Ii.4. композиция курсовой работы
Министерство культуры Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Коми
«Колледж искусств Республики Коми»
В.И. Паршукова
Методика преподавания хоровых дисциплин
Учебное пособие
для студентов очной формы обучения,
технология обучения- курс лекций с практическим заданиями
по специальности № «53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»
Сыктывкар, (2016 год)
Составлено согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности (код и название специальности)
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Сольное и хоровое народное пение» Протокол №…. от «….»……2016г. Председатель ПЦК________________ | Утверждена на заседании методического совета ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми» Протокол №… от «…»……….2016г. Председатель методического совета колледжа _______________________ |
ББК
Рецензенты:
В.И. Изъюрова — преподаватель, ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми;
А.С.Разбаков- ГАУ РК "Коми республиканская филармония" Главный хормейстер.
Методика преподавания хоровых дисциплин:учебная программа/ В.И. Паршукова; ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми» — Сыктывкар: 2016— объем 42с.
Цель настоящего курса «Методика преподавания хоровых дисциплин» – дать будущим руководителям народно- певческих ансамблей знания в области руководства с хором, прививать необходимое умение ориентироваться в стилевых особенностях для применения их в своей педагогической деятельности. Этот курс состоит из лекций, практических занятий, дискуссий по заданным темам, которые подготавливают студентов отделения «Сольное и хоровое народное пение» к практике работы с народным хоровым коллективом.
ББК
© В.И. Паршукова,
© ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми», 2016.
Оглавление
тема | Номера страниц | ||
01. | Раздел №1. История народно- певческого исполнительства в России. История становления жанра народного хора. | 6-8 | |
02. | Краткий исторический обзор формирования и развития народно- певческих коллективов в России. | 7-8 | |
03. | Жанрово- стилевые особенности и исполнительские формы современного русского народного хора. | 8-9 | |
04. | Раздел№ 2. Методика работы с самодеятельным ансамблем (хором). | 9-11 | |
Организация народного хора и отбор исполнителей. | |||
05. | Вокальная работа в народно- певческом коллективе. | 11-13 | |
06. | Вопросы импровизации. Коллективное творчество. Роль импровизации в народном исполнении. | 13-16 | |
07. | Работа над содержанием и исполнением песни. Особенности народного исполнения. | 16-18 | |
08. | Работа над песнями с элементами движения. | 18-19 | |
09. | Режиссура народной песни | 19-23 | |
10. | Репертуар фольклорного ансамбля. Построение концертной программы | 22-24 | |
11. | Методические рекомендации по организации и выполнению курсовых работ. | 24-28 | |
по12. | Раздел №3. Методика воспитания, обучения и развития детей на фольклорной основе. Методика обучения детей народному пению. | 28-30 | |
13. | Воспитание навыков многоголосного пения | 30-33 | |
14. | Комплексное освоение детьми фольклорного материала. | 33-35 | |
15. | Методы анализа народно- песенного материала. | 35-36стр. | |
16. | Методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе. | 36-37 | |
17. | Современная дидактическая концепция в практической деятельности руководителя народно- певческого коллектива. | ||
Вопросы на контрольный урок | 38-39 | ||
Вопросы на экзамен | |||
Критерии оценивания. | |||
Критерии оценивания курсовых работ. | 41-42 | ||
Цель издания- Поэтапное формирование навыков работы в области руководства с народно- певческим коллективом.
Учебное пособие является базовым изданием, предназначенным студентам отделения «Сольное и хоровое народное пение». Учебное пособие освещает основные вопросы лекционного курса: история становления жанра русского народного хора, организация народного хора и отбор исполнителей, вокальная работа в народно- певческом коллективе, вопросы импровизации, коллективное творчество, роль импровизации в народном исполнении, работа над содержанием и исполнением песни, особенности народного исполнения, работа над песнями с элементами движения, режиссура народной песни, репертуар фольклорного ансамбля, построение концертной программы, методика обучения детей народному пению, воспитание навыков многоголосного пения, методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе.
Отбор материала и построение учебного пособия основывался на практическом освоении ведущих методик в организационных и методических основах работы с хором таких как Н. Мешко, Н. Калугина, А. Руднева, С. Попов Г. Науменко. Автор составитель учебного пособия Паршукова В.И.
Задачи изучения дисциплины;
В результате изучения дисциплины «Методика преподавания хоровых дисциплин» студенты должны знать:
• Историю зарождения и становления народно - певческого исполнительства в России;
• особенности организации и деятельности народных хоровых коллективов и фольклорных ансамблей;
• методические основы работы с самодеятельным коллективом;
• Методики Н. Мешко «Искусство народного пения» часть 1 и Г.М. Науменко «Обучение народному пению»;
• особенности вокально - хорового воспитания самодеятельного певческого коллектива»;
• режиссуру народной песни;
• методы анализа и редактирования народных песен в практической работе.
• Стилевые особенности хоровых распевов: Северный стиль, Южнорусский, Донской, Подмосковный.
