По «государству лакедемонян» ксенофонта 2 страница


воположность остальным грекам Ликург установил в Спарте и следующие порядки… Ликург запретил свободным занимать- ся чем бы то ни было, связанным с наживой, но установил при- знавать подходящими для них такие лишь занятия, которые обеспечивают государству свободу. И действительно, какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обеды, об одинаковом для всех образе жиз- ни законодатель пресек всякую охоту приобретать деньги ради приятной наживы? Не нужно копить богатства и для одежды, так как в Спарте украшением служит не роскошь платья, а здо- ровье тела. И для траты на товарищей также не стоит копить деньги, так как Ликург внушил, что более славы помогать това- рищам личным трудом, чем деньгами — первое считал он делом души, второе — лишь дело богатства…

Он установил такую монету, что попади ее в дом всего на 10 минут, это не укрылось бы ни от господ, ни от домашних ра- бов, потому что для нее потребовалось бы много места и целая телега для перевозки. За золотом и серебром следят, и если у кого окажется его сколько-нибудь, владелец подвергается штрафу. Так зачем же было стремиться к обогащению там, где обладание доставляет больше огорчений, чем трата — удоволь- ствия?

Приводится по: Хрестоматия по истории Древнего мира / под ред.

В. В. Струве. М., 1951. Т. 2. С. 96—97.

Задание 3.Ознакомьтесь с государственным устройством республиканского Рима и расскажите об устройстве власти у древних римлян.

1. Почему Полибий считает римское государственное устройство демократическим?

2. Какие органы власти характеризует автор? Какими пол- номочиями эти органы наделены?

3. Сравните государственное устройство Древнего Рима с восточной деспотией. Какие отличительные признаки можно выделить?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ» ПОЛИБИЯ

(извлечение)

VI. 11. 11. Итак, в государстве римлян… все было распреде- лено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто, даже из туземцев, не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархическое.

12. <…> В самом деле: если мы сосредоточим внимание на власти консулов, государство покажется вполне монархическим и царским, если на сенате — аристократическим, если, наконец, кто-либо примет во внимание только положение народа, он, наверное, признает Римское государство демократией.

12. 1. Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела; они также вводят посольства в сенат. 3. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и блюдут за исполнением состоявшихся постановлений. 4. <…> Консулы созывают народ- ные собрания, вносят предложения, они же исполняют постанов- ления большинства. 5. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов… 7. Они властны подвергнуть наказанию всяко- го, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере.

13. 1. Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всяким приходом, равно как и всяким расходом… 4. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство … 6. На обязанности сената лежит отправлять посоль- ства к какому-либо народу вне Италии… 7. Равным образом от сената зависит… и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему…

14. 3. При всем этом остается место и для участия народа, даже для участия весьма влиятельного. 4. Ибо в государстве только народ имеет власть награждать и наказывать… 6. Часто народ решает и такие дела, которые влекут за собою денежную пеню, если пеня за преступление бывает значительна… смерт- ные приговоры постановляет только народ… 9. Народ же дарует

почести достойным гражданам, а это — лучшая в государстве награда за доблесть. 10. Он же властен принять закон или от- вергнуть его и — что самое важное — решает вопросы о войне и мире.

15. 1. <…> Теперь мы скажем, каким образом отдельные власти могут при желании или мешать одна другой, или оказы- вать взаимную поддержку и содействие. 2. Так, когда консул… выступает в поход с полномочиями, он… 3. Не может обойтись без народа и сената… 4. Ибо, очевидно, легионы нуждаются в непрерывной доставке припасов; между тем помимо сенатско- го определения не может быть доставлено легионам ни хлеба, ни одежды… 6. Кроме того, от сената зависит, осуществляются или нет планы и расчеты военачальников, и потому еще, что се- нат имеет власть послать нового консула по истечении годично- го срока или продлить службу действующего. 7. Во власти сена- та превознести и возвеличить успехи вождей… 10. Важнее всего то, что консулы обязаны при сложении должности отдавать от- чет в своих действиях перед народом. 11. Для консулов весьма небезопасно пренебрегать благоволением как сената, так равно и народа.

