IV Объяснение нового материала

Секреты чтения сказки

Тема:Валентин Берестов. Аист и Соловей.

Цели: Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения - рассказывания сказки; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, самостоятельно устанавливать последовательность и причинно - следственные связи событий, описанных в произведении; давать оценку поступкам действующих лиц, подтверждая сказанное словами из текста; осознавать жанровые особенности сказки; строить творческий пересказ на основе прочитанного.

Уточнять представление об особенностях построения народных и литературных сказок; о жанровом разнообразии творчества Валентина Берестова.

Воспитывать читательскую активность и самостоятельность. Развивать интерес к чтению русской литературы.

Оборудование:портрет Валентина Берестова, выставка детских книг В. Берестова, картинки аиста и соловья, тренажер, картинный план урока (символы – вводы )

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I Организационный момент

Дети, встаньте. Подровняйтесь. Здравствуйте. Тихонько садится.

Сейчас урок русского языка. На парте должны быть учебник русского языка, книга по внеклассному чтению, читательский дневник, дневник и простой карандаш.

Все готовы к уроку?

II Проверка домашнего задания

Каким было домашнее задание?

(Приготовиться правильно и выразительно читать вслух рассказ В. Бочарникова «Лети, журавль!», отвечать на вопросы под текстом, придумать свои интересные вопросы).

1. Двухминутка техники чтения

Какие приемы беглого чтения вы знаете?

Давайте проверим, насколько вы знаете текст и как ориентируетесь в нем. В этом нам поможет игра «Догони и продолжи, догони и ответь». Я начну читать какое-то предложение из сказки. Тот кто его найдет, поднимет руку и так же выразительно и правильно дочитает это предложение до конца.

«Он летел один, высоко-высоко и время от времени…» Что он делал? Как вы думаете, почему он кричал?

«Может, он звал стаю, своих друзей, свою подругу или …» Что еще мог делать журавль?

2. Игра «Учителя»

Дома вы должны были придумать свои интересные вопросы по содержанию текста, доказать, что вы внимательно и вдумчиво читали. Кто хочет задать свой вопрос?

Выйди перед классом задай свой вопрос, назови того, чей ответ ты хочешь услышать, будь готова оценить его ответ.

3. Рассказ об авторе

Рассказывая эту историю, автор невольно много рассказал о самом себе. Внимательный читатель легко может определить, какой возраст у этого человека, где он живет, чем занимается, что любит, почему его так взволновала обычная осенняя картина.

Не забудьте подтверждать ваши предположения точными строками из текста и, конечно, читайте выразительно.

Оценивание ответов.

III Подготовка к усвоению новых знаний

1. Работа по книжной выставке

Мы продолжаем изучение нашей большой темы. Как она называется? (Скажите хором)

Определить тему сегодняшнего урока вам поможет книжная выставка. Вы можете её сейчас внимательно рассмотреть. Теперь закройте глаза и покажите столько пальчиков, сколько на ней книг. Скажите, что написано на обложке первой? (ІІ? ІІІ?) Откройте глаза. Проверьте себя.

Что объединяет все эти книги? Какие из этих книг вы уже читали? Они вам понравились? Чем? А какими из прочитанных вами книг вы могли бы дополнить нашу выставку?

А тем, кто еще не читал произведения В. Д. Берестова, советую взять эти книги в школьной библиотеке и прочитать их. Уверена, что они вам понравятся.

2. Выяснение круга знаний об авторе и его произведениях

Перед вами портрет известного детского писателя Валентина Дмитриевича Берестова. Родился Валентин Берестов 1 апреля 1928 года, в день смеха, наверное, поэтому он сочинял такие веселые стихи, рассказы и сказки.

Первыми произведениями были дразнилки на одноклассников. Родился в семье учителя, наверное, поэтому очень любил читать и начал писать свои стихи и рассказы.

Когда ему было 15 лет, его произведения увидел Самуил Маршак. По его рекомендации однажды стихи В. Берестова напечатали в самой большой на то время газете «Правда». Эти стихи читали солдаты на фронте. А Валентин Дмитриевич стал самым молодым членом союза писателей.

А известный вам писатель Корней Чуковский помог Берестову развить его поэтический талант.

Стихи и сказки Валентина Берестова нравятся читателям любого возраста. И в следующем году все читатели будут отмечать 70-летний юбилей В. Берестова.

3. Работа по тренажеру

Текст у нас интересный и чтоб читать его без остановок и ошибок сначала поработаем по нашей таблице «помогайке».

Было время…

в далекой стране

птицы не умели петь

Соловей с Аистом

послали проверить

прилетели к мудрецу

попросил прощения

очень хочет научиться музыке

обучил соловья всему

стал лучшим певцом

Пробегите слова глазами. Сколько разных секретов чтения в этих словах?

Какой первый? (о - а ). Прочитайте хором слова с этим секретом.

