Критерии оценки промежуточной и итоговой аттестации

Содержание

Введение………………………………………………………………..
Методические рекомендации к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы………………………………………….
Методические рекомендации к написанию рефератов по отечественной истории…………………………………………………………  
Критерии оценки промежуточной и итоговой аттестации по отечественной истории………………………………………………………  
Перечень вопросов для самоподготовки к экзамену………………….
Необходимый объем знаний по темам………………………………...
Глоссарий………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………….

Введение

Дисциплина «Отечественная история» является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования для всех направлений и специальностей. Она входит в гуманитарно-социальный блок дисциплин и изучается, как правило, на младших курсах обучения.

Основным документом по организации преподавания и изучения курса является учебная программа, составленная на основе федерального стандарта — учебной программы по отечественной истории Научно-методического совета социально-гуманитарных дисциплин.

Цели и задачи курса:

1) дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней. Показать на примерах различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

2) показать - по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии. Показать место истории в обществе: формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

3) обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке, проанализировать тс изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие;

4) раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук.

Значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов. Значение преподавания истории в среднем школьном образовании, необходимость привития учащимся высших учебных заведений (неисторического профиля) представлений об истории, об образовательной и воспитательных функциях исторической науки.

Понимание значения истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Взаимосвязь истории и других гуманитарных и социальных наук (социологии, психологии, культуры и др.). а также взаимодействие истории и биологии, экологии и прочих дисциплин естественного профиля.

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Методические рекомендации

Методические рекомендации к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

1. Изучение отечественной истории осуществляется в форме аудиторных занятий под руководством преподавателя и самостоятельной работы студента. В бюджете учебного времени на освоение дисциплины соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы устанавливается в зависимости от формы обучения. Для студентов дневной формы обучения время, отведенное на аудиторную и самостоятельную работу, распределяется приблизительно поровну. Для других форм время на самостоятельную работу соответственно увеличивается.

2. Степень и уровень освоения учебного материала проверяются путем промежуточного и итогового контроля знаний.

Промежуточный контроль осуществляется в течение семестра на семинарских занятиях посредством опроса или в другой форме, а также в виде выполнения тестовых заданий. Предлагаемые в составе УМК тестовые задания соответствуют федеральным требованиям проверки исторических знаний студентов неисторических специальностей.

Итоговый контроль осуществляется после завершения изучения дисциплине при сдаче экзамена.

Контроль проверяет знание исторических фактов, умение их объяснять и интерпретировать - представления, а также умения устанавливать взаимосвязи исторических явлений и их место в историческом процессе - суждения.

3. Отечественная история относится к тем дисциплинам, которые, в отличие от профессиональных дисциплин специальности, уже изучались студентом при получении среднего образования в школе в объеме, значительно превышающем по времени вузовский курс. Этим обусловлена особенность федеральной учебной программы. Она исходит из того, что студенты сохраняют в полном объеме все исторические знания, полученные в школе, и ориентирована на совершенствование этих знаний через освоение новых современных представлений об исторических явлениях.

4. В таком алгоритме обучения у студентов могут, особенно при самостоятельном освоении материала, возникнуть затруднения.

Первый источник затруднений - слабая сохранность остаточных знаний по истории, полученных в школе. В таком случае изучение дисциплины следует начинать с вузовского учебника по истории России. Основные разделы учебника должны быть прочитаны до того, как соответствующие темы будут изучаться на аудиторных занятиях.

Перечень рекомендованной литературы, включая учебники, содержится в конспекте лекций. Для актуализации знаний конкретно-исторического материала адекватно подойдет один из двух однотипных учебников: под редакцией А,С. Орлова или под редакцией Н.А. Лысенко.