16. 1. Сенат при всей своей власти обязан в государствен- ных делах прежде всего сообразовываться с народом и пользо- ваться его благоволением, а важнейшие и серьезнейшие след- ствия и наказания за преступления против государства, наказуе- мые смертью, сенат не может производить, если предваритель- ное постановление его о том не будет утверждено народом…

3. Точно то же в делах, подлежащих ведению сената, именно: если кто-нибудь войдет с предложением закона, который пося- гает в чем-либо на власть сената, принадлежащую ему в силу обы- чая, или отнимает у сенаторов председательство и почести, или даже угрожает ущербом их имуществу, все это и подобное народ властен принять и отвергнуть… 5. Таким образом, сенат по всем этим причинам боится народа и со вниманием относится к нему.

17. 1. В равной мере и народ находится в зависимости от се- ната и обязан сообразовываться с ним в делах государства и частных лиц. 2. В самом деле, многие работы во всей Италии, перечислить которые было бы нелегко, по управлению и соору- жению общественных зданий, а также многие реки, гавани, са-

ды, прииски, земли… отдаются цензорами на откуп. 3. Все по- именованное здесь находится в ведении народа, и, можно ска- зать, почти все граждане причастны к откупам и к получаемым через них выгодам. 4. Так, одни за плату сами принимают что- либо от цензоров на откуп, другие идут в товарищи к ним, тре- тьи являются поручителями за откупщиков, четвертые несут за них в государственную казну свое состояние. 5. По всем этим делам решает сенат, именно: назначить срок уплаты, в случае несчастия облегчить плательщиков, или при несостоятельности совсем освободить от обязательства… 7. …самое важное — из среды сенаторов избираются судьи… 8. Вот почему все граж- дане, находясь в зависимости от сената и опасаясь неверного исхода тяжбы, заботливо воздерживаются от возражений против сенатских определений и от противодействия сенату. 9. Точно так же они не имеют охоты противодействовать видам консу- лов, ибо каждый гражданин в отдельности и все вместе подчи- нены власти консулов во время войны.

Приводится по: Полибий. Всеобщая история / пер. с древнегреч. Ф. Г. Ми- щенко. М. : Олма-Пресс Инвест, 2004. С. 23—30.

Задание 4.Прочитайте фрагмент из книги «Война с гота- ми» Прокопия Кесарийского и охарактеризуйте племена ант и славян. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какая социальная организация свойственна антам и сла- вянам в рассматриваемый период?

2. Почему автор называет эти племена варварами?

3. Чем отличаются образ жизни, внешний вид, черты харак- тера, верования антов и славян?

4. Почему автор утверждает, что для поселения им необхо- дима большая территория?

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним чело- веком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и по- этому у них счастье и несчастье в жизни считается делом об- щим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог,

творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при по- мощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства.

Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щи- тами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надева- ют; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в та- ком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золо- тистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них… грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племе- ни называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными по- селками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они жи- вут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.

Приводится по: Прокопий из Кесарии. Война с готами / пер. с греч.

С. П. Кондратьева. М., 1950. С. 297—298.

Работа с понятиями, хронологией

Дайте определения следующих понятий:

Антропогенез, социогенез, этногенез, неолитическая рево- люция, «великое переселение» народов, восточная цивилизация,

античная цивилизация, восточная деспотия, полис, демократия, автохтонный, миграция, арии, киммерийцы, скифы, восточные славяне, западные славяне, южные славяне, община, марка, вервь, мир.

