Критерии оценок итоговой аттестации
Оценка | Общие критерии оценки |
1 (слабо) | ставится за отсутствие выпускной творческой композиции, учебных, домашних работ, |
(неудовлетворительно) | ставится за частичный набор учебных и домашних работ, отсутствие выпускной творческой композиции |
несоответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям | |
качество выполнения практического задания слабое | |
не раскрыта тема выпускной творческой композиции | |
несоблюдение правил подачи (оформление) работ | |
(удовлетворительно) | ставится за неполный набор учебных или домашних работ |
слабый уровень развития практических умений и навыков соответствия программным требованиям | |
качество выполнения практического задания среднее | |
тема выпускной творческой композиции раскрыта не полностью | |
несоблюдение правил подачи (оформление) работ | |
4 (хорошо) | ставится за полный набор учебных и домашних работ |
хороший уровень развития практических умений и навыков соответствия программным требованиям | |
качество выполнения практического задания хорошее | |
раскрыта тема выпускной творческой композиции | |
соблюдены правила подачи (оформление) работ | |
5 (отлично) | ставится за полный набор учебных и домашних работ |
отличный уровень развития практических умений и навыков соответствия программным требованиям | |
качество выполнения практического задания отличное | |
раскрыта тема выпускной творческой композиции | |
соблюдены правила подачи (оформление) работ |
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методы организации и реализации образовательного процесса:
а) методы, направленные на теоретическую подготовку:
· урок;
· беседа;
· практические занятия;
· методический просмотр;
· самостоятельная работа учащихся;
· консультация.
б) методы, направленные на практическую подготовку:
· мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов.
Рекомендации по использованию методов организации и реализации
образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся
Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Рекомендуется использовать различные типы уроков: комбинированный урок, урок изложения нового материала, урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков, урок самостоятельной работы, урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, интегрированный урок и т. д.
Беседа – метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.
Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.
Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников.
Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:
Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у учащихся умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
Методический просмотр – предполагает показ учебных и самостоятельных работ учащихся за определенный период (поурочный, по теме, окончании четверти). Просмотры проводятся в присутствии учащихся, с последующим обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер.
Самостоятельная работа учащихся представляет собой обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (выражаемую в часах), выполняемую учащимся вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться учащимся в учебных аудиториях, а также в домашних условиях.
Самостоятельная работа должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами, ресурсы сети Интернет.
Консультация проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с учащимися и имеет целью расширение и углубление их знаний. Консультации проводятся по подготовке учебных материалов к зачетам, контрольным урокам.
Методические рекомендации к программе
Задачей данной программы является построение методической преемственности начального и среднего звеньев художественного образования. Членение учебной программы соответствует уровню среднего учебного заведения и соответственно возрастание сложности заданий.
Внесение изменений, перестановка или выдергивание отдельных заданий ведёт к нарушению стройной системы знаний, умений и навыков, получаемых в процессе обучения этой программе.
Практические задания выполняются на альбомных листах, на четверти и половине листа ватмана на планшетах, в зависимости от поставленной задачи и объёма задания, различными материалами: карандашом, пером, гуашью, акварелью, мягкими материалами и т.д.
Для развития творческих способностей на уроках необходимо давать основы грамоты композиции и практическое задание по данной теме. Наряду с этим должны даваться домашние задания по наблюдению с натуры.
В преподавании изобразительного искусства в детской художественной школе композиция имеет первостепенное значение как дисциплина, которая развивает творческие способности и формирует мировоззрение. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача – развить у учащихся острую наблюдательность, научить видеть в окружающих жизненных явлениях главное, типическое, отбросив случайное, развить способность выбирать необходимые художественно-технические средства для выражения замысла.
Процесс художественного воспитания ребят в художественной школе включает в себя две тесно связанные между собой задачи. Одна заключается в обучении профессиональному мастерству, другая состоит в том, чтобы научить учащихся творчески мыслить.