Второй источник затруднений - непривычный для большинства выпускников школы цивилизационный подход к осмыслению истории, заложенный в федеральной учебной программе. Это затруднение преодолевается с помощью преподавателей на аудиторные занятиях. Для самостоятельной выработки соответствующих учебной программе исторических представлений следует обратиться к конспекту лекций, структура которого в большинстве случаев буквально следует тезисам программы. Дополнительно к этому можно использовать учебник под редакцией А.Л. Данилова, который содержит минимальное количество исторических фактов, но в большем объеме, чем другие учебники, дает представления об особенностях исторического развития России

в контексте мировой истории.

5. Самостоятельная работа включает в себя также подготовку к семинарским занятиям. Тематика семинарских занятий, вопросы к занятиям и методические указания к подготовке содержатся в Практикуме УМК. Списки основной и дополнительной литературы по соответствующим темам содержатся в конспекте лекций.

6. Дополнительной формой самостоятельной работы является подготовка по желанию студента реферата по теме занятий.

Методические рекомендации

по написанию рефератов по отечественной истории

Выбор темы: студенту следует выбирать ту тему, которая отвечает его научным интересам. Тему реферата студент может предложить сам, но в этом случае она должна быть обязательна согласована с преподавателем.

Подбор источников и литературы: выбрав тему, студент приступает к работе по подбору источников и исторической литературы. Список научных публикаций должен быть не менее 5 работ.

Работа над рефератом: в ходе работы над рефератом необходимо продумать план. т.е. те основные вопросы, которые будут рассматриваться в работe, расположение отдельных частей и логическая связь между ними. Реферат имеет объем 12-15 страниц машинописного текста с правильно оформленным научным аппаратом - сносками, которые могут быть в конце реферата в виде примечаний или в подстрочнике на каждой странице.

В ходе написания реферата студент должен проявить следующие умения;

- самостоятельно анализировать источники;

- критически разбираться в литературе вопроса;

- последовательно излагать свои мысли;

- делать научное обоснование и выводы;

- правильно оформить научный аппарат работы.

В конце реферата обязателен список источников и научной литературы.

Более подробную и полную информацию о работе над рефератом смотрите в «Методическом пособии по написанию рефератов» Елкин С.И., Лашина Л.С.

Форма итогового контроля: экзамен

По отечественной истории

Оценка «отлично»проставляется студенту, который:

- знает предусмотренные программой изучения исторические факты в полном объеме, умеет устанавливать их последовательность и преемственность, а также взаимосвязи и взаимообусловленность, умеет дать оценку исторического места и значения характеризуемых событий и явлений;

- знает имена исторических персонажей, предусмотренных программой изучения, умеет дать их характеристику и оценить вклад и роль в истории;

- умеет свободно ориентироваться в историческом времени и историческом пространстве, знает даты основных исторических событий и хронологические рамки важнейших исторических явлений; умеет осуществлять синхронизацию событий отечественной истории, а также синхронизировать их с главными событиями мировой истории;

- знает дискуссионные варианты научной интерпретации исторических фактов и умеет дать характеристику существующих в науке точек зрения.

Оценка «хорошо»проставляется студенту, который:

- знает предусмотренные программой изучения исторические факты в полном объеме, умеет устанавливать последовательность и преемственность исторических событий и явлений;

- знает имена исторических персонажей, включенных в программу изучения;

- умеет ориентироваться в историческом времени в пределах столетий, и историческом пространстве в пределах основных исторических регионов, знает даты основных исторических событий и хронологические рамки важнейших исторических явлений, знает основные историко-географические наименования;

- затрудняется в установлении взаимозависимости и взаимообусловленности исторических событий и явлений;

- затрудняется в оценке исторического места и значения характеризуемых событий и явлений;

- затрудняется в характеристике исторических персонажей и оценке их роли в истории;

- не умеет осуществлять синхронизацию событий отечественной истории, а также синхронизировать их с главными событиями мировой истории;

- не знает дискуссионных вариантов научной интерпретации исторических фактов и не умеет дать характеристику существующих в науке точек зрения.