Назовите даты следующих событий: Неолитическая революция

«Великое переселение» народов Образование древневосточных цивилизаций

Образование, развитие и упадок древнегреческих полисов Образование, развитие и упадок государства Древнего Рима Формирование «варварских» королевств в Западной Европе Образование государства франков

Раздел империи Карла Великого Образование Арабского халифата Образование Хазарского каганата

Контрольные вопросы

1. Что такое «неолитическая» революция? Когда она про- изошла?

2. Какие факторы определили возникновение древнейших цивилизаций?

3. Когда и где возникли древнейшие цивилизации?

4. Как организована власть в восточно-деспотических госу- дарствах?

5. В чем состоят особенности античного полисного государ- ственного устройства?

6. Чем отличаются восточный и западный пути цивилизаци- онного развития?

7. Когда происходило великое переселение народов, каковы его последствия?

8. Почему древнегреческие колонии были основаны в се- верном Причерноморье?

9. Какие древнегреческие колонии возникли и существовали в глубокой древности на современной территории Российской Федерации?

10. Какие славянские государства возникли к IX в. н.э.?

Тема 3. Возникновение Древнерусского государства и его развитие в IX—XIII вв.

Вариант 1

Семинар 3

Вопросы для обсуждения

1. Этнокультурные и социально-политические факторы ста- новления древнерусской государственности.

2. «Повесть временных лет» как исторический источник.

3. Внутренняя и внешняя политика Древнерусского госу- дарства.

4. Формирование различных моделей развития древнерус- ского общества и государства.

Вариант 2

1. Социально-экономическое развитие Древней Руси.

2. Формы зависимости крестьян от феодалов, пути форми- рования основных категорий зависимого населения.

3. Эволюция налоговой системы.

4. Торговые связи русичей.

Вариант 3

1. Формирование первых политических объединений у во- сточных славян.

2. Проблема «норманнского завоевания» и «двух центров» в образовании Древнерусского государства.

3. Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси.

4. Дискуссии о начале феодальной раздробленности.

Вариант 4

1. Этнокультурные и социально-политические факторы ста- новления русской государственности.

2. Общее и особенное в политическом развитии русских зе- мель в XII — начале XIII в.

Темы докладов

1. «Русская Правда» как исторический источник о социаль- ной структуре населения русских земель.

2. «Поучение» Владимира Мономаха как исторический ис- точник.

3. Новгородская республика.

4. Факторы самобытности российской истории.

Библиографический список

Основная литература

1. Всемирная история : учеб. / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марко- вой. — Москва : ЮНИТИ, 2012. — С. 61—65.

2. История России с древнейших времен до наших дней : учеб. : в 2 т. / под ред. А. Н. Сахарова. — Москва : Проспект, 2010. — Т. 1. — С. 32—61; 73—93; 115—130.

3. Самыгин, П. С. История для бакалавров : учеб. / П. С. Самыгин, И. С. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — С. 116—142.

4. Фортунатов, В. В. История : учеб. пособие / В. В. Фортуна- тов. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — С. 61—82.

Дополнительная литература

1. Анисимов, Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. — Санкт-Петербург : Питер, 2013.

2. Горин, А. Г. Об имперском государственном устройстве Древ- ней Руси X—XI вв. / А. Г. Горин // Вопросы истории, 2011. — № 9.

3. Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников и по- томков (IX—XII вв.) : курс лекций / И. Н. Данилевский. — Москва : Аспект Пресс, 1998.

4. Данилевский, И. Н. Русские земли глазами современников и по- томков (XII—XIV вв.) : курс лекций / И. Н. Данилевский. — Москва : Аспент пресс, 2001.

5. Данилевский, И. Н. Князья домонгольской Руси: «свои» или

«чужие»? / И. Н. Данилевский // Родина: российский исторический журнал. — 2012. — № 9. — С. 112—114.

6. Климов, Е. В. Причины гибели великого князя Святослава I Иго- ревича / Е. В. Климов // Вопросы истории, 2008. — № 11.

7. Шумилов, Е. Н. Торговля «живым товаром» при князе Игоре Рюриковиче / Е. Н. Шумилов // Вопросы истории. — 2012. — № 3. — С. 161—164.