Какой второй секрет? (е – и ).Какой третий секрет? (ться – ца ).Какой четвертый секрет? (в – ф ). Какой пятый секрет? (жи, ши – ы ).

Попробуйте по этим словам предположить, о чем будет рассказываться в новом тексте. Кто главные герои? Что вы знаете о соловье? Об аисте?

Это стихотворение, рассказ или…? Почему вы так думаете?

Нетерпеливый надёжный

Скромный злой

Невоспитанный вежливый

Приветливый умный

Серьёзный легкомысленный

Скучный

Теперь в парах придумайте «живую картинку» - загадку, в которой вы покажете какой момент из сказки вам наиболее понравился, а класс будем угадывать.(пантомимика)

После этого, прочитайте этот отрывок по ролям, не забывайте, что голос, лицо, жесты при этом должны соответствовать характеру героя, изображенного на «портрете».

Сколько учеников будут читать текст? (3-6) Правильно.

Но поскольку мы будем проводить кастинг, то слова автора будут читать несколько человек. От слов «Было время, …» до слов «… так ли это» будет читать…

От слов «Аист очень торопился» до слов «… прямо в ухо» - …

От слов «Но мудрец решил…» до слов «… своим искусством» - …

От слов «Соловей на своих маленьких…» до слов «… что знал сам» - …

От слов «С тех пор…» до слов «… учит других птиц» - …

Первые две реплики Аиста будет читать…. Последние слова Аиста прочитает…

Слова мудреца будет читать…

Не забывайте, что сказку нужно читать по – сказочному, лицом и голосом передавайте характер героев.

Кто лучше прочитал слова автора?

Кто лучше прочитал слова Аиста?

Секреты чтения сказки

Тема:Валентин Берестов. Аист и Соловей.

Цели: Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения - рассказывания сказки; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, самостоятельно устанавливать последовательность и причинно - следственные связи событий, описанных в произведении; давать оценку поступкам действующих лиц, подтверждая сказанное словами из текста; осознавать жанровые особенности сказки; строить творческий пересказ на основе прочитанного.

Уточнять представление об особенностях построения народных и литературных сказок; о жанровом разнообразии творчества Валентина Берестова.

Воспитывать читательскую активность и самостоятельность. Развивать интерес к чтению русской литературы.

Оборудование:портрет Валентина Берестова, выставка детских книг В. Берестова, картинки аиста и соловья, тренажер, картинный план урока (символы – вводы )

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I Организационный момент

Дети, встаньте. Подровняйтесь. Здравствуйте. Тихонько садится.

Сейчас урок русского языка. На парте должны быть учебник русского языка, книга по внеклассному чтению, читательский дневник, дневник и простой карандаш.

Все готовы к уроку?

II Проверка домашнего задания

Каким было домашнее задание?

(Приготовиться правильно и выразительно читать вслух рассказ В. Бочарникова «Лети, журавль!», отвечать на вопросы под текстом, придумать свои интересные вопросы).

1. Двухминутка техники чтения

Какие приемы беглого чтения вы знаете?

Давайте проверим, насколько вы знаете текст и как ориентируетесь в нем. В этом нам поможет игра «Догони и продолжи, догони и ответь». Я начну читать какое-то предложение из сказки. Тот кто его найдет, поднимет руку и так же выразительно и правильно дочитает это предложение до конца.

«Он летел один, высоко-высоко и время от времени…» Что он делал? Как вы думаете, почему он кричал?

«Может, он звал стаю, своих друзей, свою подругу или …» Что еще мог делать журавль?

2. Игра «Учителя»

Дома вы должны были придумать свои интересные вопросы по содержанию текста, доказать, что вы внимательно и вдумчиво читали. Кто хочет задать свой вопрос?

Выйди перед классом задай свой вопрос, назови того, чей ответ ты хочешь услышать, будь готова оценить его ответ.

3. Рассказ об авторе

Рассказывая эту историю, автор невольно много рассказал о самом себе. Внимательный читатель легко может определить, какой возраст у этого человека, где он живет, чем занимается, что любит, почему его так взволновала обычная осенняя картина.

Не забудьте подтверждать ваши предположения точными строками из текста и, конечно, читайте выразительно.

Оценивание ответов.

III Подготовка к усвоению новых знаний

1. Работа по книжной выставке

Мы продолжаем изучение нашей большой темы. Как она называется? (Скажите хором)

Определить тему сегодняшнего урока вам поможет книжная выставка. Вы можете её сейчас внимательно рассмотреть. Теперь закройте глаза и покажите столько пальчиков, сколько на ней книг. Скажите, что написано на обложке первой? (ІІ? ІІІ?) Откройте глаза. Проверьте себя.

Что объединяет все эти книги? Какие из этих книг вы уже читали? Они вам понравились? Чем? А какими из прочитанных вами книг вы могли бы дополнить нашу выставку?

