Методика обучения изобразительному искусству
Содержание занятий по изобразительному искусству в школе.Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе утвержденные и рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации («Изобразителное искусство 1-9 классы» - руководитель авторского коллектива заслуженный деятель науки РФ, академикРАО, доктор педагогических наук В.С.Кузин. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» - руководитель авторского коллектива народный художник РФ, академик РАО Б.М.Неменский). Принципы построения программ, их отличительные стороны.
Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность.
Учебно-воспитательные задачи урока.Общие требования к уроку изобразительного искусства (образовательные, воспитывающие, развивающие). Конспект урока, (структура).
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.
Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
Принцип научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).
Принцип активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).
Принцип доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.
Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к уроку изобразительного искусства.
Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.
Выбор методов учебной работы по изобразительному искусству.
Учет успеваемости учащихся.
Методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе.Рисование с натуры, по представлению и воображению.
Ведущая роль уроков рисования с натуры. Методика организации уроков по рисованию с натуры. Учебно-методическое обоснование выбора предметов для натурных постановок.
Методика организации уроков по рисованию на темы.
Методика организации уроков по декоративному рисованию.
Методика организации уроков по беседам об изобразительном искусстве.
Методика проведения занятий по изобразительному искусству в профильных школах: рисунок. живопись. композиция.
Методика организации уроков по рисунку.
Методика организации уроков по живописи.
Методика организации уроков по композиции.
Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников.Виды и типы наглядных пособий. Педагогический рисунок как особый тип наглядности. Разработка наглядных пособий по изобразительному искусству.
Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.Композиционно-пространственное решение изображения. Объемно-пространственное решение изображения. Линия в рисунке. Цвет в рисунке. Художественное решение ведущего элемента изображения. Художественно-образное решение изображения.
Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база.Рисовальные столы и их размещение. Требования к освещению кабинета. Демонстрационно-рисовальные доски.
Организация натурных постановок, их количество и размещение в кабинете. Оборудование кабинета техническими средствами обучения и методика их использования на уроках изобразительного искусства.
Специфические формы организации занятий изобразительным искусством.Особенности организации занятий ИЗО в классах (школах) с углубленным изучение ИЗО. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей. Критерии оценки изобразительной деятельности детей.
Экспериментальные методы исследования изобразительной деятельности детей: метод срезов, тесты.
Пути формирования творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительным искусством.