8. Ключевский, В. О. Полный курс русской истории в одной кни- ге / В. О. Ключевский. — Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Астрель- СПб, 2010.

9. Майоров, А. В. Даниил Галицкий и Фридрих Воинственный: русско-австрийские отношения в середине XIII в. / А. В. Майоров // Вопросы истории. — 2011. — № 7.

10. Пчелов, Е. В. Был ли древнерусский Рюрик Рориком ютланд- ским? / Е. В. Пчелов // Вопросы истории. — 2012. — № 10.

11. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIII вв. / Б. А. Рыбаков. — Москва : Наука, 1993.

12. Сахаров, А. Н. 860 год в истории России / А. Н. Сахаров // Во- просы истории. — 2012. — № 7.

13. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времен / С. М. Соловьёв. — Москва : Эксмо. — 2009.

14. Фомин, В. В. Варяги и варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу / В. В. Фомин. — Москва : Русская панорама, 2005.

15. Фроянов, И. Я. Киевская Русь: Главные черты социально-эко- номического строя / И. Я. Фроянов. — Санкт-Петербург : Изд. СПУ, 1999.

16. Экономическая повседневность в жизни русских людей (IX— первая половина XIX в.) : учеб. пособие / под ред. В. В. Фортунато- ва. — Санкт-Петербург : Петербургский государственный университет путей сообщения, 2005.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Найдите современников:

Князь Игорь а) французский король Карл Великий; б) германский король Генрих I; в) английский король Эдуард I
Князь Владимир Святославович а) византийский император Василий II; б) английский король Генрих II; в) Магнус Эриксон, король Швеции, Норвегии, Фин- ляндии
Князь Ярослав Мудрый а) Хлодвиг, король франков; б) византийский император Константин Багрянород- ный; в) Кнут, король Англии, Дании, Норвегии
Князь Всеволод Ярославович а) византийский император Юстиниан; б) английский король Вильгельм I Завоеватель; в) французский король Филипп IV Красивый
Князь Андрей Боголюбский а) германский император Фридрих I Барбаросса; б) французский король Людовик IX; в) английский король Эдуард III

Задание 2.Прочитайте и составьте резюме-выводы о ха- рактере, образе жизни, быте, занятиях древних славян.

МАВРИКИЙ СТРАТЕГ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ

(извлечение)

<…> Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки сво- его расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, послед- ний потерпел [какой-либо] ущерб, принимавший его раньше начинает войну [против виновного], считая долгом чести ото- мстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного вре- мени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей? У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в осо- бенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают се- бя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходи- мые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним от- крыто не владеют и ведут жизнь бродячую…Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважи- лись идти на бой, то они во время его с криком слегка продви- гаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприяте-

лей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают [как бы] под вли- янием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят не- приятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противни- ка…

Приводится по: Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках греко- римских и византийских писателей по VII в. // Вестн. древ. истории. 1941. № 1. С. 253—257.

Задание 3.Прочитайте фрагмент летописи, найдите названия славянских племен, определите территорию их рассе- ления и заполните таблицу.

В окружении каких народов формируется Древнерусское государство? Народы, начало которым дали племена славян
западных восточных южных
мордва поляки украинцы болгары
       
       
       
       
       

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О СЛАВЯНАХ И ИХ СОСЕДЯХ

Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля. Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя раздели- ли землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Индия, Аравия Сильная, Копия, Комагина, вся Финикия.

<…> В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие — они примыкают на западе к южным стра- нам и соседят с племенем Хамовым…Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгар- ская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, се- ли на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назва- лись чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и посе- лились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли по- ляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — помо- ряне. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дре- говичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по реч- ке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суде, и назвались северянами. И так разошелся сла- вянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славян- ская». Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Дне- пра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяж- ское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же

леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяж- ское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюде- сятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Пон- тийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра. <…>

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись свои- ми родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была лы- бедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нем Хоривицей. И построили горо- док во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кру- гом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве. <…> И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое кня- жение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а дру- гое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произо- шли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозе- ре сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто толь- ко говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, му- рома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы, — эти говорят на своих языках, они — потомство Иафета, живущее в северных странах.

