V. Закрепление изученного материала.

Выделение в сказке зачина и концовки

Вот вы и узнали один из секретов чтения сказки. Она не просто читается или рассказывается, а сказывается по-сказочному.

Понравилась вам сказка? Запомнили ее? Давайте попробуем ее рассказать вместе со мной, а кое-что и показать… С чего началась сказка?

Давным-давно было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали… О чем? Кто помнит? (… Что в одной далекой стране живет Мудрец, который учит музыке.)

Что же решили птицы? (Они решили послать к Мудрецу Аиста и Соловья.) Как вы думаете, что они сказали Аисту и Соловью? (Хором: Летите, Аист и Соловей, летите! Научитесь у Мудреца музыке! А потом прилетайте обратно и научите петь нас!)

Теперь попробуем представить и показать, как вел себя у Мудреца Аист. Послушайте, я еще раз прочитаю вам это место в сказке.

(Эпизод перечитывают, потом инсценируют у доски)

А теперь давайте попробуем инсценировать этот момент вместе у доски.

Как вы думаете? Как бы эту ситуацию рассказал бы Соловей? А как Аист?

А сейчас узнаете еще один секрет построения сказки. В каждой сказке есть особые зачин и концовка. Какой зачин обычно в народных сказках? А какой зачин в нашей сказке? Прочитай.

Какая концовка в народных сказках? А в нашей? Прочитай.

Похожи ли зачин и концовка в новой сказке на зачин и концовку в народных сказках? Чем можно это объяснить?

А по каким словам в зачине можно понять, что перед нами все-таки сказка? Прочитай.

2. Выборочное чтение и ответы на вопросы (с элементами словарной работы).

Мы узнали еще один секрет построения сказок: у сказки есть особые зачин и концовка. А проверить, насколько хорошо вы разобрались в основной части сказки, помогут нам вопросы.

- Кто главные герои сказки? Ответь.

- Что узнали птицы? Прочитай.

- Где можно было научиться музыке? Ответь.

- Кто летал первым?

- Как вел себя Аист? Прочитай.

- Кто летал вторым?

- Как вел себя Соловей? Прочитай.

- Кому вы можете отдать свое сердечко?

- Кто отдаст свое сердечко автору? И за что?

- Кто отдаст свое сердечко художнику? И за что?

- Чему можно научиться, прочитав эту сказку?

Еще один секрет построения сказки - в сказке есть положительные и отрицательные герои. Одни герои нам нравятся, а другие – нет. Какой герой вам нравится? Почему?

А какой не нравится? Почему?

Это вы так думаете, а кто нравится автору, помогут узнать слова, которые автор использовал для характеристики героев.

Найдите, какие слова в тексте говорят об отношении автора к Аисту. Первое слово прочитает.… Прочитай второе слово. Голосом и мимикой передавайте отношение к героям.

Найдите, какие слова в тексте говорят об отношении автора к Соловью. Прочитай первое слово. Прочитай второе слово.

Выразительное чтение-разыгрывание фрагментов сказки (с опорой на «портреты» героев сказки)

Посмотрим, о каких секретах построения сказки вы узнали. Сказка читается по – сказочному. В сказке есть особые зачин и концовка. В основной части сказки есть повторы. В сказке есть положительные и отрицательные герои.

Мы не зря сегодня изучали секреты построения сказки. Они помогут нам выразительно прочитать сказку по ролям. При чтении мы проведем кастинг актеров для разыгрывания сказки.

Прежде чем разыграть сценки из сказки, давайте лучше представим героев, их поведение и внешний облик. - Ребята, какими вы представляете Аиста? Соловья? Выберите нужные слова и докажите свой выбор.

Нетерпеливый надёжный

Скромный злой

Невоспитанный вежливый

Приветливый умный

Серьёзный легкомысленный

Скучный

Теперь в парах придумайте «живую картинку» - загадку, в которой вы покажете какой момент из сказки вам наиболее понравился, а класс будем угадывать.(пантомимика)

После этого, прочитайте этот отрывок по ролям, не забывайте, что голос, лицо, жесты при этом должны соответствовать характеру героя, изображенного на «портрете».

Сколько учеников будут читать текст? (3-6) Правильно.

Но поскольку мы будем проводить кастинг, то слова автора будут читать несколько человек. От слов «Было время, …» до слов «… так ли это» будет читать…

От слов «Аист очень торопился» до слов «… прямо в ухо» - …

От слов «Но мудрец решил…» до слов «… своим искусством» - …

От слов «Соловей на своих маленьких…» до слов «… что знал сам» - …

От слов «С тех пор…» до слов «… учит других птиц» - …

Первые две реплики Аиста будет читать…. Последние слова Аиста прочитает…

Слова мудреца будет читать…

Не забывайте, что сказку нужно читать по – сказочному, лицом и голосом передавайте характер героев.

Кто лучше прочитал слова автора?

Кто лучше прочитал слова Аиста?

Наши рекомендации