А тем, кто еще не читал произведения В. Д. Берестова, советую взять эти книги в школьной библиотеке и прочитать их. Уверена, что они вам понравятся.

2. Выяснение круга знаний об авторе и его произведениях

Перед вами портрет известного детского писателя Валентина Дмитриевича Берестова. Родился Валентин Берестов 1 апреля 1928 года, в день смеха, наверное, поэтому он сочинял такие веселые стихи, рассказы и сказки.

Первыми произведениями были дразнилки на одноклассников. Родился в семье учителя, наверное, поэтому очень любил читать и начал писать свои стихи и рассказы.

Когда ему было 15 лет, его произведения увидел Самуил Маршак. По его рекомендации однажды стихи В. Берестова напечатали в самой большой на то время газете «Правда». Эти стихи читали солдаты на фронте. А Валентин Дмитриевич стал самым молодым членом союза писателей.

А известный вам писатель Корней Чуковский помог Берестову развить его поэтический талант.

Стихи и сказки Валентина Берестова нравятся читателям любого возраста. И в следующем году все читатели будут отмечать 70-летний юбилей В. Берестова.

3. Работа по тренажеру

Текст у нас интересный и чтоб читать его без остановок и ошибок сначала поработаем по нашей таблице «помогайке».

Было время…

в далекой стране

птицы не умели петь

Соловей с Аистом

послали проверить

прилетели к мудрецу

попросил прощения

очень хочет научиться музыке

обучил соловья всему

стал лучшим певцом

Пробегите слова глазами. Сколько разных секретов чтения в этих словах?

Какой первый? (о - а ). Прочитайте хором слова с этим секретом.

Какой второй секрет? (е – и ).Какой третий секрет? (ться – ца ).Какой четвертый секрет? (в – ф ). Какой пятый секрет? (жи, ши – ы ).

Попробуйте по этим словам предположить, о чем будет рассказываться в новом тексте. Кто главные герои? Что вы знаете о соловье? Об аисте?

Это стихотворение, рассказ или…? Почему вы так думаете?

IV Объяснение нового материала

1.Первоначальное чтение сказки подготовленными учениками (в лицах).

Насколько точны и удачны были ваши догадки, вы скоро определите сами. Я только скажу, что это действительно сказка, а название ее вы найдете в учебнике на стр. 180. Прочитайте его хором.

Как вы уже знаете, сказка не просто читается, а сказывается, оживает на глазах. Сейчас сказочниками побудут ваши товарищи, которые получили задание заранее и сейчас прочитают сказку в лицах. Слушайте, следите по учебнику, чтобы и вы потом смогли прочитать не хуже.

2.Проверка первых впечатлений

Понравилось вам чтение ваших товарищей? Что особенно понравилось? Кто из героев понравился вам больше?

А правильно ли вы предсказали содержание новой сказки? Что оказалось для вас совершенно неожиданным?

3.Самостоятельное чтение сказки молча

Приготовьтесь выразительно прочитать эту сказку, голосом и лицом передавая свое отношение к героям. Карандашом отметьте непонятные слова.

4.Словарная работа

О каких словах вы хотите спросить?

Прочитайте предложение с этим словом, а все остальные «догоните» его в тексте, покажите это место на странице друг другу.

Кто может объяснить значение этого слова?

Давайте обратимся к консультанту, который работает с «Толковым словарем русского языка»

Словарная справка

Аист - крупная перелетная птица с длинным прямым клювом и длинными ногами.

Соловей – буро–серая птичка, отличающаяся красивым пением.

Мудрец – человек, обладающий большим умом, знанием жизни, опытом.

Искусство – мастерство, умение.

Робко – несмело, боязливо, застенчиво.

Беспокойство – за то, что потревожил.

Приветливый – ласковый, дружелюбный.

Чудак – странный, с причудами.

5.Двухминутка техники чтения.

«Буксир»

А теперь проверим, насколько вы готовы читать сказку вслух. Сначала проверьте, не обидите ли вы героев, неправильно прочитав их имена?

Дальше по памяти назовите героев сказки. Меняйте при этом голос так, что бы слушателям сразу было понятно: этот больной и самоуверенный, а этот маленький и робкий.

Сейчас я буду читать предложение, а вы определите, какое настроение я буду передавать при чтении. Дочитывайте предложение с таким же настроением.

Было время… (распевно)

Он так спешил… (неодобрительно)

Эй, старикан… (грубо, нагло)

Он робко… (застенчиво)

А чудак аист… (с насмешкой)

6. Чтение текста учащимися вслух.

«Волшебная палочка»

Сейчас прочитаем вслух весь текст и проведем при этом конкурс на лучшего сказочника. Вы будете читать по цепочке: читает только тот, перед кем на парте окажется эта «волшебная палочка». Старайтесь и сами сказку голосом «оживить», и не забыть потом похвалить тех, кому при чтении это удалось действительно сказочно.

Наши рекомендации