Приводится по: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней : учеб. пособие / А. С. Орлов [и др.]. М., 2000. С. 13—15.

Задание 4.Прочитайте фрагмент летописи и ответьте на вопросы:

1. Откуда на Русь пришло христианство?

2. Почему православие стало религией и государственной идеологией Древнерусского государства?

3. Как проходило обращение населения Киевской Руси в новую веру?

4. Какова роль христианства в развитии Древнерусского государства?

КРЕЩЕНИЕ НОВГОРОДА

(ПО СООБЩЕНИЯМ ИОАКИМОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ)

«… Пошел Владимир на болгаров (булгаров) и, победив их, мир заключил принял крещение сам и сыновья его, и всю землю Русскую крестил. Царь же болгарский Симеон прислал иереев ученых и книги в достаточном количестве. И послал Владимир во Цареград ко царю и патриарху просить митрополита. Они же весьма возрадовались и прислали митрополита Михаила, мужа весьма ученого и богобоязненого, который был болгарином, с ним 4 епископа и многиех иереев, диаконов и демественников (певчих) из славян. Митрополит же, по совету Владимира, поса- дил епископов по городам: в Ростове, Новгороде, Владимире и Белгороде. Сии шедшие по земле вельможи с войском Влади- мировым учили люд и крестили всюду сотнями и тысячами, сколько где удавалось, хотя люди неверные весьма о том скор- бели и сожалели, но отказываться из-за воинов не смели.

<…> В Новгороде люди, проведав, что Добрыня идет кре- стить их, собрали вече и поклялись все не пустить в город и не дать идолов опровергнуть. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли на него с оружием, и хотя Добрыня пре- льщением и ласковыми словами увещевал их, однако они и слышать не хотели… Народ же оной стороны, рассвирепев, дом Добрынин разорил, имение разграбил, жену и некоторых родственников его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовил ладьи, избрав от ро- стовцев 500 мужей, ночью переправился выше града на другую

сторону и вошел во град, и никто ему не препятствовал, ибо все видевшие приняли их за своих воинов… Люди же стороны оной, услышав сие, собрались до 5000, напали на Путяту, и была между ними сеча злая. Некие пришли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан грабили. Наконец на рас- свете Добрыня со всеми, кто был при нем, приспел и повелел у берега некие дома зажечь, чем люди более всего устрашены были, побежали огонь тушить; и тотчас прекратилась сеча, и тогда старшие мужи, придя к Добрыне, просили мира.

<…> Добрыня же, собрав войско, запретил грабежи и не- медленно идолы сокрушил, деревянные сжег, а каменные, изло- мав, в реку бросил; и была нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видевшие то, с воплем великим и слезами просили за них, как за настоящих их богов. Добрыня же, насмехаясь, им вещал: «Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборо- нить не могут, какую пользу вы от них можете надеяться полу- чить?» И послал всюду, объявляя, чтоб шли на крещение. Воро- бей же посадник, сын Стоянов, который при Владимире воспи- тан и был весьма сладкоречив, сей пошел на торжище и более всех увещал. Пришли многие, а не хотящих креститься воины насильно приводили и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Тогда многие некрещеные заявили о себе, что кре- щеными были; из-за того повелел всем крещеным кресты дере- вянные, либо медные и каперовые (сие видится греческое оло- вянные испорченное) на шею возлагать, а если того не имеют, не верить и крестить; и тотчас разметанную церковь снова со- орудили. И так крестя, Путята пошел к Киеву. С того для люди поносили новгородские: Путята крестит мечом, а Добрыня ог- нем».

Наши рекомендации