Оценка «удовлетворительно»проставляется студенту, который:

- знает основные исторические факты;

- знает главных исторических персонажей;

- умеет ориентироваться в историческом времени в пределах столетий, и историческом пространстве в пределах основных исторических регионов.

- не знает фактический материал в полном объеме;

- испытывает затруднения в установлении последовательности и пре­емственности исторических событий и явлений;

- не умеет устанавливать последовательность и преемственность исторических событий и явлений;

- затрудняется в определении дат основных исторических событий и хронологические рамки важнейших исторических явлений;

- затрудняется в основных историко-географических наименованиях;

- не знает исторических персонажей, включенных в программу изучения.

Оценка «неудовлетворительно» проставляется студенту, который:

- не знает основные исторические факты;

- не знает главных исторических персонажей;

- не умеет ориентироваться в историческом времени и историческом пространстве в пределах столетий.

Перечень вопросов для самоподготовки к экзамену

1. Сущность, формы и функции исторического знания.

2. Понятие исторического источника. Типы источников. Виды письменных источников по истории России.

3. Методология и методы исторической науки.

4. Периодизация и хронология мировой и российской истории.

5. Отечественная историография истории России в прошлом и настоящем: общее и особенное.

6. Восточнославянские племенные союзы и их расселение.

7. Образование Древнерусского государства (IX — X вв.)

8. Период укрепления и расцвета государственности (кон. X — первая половина XI вв.). Генезис и характерные черты социально-экономического строя.

9. Политическая раздробленность Руси: причины и последствия.

10. Борьба Руси за независимость в XIII в.

11. Оборона Северо-Западной Руси.

12. Начальный этап объединения русских земель вокруг Москвы.

13. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Образование единого Российского государства.

14. Внутренняя политика Ивана IV Грозного.

15. Опричнина Ивана Грозного.

16. Смутное время начала XVII в.

17. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

18. Закрепощение крестьян: исторические предпосылки, этапы, содержание.

19. Реформы Петра I.

20. Внешняя политика Петра I.

21. Екатерина II. Внутренняя политика. «Просвещенный абсолютизм».

22. Екатерина II. Внешняя политика.

23. Правления Александра I. Реформы начала XIX в.: проекты и результаты.

24. Отечественная война 1812 г.

25. Внутренняя политика Николая I.

26. Крымская война и ее социально-политическое значение.

27. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в

28. Общественное движение в России в первой половине XIX в

29. Подготовка и проведение аграрной реформы 1861 г.

30. Либеральные реформы 60 — 70-х гг. XIX в.

31. Развитие капитализма в сельском хозяйстве в пореформенный период.

32. Развитие промышленности в России в пореформенный период.

33. Общественные движения в России во второй половине XIX в.

34. Внутренняя политика царизма в 1881 — 1894 гг. Контрреформы Александра III.

35. Социально экономическое развитие России в конце XIX начале XX в.

36. Русско-Японская война.

37. Революционные выступления 1905 — 1907 гг.: предпосылки, характер, движущие силы, итоги.

38. Третьеиюньская монархия в 1907 — 1914 гг.: политическая сущность.

39. Столыпинская аграрная реформа.

40. Россия в годы первой мировой войны.

41. Февральская революция 1917 г.

42. Россия между февралем и октябрем 1917 г.

43. Октябрьская революция 1917 г. Первые социально-экономические мероприятия советской власти.

44. Выход России из первой Мировой Войны. Брестский мир.

45. Гражданская война и интервенция: основные противоборствующие силы, причины, периодизация, причины победы Красной Армии.

46. Сущность политики «военного коммунизма».

47. Новая экономическая политика. Причины свертывания НЭПа.

48. Образование СССР

49. Индустриализация страны. Первые пятилетки.

50. Коллективизация сельского хозяйства: причины и последствия.

51. Внешняя политика советского государства накануне Великой Отечественной войны.

52. Великая Отечественная война: причины, основные сражения, итоги.

53. СССР во второй половине 40-х — начале 50-х гг.

54. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1954 — 1964 гг.

55. СССР в период стабильного развития (вторая половина 60-х — начало 80-х гг. XX в.).

56. Внешняя политика СССР в 50-е — 80-е гг. «Холодная война».

57. Либеральные реформы конца XX в.

58. Истоки и социально-политическая сущность «перестройки». Крушение СССР.

59. Российская Федерация на современном этапе: тенденции и перспективы развития в условиях новой геополитической ситуации.

60. Социально-экономическое развитие России в 90-егг. XXв. — начале XXI в.

ТЕМА 2. Образование и укрепление единого российского государства

(XV – XVII вв.)

В ходе изучения материала студенты должны усвоить:

1. Специфику и основные этапы образования централизованного российского государства.

Опричнина.

причины создания опричнины:

· декабрь 1564 г. — начало опричнины

· декабрь 1569 г. — войско опричников выступило в поход на Новгород.

· 1572 г. опричнина была отменена.

Последствия опричнины

Россия завоевала Казанское и Астраханское ханства, а поход Ермака за Урал обеспечил присоединение Сибири.

3. Смута начала XVII в. 1598-1613 гг.

Причины Смуты:

Дмитрий (1591 г.), Федор (умер в 1598 г.), Борис Годунов (1598 — 1604 гг.)

I. Первый период (1598 — 1606).

Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II.

II. Второй период Смуты (19 мая 1609 г. — 17 июня).

Василий Шуйский.

В Путивле началось восстание против Василия Шуйского во главе с князем Григорием Шаховским и в Чернигове — с Андреем Телятевским. под предводительством Ивана Болотникова восстали крестьяне.

Появился Лжедмитрий II, основывавший свой лагерь в Тушино. Польский король Сигизмунд III — вмешательство иноземцев (шведов).

В конце 1609 г. Лжедмитрий II бежал из Тушино.

17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпуновым свергли Василия Шуйского, который был пострижен в монахи. Семибоярщина. Владислав — сын Сигизмунда III.

III. Третий период Смуты (июль 1601 — 1612).

Началась национально-освободительная война. В Рязани во главе с Прокопием Ляпуновым. В Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским и старостой Кузьмой Мининым сформировалось второе ополчение.

В марте 1612 г. ополченцы двинулись на Ярославль.

26 октября 1612 г. перед ними капитулировал польский гарнизон в Москве. Попытка Сигизмунда III отбить Москву не увенчалась успехом.

4. Приход к власти Романовых.

21 февраля 1613 г. Земский собор избрал Михаила Романова (1613 — 1645 гг.) на царствование.

в течение десяти лет в столице постоянно действовал Земский собор.

Деулинское перемирие — его условия?

Алексей Михайлович Романов (1645 — 1676 гг.)

1649 г. — Земским собором был утвержден свод российских законов, получивший название «Соборное Уложение».

«соляной» (1648 г.) и «медный» (1662 г.) бунты

восстание под предводительством Степана Разина (1670 — 1671 гг.).

Воссоединение Украины с Россией.

В 1569 г. Польша и Литва заключили унию, объединившись в двуединое государство — Речь Посполитую. Польша распространяла своё религиозное и культурное влияние не только на исконно литовские земли, но и на древнерусские.

восстание 1648 г.— Богдан Хмельницкий. В 1651 г. Хмельницкий обратился к царю Алексею с просьбой принять «Малороссию под свою руку».

8 января 1654 г. Богдан Хмельницкий в г. Переяславле провозгласил акт о воссоединении Украины с Россией.

1667 г. заключено Андрусовское перемирие

Усвоив тему, студенты должны знать термины:

· вассал — феодально-зависимое лицо или государство

· Высшим слоем населения на Руси издавна являлись бояре. За свою службу князю они получали вотчины, т.е. земельные владения, передаваемые по наследству.

· Второе сословие составляло духовенство. Оно делилось на белое и черное. Белое составляли служители культа, черное — монахи. В пользу церкви платился особый налог — десятина.

