этот нереальный мир стал результатом деятельности иллюзорной энергии реального Верховного Господа.

Иначе этот мир никак не смог бы появиться J )

Сарасвати сказала:

Какова причина, таков и результат, в этом между ними нет никакой разницы. Даже в случае горшка, который может держать воду, в то время как его причина (глина) не может, эта разница появляется только из-за дополнительной причины (гончара, который придал глине нужную форму).

Подумай, Лила, что было материальной причиной рождения твоего мужа? Ведь материальные результаты следуют только из материальных причин.

Если ты не находишь непосредственной причины в настоящем времени, то ищи её в прошлом. Прошлое находится в памяти. Память подобна пустому пространству, в котором создаются миражи.

Пустое безличное пространство – это причина. А все созданное в нём - это результат. Поскольку причина – это разумная пустота, безличный свет Брахмана, то и результат – тоже разумная пустота, безличный свет Брахмана.

Сарасвати продолжила:

Я вижу этот мир как сон или мираж, как иллюзорный и нереальный результат памяти и воображения. Также и рождение твоего мужа – лишь иллюзорный продукт памяти.

Я расскажу тебе историю, которая показывает сноподобную природу этой вселенной.

В чистом сознании, в уголке разума Создателя, был однажды полуразвалившийся храм, покрытый голубым куполом. Четырнадцать миров были его комнатами. Три деления пространства были дырами в нем. Солнце было светом. В старом храме были небольшие муравьиные кучи - города, небольшие кучки земли - горы и маленькие лужи воды - океаны. Это был целый мир, отдельная вселенная. В очень маленьком уголке храма жил святой человек с женой и детьми. Он был здоров и бесстрашен. Он хорошо выполнял свои религиозные и социальные обязанности.

Сарасвати продолжила:

Этот святой человек был известен как Васиштха, а его жену звали Арундати (это другие Васиштха и Арундати, чем те, которые известны по древним сказаниям).

Однажды, когда этот святой человек сидел на вершине холма, он увидел двигавшуюся у его подножия разукрашенную процессию, где царь ехал на огромном слоне, а за ним шла армия и остальная свита.

Глядя на это, в сердце Васиштхи возникло желание:

«Воистину, жизнь царя богата и полна развлечений и славы. Когда же я буду ехать на королевском слоне и за мной будет идти такая же армия?»

Святой Васиштха умер, когда пришло время исполнения его желания. Арундати также умерла. С тех пор прошло восемь дней.

Хотя этот святой Васиштха был эфирным существом, из-за сильного постоянного желания в следующей жизни он стал великим царём и правил огромной империей, напоминавшей рай на земле.

Враги его опасались, для женщин он был ангелом, против искушений он был стоек как гора. Он как в зеркале отражал в себе все Писания и исполнял желания нуждающихся. Царь был гостеприимен для странствующих монахов и вообще полон праведности.

Верная жена царя тогда молилась мне и просила исполнения тех же желаний, что и ты сейчас – чтобы дух мужа не покинул её дома. Я исполнила это её желание.

Когда этот святой царь умер, царица тоже отказалась от своего тела и воссоединилась с ним.

Лила, твой муж, царь Падма, тот самый святой Васиштха. А ты, Лила, - та самая Арундати, которая была его женой.

Из-за непонимания и незнания, как действует иллюзорная энергия Господа, невежественному уму иллюзия кажется реальностью.

Лила спросила:

О Богиня, всё это кажется мне таким странным и невозможным. Это то же самое, что сказать, будто огромный слон привязан в центре горчичного зернышка, или что в атоме комар боролся со львом, или что в бутоне лотоса скрывается гора.

Сарасвати сказала:

Моя дорогая, я не говорю глупостей, я говорю только истину. Пусть это кажется невозможным, но царство Падмы существует только в хижине святого Васиштхи, потому что он возжелал стать царём.

Память прошлого скрыта Господом для исполнения ваших желаний, чтобы вы оба снова могли воплотиться людьми и реализовать свои мечты.

Смерть – это пробуждение ото сна. А следующее рождение, возникающее из-за нового желания – это новый сон, не более реальный, чем волны в мираже!

Сарасвати продолжила:

Дорогая Лила, твой дом, ты, я и всё вокруг – это только чистое сознание и ничего более. А твой дворец и все земли царя Падмы находятся в доме святого Васиштхи.

Поскольку джива является неотъемлемой частичкой Верховного Господа, она естественным образом находится в том же пространстве, что и Сам Господь. Поэтому в пространстве индивидуального сознания дживы также, как в пространстве сознания Господа, существуют те же самые реки, горы и все такое.

Так что даже после «создания» царства Падмы в доме святого Васиштхи ничего не изменилось. Воистину, здесь в каждом атоме спрятаны миры внутри миров.

