Проведение государственного итогового экзамена

2.2.1. Общие требования к государственному итоговому экзамену

Государственный экзамен выпускника по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) направленность «Изобразительное искусство и дополнительное образование» (уровень бакалавриат) является квалификационным и предназначен для определения соответствия выпускника МПГУ квалификации, указанной в ФГОС ВО, а также теоретической и практической подготовленности к выполнению профессиональных задач, установленных пунктом 4.4.ФГОС ВО. Требования к государственному экзамену разработаны в соответствии с пунктом 6.8. и 6.9 ФГОС ВО. Государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний в области дизайна, усвоенных студентом во время обучения.

Программа государственного экзамена

Программа государственного итогового экзамена разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (с двумя профилями подготовки) направленность «Изобразительное искусство и дополнительное образование» (уровень бакалавриат).

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение.Предмет «теория и методика обучения изобразительного искусства». Цели и задачи курса. Содержание программы курса. Связь курса методики со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами, определения целей и задач и изложения основных этапов становления системы художественного образования, начиная с Древнего мира и заканчивая современностью.

История развития художественного образования в Древнем мире и Средневековье.Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе: магический, ритуальный характер искусства; тенденции перехода от реализма к схематизму и условности; возникновение пиктограмм - первой ступени развития письма.

Методы обучения рисованию в Древнем Египте.Возникновение письменности. Канонический характер искусства Древнего Египта. Рисование как общеобразовательный предмет в древнеегипетской школе.

Методы преподавания в Древней Греции.Реалистический характер греческого искусства. Развитие греческого искусства от архаики до античности - основные тенденции в скульптуре и живописи (Поликлет, Полигнот, Апполодор Афинский, Зевксис, Паррасий, Павзий). Сикионская, Эфесская и Фиванская школы рисунка - их отличительные стороны. Представители Сикионской школы - Эвпомп, Памфил, Апеллес. Научные основы преподавания рисунка в Древней Греции. Рисование с натуры - основа преподавания в Древней Греции.

Методы преподавания в Древнем Риме.Портретное искусство Древнего Рима. Тенденции развития фаюмского портрета - от реализма к условности.

Рисование в средние века.Идеологические основы средневекового изобразительного искусства. Условный характер средневекового искусства. Виллар де Оннекур художник-теоретик средневековья.

Рисование в Древней Руси.

Эпоха Возрождения и методы преподавания изобразительного искусства.Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Ченнино Ченнини и его труд - «Трактат о живописи». Альберти и его труд - «Три книги о живописи». Теоретическое наследие Леонардо да Винчи. А. Дюрер и его труды - «Книга о живописи» и «Учение о пропорциях чело­века». Научные основы преподавания рисования. Метод обрубовки. Метод завесы.

Академическая система художественного образования в XVI-XIX веках. Становление академиче­ской системы художественного образования. «Академия, вступивших на верный путь» братьев Каррачи. Французская академия художеств (Шарль Лебрен, Давид). Английская академия художеств (Джошуа Рей-нольдс и его «Речи»). Полемика Гете и Дидро об академической системе образования.

Рисование в России XVIII века. Пособие И.Д. Прейслера. Императорская академия художеств в России XVIII - первой половины XIX века и воспитательное училище (А.П. Лосенко, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев).

Рисование как общеобразовательный предмет в общеобразовательных учебных заведениях в 17-19 веках. Идеи Я.А. Коменского, Д. Докка, Ж.Ж. Руссо о преподавании рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Роль И.Г Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И.Г. Песталоцци - И. Шмидт, Рамзауаэр, П. Шмид.

Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России XVIII-XIX веков. «Очерки теории рисования как общего учебного предмета» ГА. Гиппиуса. Роль Императорской академии художеств в становлении рисования как общеобразовательного предмета - конкурсы работ по рисованию при академии, педагогические курсы.

Художественное образование в 19 веке.Возникновение рисовальных школ (школа А.Г. Венецианова и др.), Училище технического рисования графа С.Г. Строганова. Школа рисования братьев Дюпюи в Париже и их наглядные пособия. «Курс рисования» и наглядные пособия А.П. Сапожникова. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Школы Ашбе и Холоши. Геометральный и натуральный методы рисования.

Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже ХIХ-ХХ веков. Исследования ученых конца XIX - начала XX века изобразительного творчества детей (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, К. Лампрехт). Биогенетическая концепция изобразительного творчества детей и теория свободного воспитания. Американская система преподавания изобразительного искусства на рубеже XIX-XX веков (Пранг, Тедд, Аугсбург).

Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца XIX века до революции 1917 года. Пособие - «Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкою и черчением» 1912 года.

Советский и современный период художественного образования в России.Художественное обра­зование в первое десятилетие советской власти Академия художеств - метод коллективного преподава­ния, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. Формалистические и реалистические направления художественной жизни 20 - х годов. Российская академия наук).

А.В. Бакушинский о развитии художественного творчества ребенка, его роль в художественно-педагогической науке. Состояние преподавания рисования - изобразительного искусства в советской шко­ле 20-х - 30-х годов. Ленинградская школа учителей рисования и ее роль в утверждении реалистических основ в методике преподавания рисования. Постановления партии с правительства по вопросам школьного образования.

Становление системы высшего художественно-графического образования. Роль Д.Н. Кардовского в становлении художественно-педагогического образования (педагогическая система Д.Н. Кардовского). Создание художественно-графического факультета МГПИ им. В.П. Потемкина.

Состояние преподавания рисования - изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени (научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности де­тей - Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, В.С.Кузин, Н.Н. Ростовцев, Б.П. Юсов, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, B.C. Щербаков и др.).

Педагогические направления в преподавании изобразительного искусства В.С.Кузина и Б.М. Неменского. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах XX века.

Современные тенденции развития художественно-педагогического образования, основные идеи в методах преподавания художественных дисциплин, традиции русской художественной школы в теории и практике преподавания художественных дисциплин и в новых концепциях (Г.В. Беда, B.C. Кузин, А.И. Курнаков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смиринов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин).

Наши рекомендации