Проблема заключается в том, что ребята не всегда со знанием построения композиции подходят к решению тем, а чаще всего интуитивно. Учитывая это, в основу освоения материала положено изучение в качестве темы либо средство, правило и прием, либо закон композиции на примерах произведений художников. Полученные знания учащиеся закрепляют в работе над упражнениями или заданиями. Таким образом, объединяются творческие и практические задачи. Для того чтобы добиться положительных результатов, необходима последовательная система обучения композиции, основанная на принципе «от простого к сложному». Здесь особенно важен методически продуманный процесс обучения. Он начинается с изучения средств композиции (чем пользуется художник при работе над картиной).
Все первое полугодие задания и упражнения выполняются на свободном поле листа, только после знакомства со значением формата и его роли в выражении замысла и с последовательностью работы над композицией, работы выполняются через определенный объем подготовительной работы (эскизы, наброски, этюды) на планшетах в заданных форматах.
Начиная со второго класса, ребята изучают правила и приемы композиции. Перед ними встает очень сложная задача – научиться правильно организовывать плоскость, устанавливать равновесие, выделять композиционный центр, задавать статику или динамику, ритм.
В последующих классах учащиеся изучают законы композиции. С каждым годом увеличивается количество отведенных часов на отдельное задание. Это связано с необходимостью все более осознанного подхода к выполняемой работе.
Процесс обучения завершается выпускной композицией на свободную тему. Все эти знания необходимы при возможном поступлении ребят в средние или высшие профильные учебные заведения.
Наибольшую трудность на школьном этапе обучения вызывает поиск замысла, это возникает оттого, что у ребят невелик запас жизненных наблюдений, плохо развита зрительная память, они не умеют работать «от себя». Поэтому с самого начала необходимо развивать у них наблюдательность, то есть способность подмечать в окружающей жизни характерные явления, анализировать и обобщать свои наблюдения. Первоначально – это должны быть ваши «глаза», педагог должен научить детей художественному видению. С этой целью можно проводить совместные экскурсии, совместное наблюдение, совместное рисование (на природе, в городе, в магазинах, спортзалах, и т, д.), совместный анализ и т. п.
Для занятий по композиции необходимо завести тетрадь, в которой будут фиксироваться все новые темы, новые понятия, эскизы, выполненные по заданию, целевой материал (лучше использовать тетрадь с мультифорами). Все упражнения выполняются на альбомных листах.
Педагог, разрабатывая поурочные планы, должен очень хорошо изучить тему, собрать необходимый теоретический материал, продумать последовательность изложения, подобрать методы, обеспечивающие усвояемость материала, выбрать необходимый зрительный, литературный, музыкальный ряд, продумать систему упражнений, предшествующих основному заданию, осознать и продумать основное задание, распределить время. Подведение итога, закрепление темы может быть осуществлено через итоговую выставку, конкурсную выставку, через итоговый урок, передвижную тематическую выставку и т. д.
Для более полного раскрытия нового материала необходимо иметь в школе достаточное количество наглядных пособий по всем темам. Они должны быть выполнены на листах ватмана и должны четко раскрывать основные понятия композиции.
Создание фонда из лучших работ учащихся (по итогам просмотров) дает возможность демонстрировать успехи ребят на протяжении всего срока существования школы.
Хорошие результаты дает выставочная деятельность учащихся на различных уровнях (школьные, городские, краевые, российские). В школе можно провести день композиции. За один день они выполняют конкурсную работу по композиции на заданную тему, в этот же день подводятся итоги, лучшие ребята поощряются.
В школе необходимо иметь стенд, который будет наглядно демонстрировать основные программные задания по годам обучения в соответствии с программой обучения.
Содержание и виды самостоятельной работы
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Развитие наблюдательности достигается систематическими упражнениями в виде набросков, зарисовок, этюдов с натуры, по памяти, по воображению. Именно они часто служат отправным материалом для создания композиций. Поэтому выполнение самостоятельных рисунков (домашнее рисование) должно стать обязательным в процессе обучения. В качестве дополнительного стимула необходимо проводить конкурсы на лучшие самостоятельные композиционные рисунки. Лучшие самостоятельные работы, выполненные с натуры, лучше хранить в отдельных папках, которые время от времени можно было бы просматривать и использовать в работах. Домашнее рисование помогает осуществлять еще и межпредметные связи с другими дисциплинами (рисунком, живописью, скульптурой, дизайном). Очень хороший результат дают уроки на рисование по памяти того, что ребята пережили за какой-либо промежуток времени, или переживают в данный момент. Задания по развитию зрительной памяти могут быть самыми разнообразными, с определенной задачей: запоминание формы, цвета, освещения, пластики, контраста, характерного, взаимосвязей и т. д.
Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.
Справочный материал. Упражнения к темам. Литература
Станковая композиция
Вводная беседа
Что же такое композиция? Термин ''композиция'' - расположение, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке.
Композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла.
Необходимо подчеркнуть общее и разное в понятиях композиций станковой и декоративной.
Композицией станковой картины мы называем построение сюжета на плоскости в границах ''рамы''. Целью и формообразующим принципом композиции картины является, однако, не построение само по себе, а смысл. Конструкция (построение) выполняет функцию подачи смысла. Иначе говоря, композиция картины создается единством смысла, возникающим в изобразительном изложении сюжета.
Построение трехмерного пространства, перспектива и пластика, расположение предметов и фигур, жесты и движение- все это приобретает композиционное значение только в связи со смыслом произведения.
Если станковая композиция помогает передать иллюзию пространства в глубину, то в декоративно-прикладной композиции художник композиционными приёмами стремится подчеркнуть объём украшаемого объекта.
Декоративно тематическая композиция – особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной жизни.
Отличительная особенность декоративной композиции – предмет не только трактуется объёмно, а иногда и вообще без него.
Свойство декоративности – соблюдение определённой меры условности.
Упражнения
На тему: ''Цветок'':
1. С натуры.
2. Цветок в станковой композиции; ''Ветрено''.
3. Стилизация (обобщение).
ЛИТЕРАТУРА:
Н.Н. Волков. «Композиция в живописи». М. «Искусство». 1977. стр. 15-37.
Е.В. Шорохов. «Основы композиции». М. «Просвещение».1979. стр.5-10
О.Ю. Соколова. «Секреты композиции». М. АСТ «Астрель». 2002. Стр.44.
Учебное пособие для пединститутов. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. М. «Просвещение». 1989.
Средства композиции
Линия, штрих, росчерк. Точка, пятно, силуэт. Цвет (ахроматический, хроматический, основные и дополнительные, тёплые и холодные, насыщенные, контрастные).
Светотень, перспектива (пространство), теплохолодность, колорит, формат.
Тема № 17
Линия, штрих, росчерк
Инструменты рисования.
Австрийский учёный Лепоран делит графические средства на такие, как:
1. Перо, штифт.
2. Кисть.
3. Мягкие материалы.
Сидоров делит графические средства на такие, как:
1. Сухие инструменты (штифт, карандаш, уголь.)
2. Мокрые или жидкие (кисть, перо.)
1. Группа.
а) Металлический грифель.
б) Свинцовый грифель.
в) Серебряный грифель.
г) Графитный карандаш (Энгр, Роден, Тулуз-Лотрек, Серов). 2. Группа.
а) Перо (гусиное, тростниковое, щепочка, металлическое перо)
б) Сангина, сепия, бистр, уголь, итальянский карандаш.
Порядок рассмотрения рисовальных средств (металлический грифель, перо, цветной карандаш) соответствует внутренней эволюции рисунка;
- Линия безразличная, нейтральная.
- Линия самостоятельная и активная.
- Линия становится тоном и цветом.
Линия выполняет три функции:
1) Линия изображает, создает иллюзию пластической формы.
2) Линия обладает своим декоративным ритмом и своей мелодией.
3) Линии присуща своеобразная экспрессия (переживание, настроение).
Из движения и скрещивания линий рождаются изменчивые образы (деревья в процессе роста, вода в непрерывном течении и т. д.)
Линия имеет начало и окончание. Ей пользуются в длительных и кратковременных рисунках. Линия, проведенная рейсфедером, на всем своем протяжении одинакова по толщине и для художественных целей эта чертежная линия непригодна – она однообразна, безжизненна, невыразительна. Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги, и этим как бы удерживает изображение в пределах формата. Контурная линия заключает форму предмета в плоскость, и, несмотря на то, что проведены только линии, все равно создается впечатление, что внутри тон предмета темнее или светлее, чем окружающий фон. Линейный рисунок может передать впечатление объема предмета, где линия изменяется по своей толщине и силе звучания. Даже незначительно проведенная линия может выполнять функции; ограничить форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорции и т. д.