Лила спросила:

О Богиня, я слышала о переселении душ, но кое-что в Твоих словах меня смущает. Ты сказала, что прошло всего восемь дней с тех пор, как умерли этот святой Васиштха и его жена Арундати. Однако же я, Лила и мой муж Падма жили долго, хотя прошло всего восемь дней. Как ты сможешь объяснить это?

Сарасвати сказала:

Дорогая Лила, также как пространство безгранично и поэтому не имеет определенной протяжённости, время также безгранично, и поэтому также не имеет определенной протяженности.

Как вселенная и её создание – это только внешняя форма, также момент или целая эпоха – только воображение, в них нет ничего реального. В мгновение ока индивидуальное сознание переживает иллюзию ощущения смерти, после чего забывает о том, что случилось до этого. Затем снова рождается, и, получив новое материальное тело, думает «я есть то или иное», «я – его сын или дочь, это мои друзья, а это враги, мой возраст такой-то» и т.д.

Нет большой разницы между ощущением этого мира и ощущением мира другого. Все материальные миры всего лишь мыслеформы в бесконечном сознании Господа. Эти мыслеформы миров похожи и отличаются друг от друга также, как как две волны в одном океане похожи и в тоже время отличаются друг от друга.

Так как эти миры никогда не были созданы, они никогда и не будут разрушены – таков закон. Реальная природа этих миров – это чистое Сознание Господа, частичкой которого является индивидуальная душа, которая как во сне, в очень короткое время успевает испытать рождение, потом разные отношения и затем смерть.

Как любовник чувствует, что одна ночь без любимой - это целая вечность, так и индивидуальный ум воспринимает ощущаемые и думает о неощущаемых объектах за одно мгновение. И сразу после этого он воображает, что эти предметы и весь мир – реальны.

Даже те предметы, которые ум не ощущал и не видел в этой жизни, могут оказаться перед человеком как сон или галлюцинация.

Этот мир, вся эта вселенная есть ни что иное, как воспоминания. Расстояния и различные временные интервалы: мгновения, эпохи и возраст – всё это сон, галлюцинации.

Воспоминания - это первый тип знания. Это знание не реально, поскольку воспоминания о миражах также нереальны, как сами миражи.

Есть еще другой тип знания, который не базируется на воспоминаниях о прошлых ощущениях.

Этот второй тип знания возникает при встрече индивидуальной души со Сверхдушой. И только это знание реально, поскольку оно базируется на абсолютной реальности Сверхдуши - Личности Верховного Господа и Его неотъемлемой частички – индивидуальной души.

Освобождение – это понимание полного не-существования этой вселенной как таковой. Это совсем не то же самое, что простое отречение от мира. Последнее – только половинчатое знание. Освобождение – это понимание, что все вселенные являются чистым осознанием.

Лила спросила:

О Богиня, без предшествующего сна, или галлюцинации, как стало возможным появление (создание образа) святого Васиштхи и его жены Арундати?

Сарасвати сказала:

Воистину, это было результатом мыслеформы создателя Брахмы. У него самого нет скрытых мыслеформ (воспоминаний), потому что до создания этой вселенной было разрушение предыдущей. Тогда старый создатель Брахма достиг освобождения. Поэтому новому Брахме все мыслеформы напрямую посылаются Верховной Личностью Господа, Абсолютное Сознание которого знаёт и помнит всё.

Вначале нового творения вселенной кто-нибудь из достойных живых существ принимает на себя роль создателя Брахмы и думает: «Я есть новый создатель вселенной».

Однако, дорогая Лила, не забывай, что хотя это все кажется реально происходящим, на самом деле нет никакого создания, потому что создание подразумевает причину и следствие. А здесь нет никаких причинно-следственных связей. Господь каждой Своей частичкой смотрит сны про Самого Себя. Господь Сам Себе и причина и следствие.

Одно бесконечное Сознание Верховного Господа есть и мыслеформа и ощущение её реальности. «Причина» и «следствие» - это только слова, а не факты. Бесконечное сознание вечно и бесконечно, потому что это Сознание Верховного Господа.

Лила сказала:

О Богиня, твои слова воистину просветляют мой ум. Однако, ничего такого я ранее не слышала и эта мудрость еще не до конца укладывается в моей голове.

Если можно, я бы хотела посмотреть на дом святого Васиштхи.

Сарасвати сказала:

Хорошо, дорогая Лила, я помогу тебе. Отбрось свою материальную форму и достигни чистого духовного видения. Ведь только индивидуальный Брахман может увидеть и понять Верховного Брахмана.

Дорогая Лила, моё тело сделано из чистого света, чистого сознания. Но твоё тело не такое. С твоим телом нельзя даже побывать в местах из твоего собственного воображения, а уж тем более из воображения другого живого существа. Но если у тебя будет тело из света, ты сразу же сможешь увидеть дом святого Васиштхи.

Наши рекомендации