· Городское население делилось на служивое и посадское. Посадское несло тягло, т.е. платило налоги. Оно имело право торговать и промышлять в городе. Существовала профессиональная организация крупных купцов, которые объединялись в корпорации гостей и суконщиков и обладали большими привилегиями.

  • крестьянство делилось на черносошных (принадлежавших казне), монастырских, помещичьих.

Военная реформа.

В 1705 г. была введена рекрутская повинность.

2. Воцарение Екатерины II и сущность просвещенного абсолютизма.

· 28 июня 1726 г. на российский престол взошла Екатерина Алексеевна,

· 1767 г. в форме «Наказа» созванной Комиссии о составлении нового Уложения.

· В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу.

· в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков

Административные преобразования.

· 1764 г. реформирован Сенат.

  • страна была разделена на 50 губерний, которые в свою очередь делились на уезды. В губернии проживало 300 — 400 тыс. чел., а в уезде — в 10 раз меньше
  • 1785 г «Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства».
  • Одновременно Екатериной II была подписана жалованная грамота городам.

Внешняя политика.

двух войн с Турцией (1768 — 1774 и 1787 — 1791 гг.) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России.

по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 гг.) в состав России вошли Правобережная Украина и Восточная Белоруссия.

в 1793 г. К Пруссии по второму разделу отошли Гданьск, Торунь и значительная часть Великой Польши.

В 1794 г. в Польше вспыхнуло освободительное восстание во главе с генералом Т. Костюшко.

В 1795 г. третьим разделом Польши. Речь Посполитая как государство перестала существовать.

3. Начало правления Александра I.

Александр I в результате дворцового переворота взошел на престол в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.

восстановил отмененные Павлом I «Жалованные грамоты» дворянству и городам,

Началось реформирование системы государственного устройства Государственный совет стал постоянным В Совет входили представители высшей знати (12 человек)..

Реформы начала XIX в.: проекты и результаты.

М.М. Сперанский

В октябре 1809 г. Сперанский предоставил царю проект. Дело свелось к учреждению в 1810 г. Государственного совета — законосовещательного органа при императоре, вместо «Непременного cовета».

М.М. Сперанский подготовил «Общее учреждение министров», которое стало законом в 1811 г.

Министры объединялись в Комитет министров (1812 г.). Комитет министров мог отменять решения Сената, который также в начале ХIХ в. претерпел реорганизацию. Он был разделен на 9 департаментов, полусамостоятельных, скрепленных главенством генерал-прокурора (с 1802 г. эту должность стал занимать министр юстиции).

В 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

Внутренняя политика Николая I.

14 декабря 1825 г. Восстание декабристов

Николай I продолжил линию Александра I по усилению централизации и бюрократизации государственного аппарата. Ключевым органом государственной структуры становится (Собственная его императорского величества канцелярия).

III Отделение канцелярии — орган политического сыска и следствия, созданный по инициативе А.Х. Бенкендорфа, в 1844 г. его сменил граф А.Ф. Орлов, а с 1856 г. — князь В.А. Долгоруков.

Усвоив тему студенты должны знать термины:

· Принцип камерализма — учение о бюрократическом управлении, которое предполагало функциональный принцип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностей чиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты и жалованье.

· разделение купцов на гильдии, а ремесленников на цеха, императрица Екатерина II распределила все городское население по шести разрядам:

· первый вошли владельцы домов или земли

· второй — купцы всех гильдий

· третий — цеховые ремесленники

· четвертый — иногородние и иностранные люди, находившиеся в этом городе

· пятый — «всякого звания капиталисты», банкиры, судовладельцы, сюда же входили «именитые граждане» — ученые, художники

· шестой разряд входили люди, которые кормились только своим трудом: рукоделием, промыслом.

Причины гражданской войны.

