Учебно-методический комплекс итоговой (государственной итоговой) аттестации

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

________________А.М. Ерохин

«17» февраля 2017 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИТОГОВОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

Направление подготовки 42.03.02 «Журналистика»
Профиль Периодическая печать­­­­
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Учебный план
   
СОГЛАСОВАНО:   РАЗРАБОТАНО:
Зав. кафедрой журналистики __________________ Лепилкина О.И «6» декабря 2016г.   Главный редактор газеты «Ставропольские ведомости» _____________________Емцов А.А. «6» декабря 2016г.   Рассмотрено УМК Протокол №6 от «16» февраля 2017г.   Председатель УМК института ______________ Вартанова Л.Р.     Зав. кафедрой журналистики ___________________ Лепилкина О.И. «6» декабря 2016г.   Доцент кафедры журналистики ____________________ Горбачев А.М. «6» декабря 2016г.    

Ставрополь, 2016

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

________________А.М. Ерохин

«17» февраля 2017 г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ЖУРНАЛИСТИКА»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

«ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА

БАКАЛАВР

Учебный план 2013 года

РАССМОТРЕНО: УМК Гуманитарного института Протокол №6 от «16» февраля 2017г.   Председатель УМК Гуманитарного института _____________________ Вартанова Л.Р.   СОГЛАСОВАНО: Главный редактор газеты «Ставропольские ведомости» _____________________Емцов А.А. РАЗРАБОТАНО: Зав. выпускающей кафедрой журналистики ________________________О.И. Лепилкина   Доцент кафедры журналистики _________________________А.М. Горбачев «6» декабря 2016г.   Протокол заседания кафедры от «6» декабря 2016г. № 5

Ставрополь,2016

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с образовательным стандартом по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 951 и образовательной программой по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденной Ученым советом ФГАОУ ВПО «СКФУ» от 31 января 2013 г. (протокол №5) в состав государственной итоговой аттестации входят:

- итоговый междисциплинарный экзамен по направлению,

- защита выпускной квалификационной работы.

Настоящая программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии с требованиями

- Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 951;

- образовательной программы по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденной Ученым советом ФГАОУ ВПО «СКФУ» от 31 января 2013 г. (протокол №5);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (с изменениями, утвержденными приказом МОиН от 09.02.2016 г. № 86);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (в редакции приказа от 15.01.2015 г. № 7);

- ПриказаМинистерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 г. № 112 «Об утверждении порядка заполнения, учета и учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» (в редакции приказов от 16.05.2014 г. № 546 и от 12.05.2014 г. № 481);

– Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (новая редакция), утвержденного приказом СКФУ от 30.12.2015 г. № 2151-О (с изменениями от 12.04.2016 г. № 423-О);

- Положения о порядке выполнения выпускных квалификационных работв федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (новая редакция), утвержденного приказом СКФУ от 18.01.2016 г. № 02-О;

- Положения об учебно-методическом обеспечении образовательных программ высшего образования в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», утвержденного приказом ректора СКФУ от 08.09.2014 г. №1376–о.

Перечень компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в результате освоения образовательной программы по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) и продемонстрировать в ходе государственной итоговой аттестации:

· способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1);

· способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);

· способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4);

· способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности (ОПК-5);

· способность руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ (ОПК-7);

· способность следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8);

· способность базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним (ОПК-9);

· способность учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента (ОПК-11);

· способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13);

· способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14);

· способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15).

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

________________А.М. Ерохин

«17» февраля 2017 г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

(МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО

НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ)

ЖУРНАЛИСТИКА»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

«ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА

БАКАЛАВР

Учебный план 2013 года

РАССМОТРЕНО: УМК Гуманитарного института Протокол №6 от «16» февраля 2017г.   Председатель УМК Гуманитарного института _____________________ Вартанова Л.Р.   РАЗРАБОТАНО: Зав. выпускающей кафедрой журналистики ________________________О.И. Лепилкина   Доцент кафедры журналистики _________________________А.М. Горбачев «6» декабря 2016г.   Протокол заседания кафедры от «6» декабря 2016г. № 5  

Ставрополь,2016

Содержание государственного экзамена

Базовый уровень

Функции журналистики.

Совокупность задач, прав и обязанностей журналистики. Вза­и­мо­связь понятий «цель», «средства», «деятельность», «резуль­тат». Их диалектическое единство, смысловая автономность. Со­держание ин­формационных контактов, их соответствие пред­наз­на­че­нию жур­на­листики.