Росчерк имеет начало, но не имеет четкого завершения (например, роспись и т. д.).
Штрих – отрывистая линия, не имеющая ни начала, ни конца, проведенная одним движением руки. Штриховыми линиями можно передать объем и пространство, глубину пространства. Множество штриховых линий создают штриховое тональное пятно.
Линия, росчерк, штрих могут менять свой характер при помощи: выбора грифеля различной твердо-мягкости, изменения угла наклона инструмента к плоскости, силы нажима, длины и частоты наложения в различных направлениях, а также могут сливаться в пятно.
Штрих может быть длинным, коротким, толстым, тонким, сильным, слабым и т.д.
Возможности и задачи:
а) Способность передавать объемно-пространственные качества.
б) Способность передавать воздушную перспективу.
в) Способность передавать штриховое тональное пятно, требуемой силы.
в) Передача фактурных элементов.
Высказывания китайского теоретика:
«Кисть, то ложится, как нежное облако, то, подобно червю, сверлит бумагу, то она скрипит, как старое дерево, то прыгает, как кузнечик.»
«Почерк человека – зеркало его души» (о росчерке).
Упражнения неизобразительного характера:
«Спокойное море», «Шторм».
«Грибной дождь», «Гроза».
«Смерч», «Зной в пустыне»
«Красота гор», «Извержение вулкана».
Упражнения выполняются индивидуально, решая задачи попарно (на сравнении), по выбору любые из предложенных тем. Закрепление проводится в форме игры: ребята меняются работами и пытаются угадать изображенное состояние. Сопровождается анализом применяемых средств.
ЛИТЕРАТУРА:
А..М. Лаптев «Рисунок пером». М. Изд. Академии художеств СССР. 1962 .
Советы мастеров. Живопись и графика. Л. 1973. стр.68-88.
А.А. Дейнека «Учитесь рисовать». Изд. Академии художеств СССР. 1961.
Тема № 18
Точка, пятно, силуэт
Точка – отрывистое касание инструментом листа бумаги. При разрастании величины точки можно получить пятно, фон. Точку можно использовать и как средство освещенности предметной среды. Пятно (тональное, цветовое) используется в композиции для того, чтобы решать тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности.
Возможности и задачи пятна:
а) Для подчеркивания силуэта.
б) Для подчеркивания объемности.
в) Для передачи освещенности.
г) Для передачи глубины пространства окружающего объемную форму.
д) Для показа силы тон в окраске формы.
е) Для передачи фактуры поверхности.
Силуэт в изобразительном искусстве – вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Термин «силуэт» произошел от имени французского контролера финансов Э. де Силуэта (1709-1767г.г.), на которого впервые была сделана карикатура в виде силуэта.
Силуэт – точное воспроизведение формы, ювелирная тонкость исполнения, предельная лаконичность. Например: Ф. Толстой (сцены труда и быта, батальные и исторические сцены).
Упражнения:
а) Игры с кляксой. Дорисовать до понятного силуэта. Развивает воображение.
б) Монотипия из двух, трех цветов (черная, желтая, красная). Создать композицию, минимально вмешиваясь в изображенное, на тему «Пожар».
ЛИТЕРАТУРА:
Е.В. Шорохов. «Основы композиции». М. «Просвещение». 1979. стр.129-131
Тема № 19
Цвет
Ахроматические цвета
Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. Цвет может вызвать беспокойство, возбуждение или потрясение, создать гармонию, он может творить чудеса.
Цвет – некое постоянное присущее поверхности свойство.
Наблюдаемые в природе цвета разделяются на две важные группы: хроматические и ахроматические.
Ахроматические – бесцветные цвета.
Расположенные в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета образуют ряд, в котором можно выделить пять основных относительно определенных ступеней: черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый.
Избирательные цвета – хроматические, неизбирательные – ахроматические.
Упражнения:
а) Тональные растяжки от черного до белого и, наоборот, от белого до черного.