Гражданская война — это силовой способ разрешения противоречий между различными классами, социальными слоями, партиями, общественными движениями. К нему объективно прибегают, когда по тем или иным причинам не удается политическими или мирными средствами достичь в обществе необходимого компромисса.

ТЕМА 7. Формирование и сущность советского строя. 1921 – 1941 гг.

Политический кризис в начале XX-х гг. Борьба в руководстве РКП (б) – ВКП (б) за власть и по вопросам развития страны.

Данный вопрос следует рассматривать по пунктам:

  1. Борьба против инакомыслия.

2. декрет «Об административной высылке лиц, признаваемых социально опасными».

3. В 20-е гг. репрессии в основном осуществлялись под лозунгом «борьбы с классово чуждыми элементами». В первую очередь шло уничтожение бывших офицеров как служивших у «белых», так и не служивших.

  1. С весны 1922 г., начались репрессии против священнослужителей.
  2. Во второй половине 20-х гг. борьба с «врагами народа»

6. «ежовщина» (по имени наркома внутренних дел Н.И. Ежова), 1937 — 1938 гг.

Сращивание партийных и государственных структур.

Данный вопрос следует рассматривать по пунктам:

  1. Усиление режима личной власти Сталина

2. Эволюция политических систем. В 20 — 30-е гг. было проведено немало реформ по изменению политической системы.

  1. Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
  2. Установление режима личной власти Сталина.

После того, как студенты освоят этот материал, они должны знать персоналии:

    • Л.Д. Троцкого
    • И.В. Сталин
    • Л.Б. Каменев
    • Г.Е. Зиновьев
    • Н.И. Бухарин
    • А.И. Рыков
    • М.П. Томский
    • В.В. Куйбышев

Переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике

Данный вопрос следует рассматривать по пунктам:

1. Причины введения нэпа.

2. Начало новой экономической политики.

3. Итоги новой экономической политики.

4. Причины сворачивания нэпа.

Форсированная индустриализация в СССР

Данный вопрос следует рассматривать по пунктам:

1. Курс на индустриализацию. 20 — 30-х гг.

2. в апреле — мае 1929 г. ХVI партийной конференции и V съезде Советов СССР рассматривались два варианта первого пятилетнего плана.

3. Срыв первого пятилетнего плана

4. План второй пятилетки (1933 — 1937гг.).

Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства

Данный вопрос следует рассматривать по пунктам:

1. Причины перехода к политике сплошной коллективизации.

2. Период сплошной коллективизации. С лета 1929 г. начался период сплошной коллективизации.

3. «Головокружение от успехов».

4. Волна «раскулачивания» 1928 — 1931 гг.

5. Колхозно-совхозная система сельского хозяйства.

Усвоив тему, студенты должны знать термины:

РКП(б) — В 1925 г. РСДРП(б) была переименована во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) — ВКП(б)

ВЧК — Всероссийский чрезвычайный комитет, в феврале 1922 г. была преобразована в Главное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел, а после образования СССР — в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.

Архиерей — общее название высших чинов православного духовенства.

Номенклатура — чиновники, по своему положению в бюрократической системе реально управляющие государством.

Унитарное государство — единое государство, построенное по принципу подчинения всех органов власти единому центру

ГЛОССАРИЙ

Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создаются постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

Аннексия — насильственное присоединение государства или части его территории к другой стране.

Бандеровцы — участники военно-террористических групп националистов Украинской повстанческой армии в Западной Украине в 1943–1947 гг. По имени руководителя С.А. Бандеры (1908–1959 гг.).

Баскак — наместник в подвластных монголами оседлых областях.

«Барбаросса» — название плана агрессивной войны фашистской Германии против СССР. Разработка начата 21 июля 1940 г. Утвержден 18 декабря 1940 г. Предусматривал молниеносный разгром основных сил Красной Армии западнее Днестра и Западной Двины, а затем выход на линию Архангельск–Волга–Астрахань. Войну предполагалось завершить за 2-3 месяца. Сорван упорным сопротивлением Красной Армии.