Функции журналистики в системном единстве. Их взаимо­дейст­вие, смысловое сочетание.

Социальные функции. Социально-психологические функции. Об­­ще­психологические функции. Справочно-информационные функ­ции. Рекламная служба в периодической печати, электронной прессе. Спе­цифические черты, особенности, принципиальные различия.

Телевидение как вид СМИ.

Специфика телевидения как СМИ. Телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и Интернет: взаимовлияние, кооперация усилий, координация. Специфика телевизионного вещания как СМИ (вездесущность, экранность, непосредственность, симультанность). Аудиолингвовизуальная природа телевидения. Общественные функции телевидения (информационная, культуроформирующая, культурно-просветительская, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная, интегративная). Действенность и эффективность телевизионного вещания.

Радио как вид СМИ.

Специфика радио как СМИ. Действенность и эффективность радиопередач. Радиовещание и печать, телевидение и радиовещание, радио и Интернет: взаимовлияние и координация. Общественные функции радиовещания (информационная, культурно-просветительская, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная, интегративная).

Базовый уровень

ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФИЛЯ «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

Информационные жанры.

Место информационных жанров в современной отечественной прессе. Роль предмета отображения, целевой установки и методов отображения в дифференциации информационных жанров.

Типы информационного содержания заметки. Основные требования к заметке. Своеобразие жанра «информационной корреспонденции». Информационный отчет. Информационные интервью как разновидности классического интервью. Опрос и интервью: общее и отличия. Схема образования. Функции репортажа. Основные задачи, стоящие перед репортером. Жанровое своеобразие некролога. Его отличие от криминальных сообщений.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): учебный комплект : учебное пособие; хрестоматия / И.В. Кузнецов. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012. - 640 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-89349-369-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364244

2. Фомичева И. Д. Социология СМИ: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012– Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104043

3. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики : учебное пособие / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 535 с. - (Медиаобразование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01499-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 (27.02.2017) .

4. Коханова, Л.А. Интернет-журналистика : учебник / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 383 с. : схем., ил. - (Медиаобразование). - Библиогр.: с. 335-339. - ISBN 5-238-00771-X ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712 (29.08.2016).

5. Лапина, М.А. Информационное право : учебное пособие / М.А. Лапина, А.Г. Ревин, В.И. Лапин ; под ред. И.Ш. Килясханов. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование: Юриспруденция). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00798-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118624 (17.03.2016)

Дополнительная литература

1. Алексеева М. И. Средства массовой информации России. Учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс , 2011. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104064

2. Амзин А. А. Новостная интернет - журналистика. Учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс , 2012. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104038

3. Вигерлинг К. Этика СМИ. М.: Директ-Медиа, 2014. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=221774

4. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс , 2009. – 296 с. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104044

5. Кодола Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: учебное пособие - М.: Аспект Пресс , 2011. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104052

6. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. Учебное пособие - М.: Логос , 2010. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=84983.

7. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста.Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс , 2010. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104054

8. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс , 2011. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104055 .

9. Лазутина Г. В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс , 2011. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104053

10. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. Учебное пособие 5-е изд., стереотип. - М.: Флинта , 2011. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83386

11. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. Учебник - М.: Аспект Пресс , 2011 . – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104059.

12. Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века. Учебно-методический комплект - М.: Аспект Пресс , 2010. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104062

13. Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики. 1929-2011. Учебно-методический комплект - М.: Аспект Пресс , 2011. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104061

14. Стровский Д. Л. Отечественная журналистика новейшего периода - М.: Юнити-Дана , 2012. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=117705

15. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс , 2010. 324 с. – Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104066

16. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс , 2011. - 320 с. - Доступно: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104067

Интернет-ресурсы

1. http://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань»

2. http://elibrary.ru/ – Научная электронная библиотека.

3. http://fapmc.ru- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

4. http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн

5. http://www.gipp.ru/ – Гильдия издателей периодической печати.

6. http://www.planetasmi.ru – современный информационный профессиональный портал для участников рынка СМИ России и зарубежья.

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

________________А.М. Ерохин

«17» февраля 2017 г.

Требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ЖУРНАЛИСТИКА»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

«ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА

БАКАЛАВР

РАССМОТРЕНО: УМК Гуманитарного института Протокол №6 от «16» февраля 2017г.     Председатель УМК Гуманитарного института _____________________ Вартанова Л.Р. Ставрополь, 2016 РАЗРАБОТАНО: Зав. выпускающей кафедрой журналистики ________________________О.И. Лепилкина   Доцент кафедры журналистики _________________________А.М. Горбачев «6» декабря 2016г.   Протокол заседания кафедры от «6» декабря 2016г.№ 5  

Введение

Настоящие методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 42.03.02 – Журналистика (профиль подготовки «Периодическая печать») составлены в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 951; приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №1367; Уставом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2012 № 355; «Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры выпускников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет»«, приказом «Об утверждении Положения о формировании фонда оценочных средств в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», от 8.09.2014, №1337-О, - Положения о порядке выполнения выпускных квалификационных работ в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (новая редакция), утвержденного приказом СКФУ от 18.01.2016 г. № 02-О; регламентом использования системы «Антиплагиат» в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» от 3 марта 2015 г.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) по направлению подготовки 42.03.02 – Журналистика (профиль подготовки «Периодическая печать») может иметь характер исследовательской работы или практической разработки (творческого диплома) в рамках профессиональной деятельности.

ВКР бакалавра по направлению «Журналистика» должна быть связана с исследованием актуальных проблем в сфере журналистики и смежных информационно-коммуникационных областях. Работа может быть посвящена любой теме, связанной с историей и современным состоянием средств массовой информации и коммуникации в России и за рубежом. При выборе темы ВКР необходимо представлять, к какой области исследований будет относиться работа, для чего требуется ориентироваться в научных направлениях (школах) в области медиаисследований. ВКР бакалавра должна соответствовать:

• профильным дисциплинам общепрофессионального блока базовой части Образовательной программы;

• профессиональным модулям вариативной части;

• направлениям и содержанию практик, пройденных во время обучения.

Исследовательская ВКР бакалавра подразумевает локальные, но самостоятельные научные изыскания студента, должна опираться на результаты изучения литературы, интерпретации представленных в источниках или полученных самим автором данных; анализа сведений эмпирического характера, связанных с конкретным направлением медиапрактики. Результаты ВКР должны свидетельствовать о наличии у выпускника собственной точки зрения на изучаемые вопросы.

В ВКР бакалавр обосновывает актуальность исследования, определяет объект и предмет исследования, ставит исследовательские задачи, применяет соответствующий метод исследования. Автор работы систематизирует и анализирует собранную информацию и на ее основе доказывает научную ценность и практическую значимость основных выводов и рекомендаций.

Оглавление

В содержание должны быть введены все разделы выпускной квалификационной работы, начиная с введения, с указанием страницы, с которой они начинаются. Главы и параграфы (подпункты) должны иметь и нумерацию, и название.

Введение

Во введении обосновывается актуальность темы (социальная, научная, практическая значимость исследуемого вопроса); определяются цель работы, объект, предмет исследования (при необходимости формулируется гипотеза) и комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы или проверки гипотезы; указываются источниковая база, хронологические рамки, методы исследования, его практическая значимость. Во введении по возможности обосновываются предполагаемая научная новизна работы, а также указывается, где были апробированы результаты ВКР.

В нормативном понимании актуальность – это важность, значимость, своевременность чего-либо для настоящего момента. Актуальной может считаться работа, в которой изучается то, что имеет место сейчас или уже имело место, но все еще не утратило значимости. Главное для автора объяснить причины актуальности его исследования (пример: «Актуальность данной работы обусловлена увеличивающейся частотой использования профессиональных приемов Х и Y в репортажах журналистов телеканала Z»).