б) «Снежная буря», «Звездное небо», «Метель». Определение в тональной растяжке диапазона тона (от и до), в котором будет выполнено каждое из предложенных тем.
ЛИТЕРАТУРА:
А. Зайцев. «Наука о цвете и живопись». М. «Искусство». 1986. стр.26-27.
Н.Н. Волков. «Цвет в живописи». М. «Искусство». 1984.
Тема № 20
Хроматические цвета.
Хроматические цвета – это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре.
Они определяются тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость.
Цветовой тон – степень темноты самого цвета (желтый – светлее синего).
Насыщенность – степень разбавления данного цвета белым, серым, черным (эталоном насыщенности можно считать спектр).
Психологическое воздействие цвета.
Красный – цвет пламени, костра, как бы наступает, подавляет другие цвета. Активный цвет, возбуждающий, энергичный, активизирует человека.
Оранжевый цвет субъективно напоминает тепло, а объективно – огонь или заход солнца, тонизирующий, действует, что и красный, но слабее.
Желтый – цвет тонизирующий, менее утомляющий.
Зеленый – цвет самый привычный для органа зрения цвет природы, успокаивает, повышает работоспособность.
Голубой цвет успокаивает, снижает напряженность.
Синий цвет способствует торможению, самый холодный.
Фиолетовый цвет производит угнетающее действие на нервную систему.
Спектр составляет лишь небольшую часть всех видимых цветов. Первым, кто сделал попытку проанализировать воздействие цвета на человека, был немецкий писатель Гете:
Желтый цвет обладает прелестью. Он производит, безусловно, теплое впечатление и вызывает благодушное настроение. «Если смотреть через теплое стекло, то радуется глаз, расширяется сердце, светло становится на душе». Синий цвет– «приносит всегда что-то темное». «Синяя поверхность как будто уплывает от нас вдаль». Синева дает нам чувство холода, напоминает нам также тень. Комнаты, выдержанные в синих тонах, кажутся до известной степени просторными, но собственно пустыми и холодными. Синее стекло рисует предметы в печальном свете. Красный цвет дает впечатление, как серьезности и достоинства, так и прелести и грации. В зеленом цвете глаз находит «реальное удовлетворение». При этом Гете имел в виду чистые цвета, замечая, что изменение их чистоты приводит уже к другому действию – так, по его мнению, желтый «производит весьма неприятное действие, загрязняясь или до известной степени переходя на отрицательную сторону». Вместе с тем, приводимые Гете характеристики цветов дают лишь обобщенную картину. Теория Гете предполагает некоего обобщенного человека, и бывает так, что определенная ситуация и индивидуальный характер наблюдателя резко изменяют те же чувства и эмоции, которые сопровождают восприятие данного цвета. Отношение к отдельному цвету обусловлено и историческими условиями и географическими, а так же целым рядом таких факторов, как возраст, пол, профессия, общее развитие человека.
Большой интерес представляет и символика цвета. В определенные периоды истории изобразительного искусства символика цвета играла важную роль. В каждой стране в известный исторический период складывалась своя символика, но и в этих ограниченных рамках она не была устойчива и имела свои отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался и цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие бороды и волосы считались также и признаком силы, и признаком невыдержанности. Белый цвет символизировал чистоту и непорочность, зеленый – надежду на бессмертие души, голубой – печаль, красный – кровь святого, признак предательства, в то же время красной бородой наделялись положительные персонажи.
Упражнения:
а) Упражнения в монотипии. Необходимо подобрать цвета (не более трех), соответствующие определенному состоянию: «Радость», «Заблудился», «Нежность», «Холодно».
ЛИТЕРАТУРА:
А. Зайцев. «Наука о цвете и живопись». М. «Искусство». 1986. стр. 35-43, 85-88
Гете И.В. «Учение о цветах» по кн. Лихтенштадт В.О. «Гете» стр. 240 , 241-247.
Дерибере М. «Цвет в деятельности человека». М. «Госстройиздат», 1964. стр.76-77.
Волкотруб И.Т. «Основы художественного конструирования» 1988. Стр. 69-91.
Тема № 21