Белогвардейцы — участники гражданской войны в России 1917–1920 гг., противники Советской власти. Ведущая военная и политическая сила – монархисты, в основном часть офицеров бывшей царской армии. Сторонники Корнилова, Колчака, Деникина (Добровольческая армия), Алексеева, Юденича, Миллера, Врангеля. После поражения в гражданской войне вынуждены были эмигрировать из страны.

Беломорканал — канал, соединяющий Белое море у г. Беломорска с Онежским озером у пос. Повенец. Построен в 1933 г. в основном силами политзаключенных. Длина канала 227 км, 19 шлюзов. В современной истории Беломорканал стал одним из символов сталинской диктатуры.

Боярин — первоначально старший дружинник в княжеской дружине. Позже — чин в Московской Руси.

Боярская дума — совет высших сановников государства, высший орган государства.

Брестская крепость — крепость-герой в черте г. Брест в Белоруссии, построенная в 1833–1838 гг. Модернизирована в начале XX в. Знаменита героической обороной с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г., когда находившийся в ней окруженный немецкими фашистами гарнизон держался против превосходящих сил противника. Брестская крепость стала символом мужества и примером героического сопротивления врагу.

Брестский мир — мирный договор от 3 марта 1918 г., заключенный между Советской Россией и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, по которому Германия аннексировала Польшу , Прибалтику, часть Белоруссии и Закавказья, получила контрибуцию 6 млрд. марок. Договор обеспечил стране выход из первой мировой войны. Аннулирован 13 ноября 1918 г. после поражения Германии и ее союзников.

Буденовцы — бойцы 1-й Конной Армии под руководством С.М. Буденного (1883–1973 гг.), впоследствии Маршала Советского Союза, члена ВЦИК и ЦИК СССР, члена Президиума Верховного Совета СССР. В обобщенном смысле буденовцы – красные конники.

Бухенвальд — фашистский концлагерь близ Веймара в 1937–1945 гг. В нем уничтожено 56 тыс. заключенных. Ныне музей. Название стало символом фашистского варварства.

Варшавский договор — о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан в мае 1955 г. в Варшаве, представителями Албании (с 1962 г. не участвовала), Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.

Вассал — феодально-зависимое лицо или государство.

Великая Отечественная война — война советского народа с гитлеровской Германией и ее союзниками, длившаяся с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг. Эта война была составной частью второй мировой войны. Начатая Германией, она завершилась полным разгромом стран фашистского блока. Советский Союз потерял в ходе сражений на оккупированной территории и в концлагерях 27 млн. человек.

Вердикт — заключение присяжных заседателей о виновности или невиновности обвиняемого.

Вермахт — название вооруженных сил Германии в 1935–1945 гг.

Верховный Совет — по Конституции СССР 1936 г. высший орган власти в СССР и РСФСР. Избирался населением один раз в пять лет. После событий 4-5 октября 1993 г. в Москве распущен президентским указом.

Верховный Совет СССР — высший законодательный орган СССР.

Вече — высший орган самоуправления в городах Древней Руси.

Викжель — Всероссийский исполком железнодорожного профсоюза. С августа 1917 по январь 1918 гг. занимал антибольшевистскую позицию.

ВКП (б) — Всесоюзная коммунистическая партия большевиков.

Власовцы — общее название бойцов так называемой РОА – русской освободительной армии, созданной фашистами на оккупированной территории главным образом из числа советских военнопленных под руководством сдавшегося в плен бывшего генерал-лейтенанта А.А. Власова. Участвовали в операциях против советских войск. Отмечены и антигитлеровские выступления РОА, в частности Пражское восстание 1945 г.

Воевода — военачальник, глава военной администрации города.

«Военный коммунизм» — большевистская политика первых лет советской власти в условиях гражданской войны и разрухи в 1918–1921 гг. Она включала мобилизацию всех ресурсов для защиты Советской власти. Для нее характерны национализа

Наши рекомендации