Критерию новизны соответствует тема, в которой предлагается оригинальный подход к рассмотрению любых, в том числе уже известных вопросов. Новизна исследования напрямую зависит от того, что было написано по данной тематике ранее, поэтому обоснованию новизны должен предшествовать источниковедческий обзор(историография темы). К корпусу научных источников, на основании которых строится работа, могут относиться монографии, статьи, учебные пособия, отчеты, диссертации/авторефераты, предшествующие ВКР и пр. Но этот обзор – не просто бессистемное перечисление всего, что удалось найти. Важно уметь отбирать источники, оставляя в фокусе внимания наиболее значимые с концептуальной и терминологической точки зрения. Тем самым автор показывает, что им проделана серьезная подготовительная работа и он владеет теоретической основой своей темы, разбирается в истории вопроса. Главный результат обзора – выявление состояния научной разработанности темы. Его качество одновременно демонстрирует основательность самого исследования, компетентность автора, умение работать с литературой, концентрировать внимание. Неверно полагать, что самостоятельно выбранная и сформулированная тема обязательно будет совершенно новой. Вполне возможны совпадения с трудами других авторов, тем более что в сфере медиаисследований и в других гуманитарных науках уникальность – редкое явление. Конечно, если обнаружено полное совпадение с уже существующей работой, тему требуется поменять; в случае частичного совпадения – акцентировать внимание на каком-то новом аспекте. В итоге, обязательно указывая на достижения других исследователей, автор констатирует, что именно таким образом (в таком контексте) тема еще никем не рассматривалась (пример: «В связи с отсутствием работ по проблеме Х у исследователей Y – Z, данная работа является первой попыткой ее анализа»).

Цель исследования ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. В ВКР обычно формулируется основная цель, отражённая и в заголовке. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. Поэтому целями не могут быть исследовательские операции. Формулировки, начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», ошибочны. Формулировку цели правильно начинать со слов: «определить», «охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Объект и предмет исследования являются важнейшими концептуальными компонентами ВКР. Их определение и разграничение – обязательное требование к исследовательской работе. Объект можно определить как сферу существования того, что изучает автор, а то, что именно изучается, – как предмет. Предмет зачастую является характеристикой объекта. При этом объект отвечает на вопрос: «Что исследуется?», а предмет – «Какая сторона (аспект, ракурс) объекта выбраны для изучения?». Предмет исследованиясовпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

Задачи исследования – еще один необходимый компонент ВКР. Это перечень действий, которые должен осуществить автор, для того чтобы достичь намеченных результатов. Задачи (обычно три-пять) отвечают на комплексный вопрос: «Что именно нужно сделать, чтобы исследование состоялось?». Как правило, они формулируются так: «Выявить….», «Охарактеризовать…», «Рассмотреть…», «Отследить…», «Разработать…» и пр. На основании задач могут быть поставлены исследовательские вопросы. Задачи исследования коррелируют с параграфами вашего исследования.

Источниковая (эмпирическая) основа исследования формируется из информации, полученной и исследуемой самим автором с применением научной методологии. Этим исходным («рабочим») материалом могут быть публикации офлайновых и онлайновых СМИ (и другие медиаресурсы), архивные материалы, хозяйственные документы, законодательные и нормативные акты, результаты научных интервью, статистические и социологические данные организаций и пр.

Определение хронологических рамок исследования, как правило, необходимо еще на этапе работы с источниками. Смысл их существования – отсечение всего лишнего для более подробного погружения в суть исследования. Рамки – это условные границы начала и конца изучения материала, содержащего интересующую проблему. Рамкой может быть исторический период, объем выборки, топ-лист и пр. Рамка напрямую связана с объектом, она отграничивает его. Без четких рамок исследование может потерять определенность, а сам исследователь рискует запутаться в огромном объеме информации. При этом важно понимать, что рамки исследования всегда должны быть обоснованы.

Теоретико-методологическая база исследования. Здесь перечисляются виды теоретического знания, методы, используемые в вашей работе, а также собственно методология. Показывается обоснованность применения именно этих методов. Метод исследования определяет алгоритм действий автора. Понятие «метод» в философии определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Сознательное применение научно обоснованных методов является необходимым условием получения новых знаний. Выбор метода – один из ключевых моментов в работе над исследованием. В гуманитарных исследованиях выделяют теоретические и эмпирические методы. К теоретическим относятся различные виды анализа, сопоставление, систематизация, классификация, моделирование, к эмпирическим – наблюдение, сравнение, измерение, экспериментирование. Автор вправе избрать какой-то один из известных методов, но может и комбинировать несколько. Очевидно, что в работе, посвященной типологии СМИ, главными методами будут систематизация и классификация, а в работе о журналистских жанрах могут использоваться сравнение и анализ. Весьма продуктивным в исследовании медиа являются также статистические и социологические методы. Недостаточно просто указать метод – необходимо пояснить, как именно он применяется в данной работе.

Гипотеза исследования – это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему или иерархию определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Наиболее грамотными, а потому предпочтительными гипотезами являются объяснительные по своей сути гипотезы. В них не просто описываются свойства и связи явления, а делаются предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях. Именно такие гипотезы в состоянии показать перспективу и процедуры их экспериментальной проверки.

Практическая значимость ВКР подразумевает ее полезность для представителей профессионального сообщества и предполагает возможность использования результатов работы в практической, учебно-педагогической, научной деятельности журналистов. Это ответ на вопрос, зачем было предпринято исследование и кому нужны его результаты. Научно-практическая значимость может заключаться в рекомендациях (методических указаниях), которые автор дает практикам СМИ или их исследователям. В принципе состоятельной – с точки зрения научно практической значимости – можно считать такую ВКР бакалавра, которую впоследствии можно положить в основу ВКР более высокого уровня, например магистерского.

Структура работы.Здесь перечисляются основные части работы, начиная с введения, заканчивая списком литературы. Обычно эта формулировка приобретает следующий вид, например: «Работа состоит из введения, 2-х глав (указывается количество глав), заключения, списка литературы (столько-то наименований, указывается цифрой количество) и (если есть, указывается цифрой количество) приложений».

Основная часть

Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из нескольких глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы. Структура основной части должна продемонстрировать последовательность, логичность, стройность развития исследования. Каждая глава и параграфы должны заканчиваться выводами.

Обязательными условиями для выпускной квалификационной работыявляются логическая связь между главами и последовательность развития основной темы на протяжении всей работы.

Заключение

В заключении приводится краткий обзор проведенной в исследовании работы, излагаются теоретические и практические выводы, к которым пришел студент в результате исследования, а также предложения по улучшению, оптимизации состояния изучаемого вопроса. Они должны быть краткими и чёткими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности предлагаемых разработок.

Список литературы

Включает не менее 50 различных источников, использованных при написании работы. Отдельно выделяется раздел «Источники», если кроме научной литературы используются документы, архивные материалы, тексты передач и др.

Приложения

В приложение следует помещать вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся журналистские материалы, тексты анкет и интервью, промежуточные расчёты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчётности и других документов, схемы, диаграммы.

Если приложений больше 10, их целесообразно объединить по видам.

Оформление выпускной квалификационной работы.

Оформление сносок в ВКР

Сноски – обязательный элемент дипломной работы. В дипломной работе сноски могут быть оформлены следующими способами:

1) Наиболее распространенный (и наиболее удобный для читателя) вариант – подстрочные сноски, размещаемые внизу страницы. В сноске помимо библиографических данных книги указывается и страница, на которой размещен цитируемый текст. Все сделанные в работе подстрочные сноски нумеруются отдельно на каждой странице –1,2,3 и т.д.

Например: …Творческая индивидуальность журналиста возникает во взаимодействии мировоззрения, метода мышления и стиля. С точки зрения современной социологии, журналист есть «субъект деятельности по производству и распространению массовой информации»1.

_____________________

1 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований.- М., 1999. – С. 115.

Используя возможности Word расставляем сноски: на панели инструментов выбираем окно «Вставка», а в нем – функцию «ссылка – сноска». Устанавливая формат сноски, выбираем нумерацию сноски «на каждой странице». В этом случае подстрочные сноски будут располагаться именно на той странице, где расположены цитата или фраза.

2) Внутристрочные сноски: обычно оформляются в квадратных скобках, где указан номер источника по порядку (в списке литературы) и номер страницы, с которой взята цитата или фраза, например: Т.А. ван Дейк, известный исследователь воздействия социокультурных факторов на механизм употребления языка, подчеркивает, что «понимание текста предполагает не только знание языка, но также и знание мира» [5, с. 12].

или …университеты в Российской империи, по справедливому утверждению исследователей, «должны были играть роль источников интеллектуальных интересов своей среды» [10, с. 509], что, в конечном счете, благоприятно сказывалось на развитии провинциальной журналистики.

3) Внутристрочные сноски на периодические издания принято оформлять в круглых скобках, с указанием названия издания без кавычек, года выхода издания, номера, страницы, с которой используется цитата. Например: В 1877 году историк литературы и публицист, редактор «Народной школы» А.П. Пятковский назвал характерными признаками педагогической журналистики «худосочие и бессилие»: «Она не пользуется ни малейшим вниманием со стороны читающей публики, пробавляясь еле-еле жиденькими, компилятивными статейками разных новобранцев лите

Наши рекомендации