уметь:
• систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара;
• применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач;
• характеризовать народно-певческие стили;
• на практике использовать накопленные знания и умения с целью создания детского и взрослого самодеятельных коллективов;
• выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интропритаторских решений;
• применять в работе с творческим коллективом методы анализа и редактирования народных песен;
• осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах;
• применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | 1,2 | |
Аудиторные занятия | 1.2 | |
Лекционные занятия | 1.2 | |
Практические занятия | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 1,2 | |
Курсовая работа (реферат) | ||
Вид текущего контроля | Опрос по пройденным разделам. | |
Вид промежуточной аттестации | Контрольные занятия | 1.2 |
Вид итогового контроля | Итоговый экзамен |
Содержание учебной дисциплины (таблица)
Разделы дисциплины (тематика) | Лекции | Пр. Занятия | СРС | Форма контроля | |
Раздел№1 Тема 01. | История народно- певческого исполнительства в России. История становления жанра народного хора. | опрос | |||
Тема 02. | Краткий исторический обзор формирования и развития народно- певческих коллективов в России. | Тестирование | |||
Тема 03. | Жанрово- стилевые особенности и исполнительские формы современного русского народного хора. | Контрольная работа | |||
Раздел №2 Тема 04. | Методика работы с самодеятельным ансамблем (хором). Организация народного хора и отбор исполнителей. | Опрос | |||
Тема 05. | Вокальная работа в народно- певческом коллективе. | Опрос | |||
Тема 06. | Вопросы импровизации. Коллективное творчество. Роль импровизации в народном исполнении. | Опрос | |||
Тема 07. | Работа над содержанием и исполнением песни. Особенности народного исполнения. | опрос | |||
Тема 08. | Работа над песнями с элементами движения. | Опрос | |||
Тема 09. | Режиссура народной песни | Опрос | |||
Тема 10. | Репертуар фольклорного ансамбля. Построение концертной программы. | Опрос | |||
Тема 11. | Помощь в написании курсовой работы. | ||||
Раздел №3 Тема 12. | Методика воспитания, обучения и развития детей на фольклорной основе. Методика обучения детей народному пению. | Опрос | |||
Тема 13. | Воспитание навыков многоголосного пения. | Опрос | |||
Тема 14. | Комплексное освоение детьми фольклорного материала. | Опрос | |||
Тема 15. | Методы анализа народно- песенного материала. | Опрос | |||
Тема 16. | Методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе. | Опрос | |||
Тема 17. | Современная концепция в практической деятельности руководителя народно- певческого коллектива. | ||||
Контрольная работа по Разделам 1,2,3. |
Раздел 1. История народно- певческого исполнительства в России.
Тема 01. История становления жанра русского народного хора.
Цель: Изучить этапы становления жанра русского народного хора.
План
1. История возникновения народно- песенного искусства.
2. Виды хоровой самодеятельности и художественно – исполнительские направления.
3. Собиратели русского фольклора XVIII-XI и XX веков.
4. Пропагандисты народно песенного творчества И. Молчанов, Д.А. Агренов - Славянский, П.Г. Ярков, их вклад в значении творческого становления народно- песенного искусства.
5. Создание государственных народных хоров в различных областях России (Уральский, Сибирский, Воронежский, Рязанский, Омский, Оренбургский).
Краткое изложение лекционного материала
1. Русский народный хор, как вид хорового искусства зарождением и возникновением обязан самодеятельному искусству. Издревле хоровое пение как своеобразная национальная черта являлась излюбленной формой на массовых развлечениях, народных гуляниях и празднествах, синтезированной с театрализованным, танцевальным и инструментальным искусствами.
2. «Артельное», ансамблевое искусство, его влияние на становление отдельных жанров народно- песенного творчества. Виды хоровой самодеятельности (массовое пение, хор повышенного типа, хоровые массивы, народные хоры, Академические хоры, Ансамбли песни, театрализованное хоровое исполнительство, симфоническо - хоровое исполнительство).
3. Собиратели и исследователи русского песенного искусства XVIII-XIX веков. В. Трутовский, Н. Львов, И. Прач, М. Балакирев, Н. Римскй-Корсаков. А. Лядов. Н. Лопатин. XX век -М. Пятницкий, Е. Линева, А. Кастальский, А. Листопадов.
Развитие с конца XVIII –начала XIX века новой линии профессионального исполнения русской народной песни в городах. Пропаганда с концертной эстрады музыкального фольклора, становление профессионального народно- хорового искусства.
4. И. Молчанов (1809-1881г.р.) самая яркая личность в истории становления профессионального хорового пения в России, создавший целую школу народных певцов и хормейстеров. Его взгляд в отношении манеры, дикции и орнамента в подаче песенного материала.
5. Первый профессиональный хор народной песни П.Г. Яркова. Основанного в 1919 году и состоящего только из крестьян Бронницкого уезда Московской губернии. Данный коллектив был как определял профессор Е. Гиппиус… «носителем и пропагандистом классической подмосковной манеры пения, подмосковного мелодического и многолистного песенного строя». Н. Калугина позже ввела уточнение, что хор Яркова отражал искусство прежде всего южных районов Московской области, примыкающих к рязанской песенной культуре. Самобытный характер подмосковного пения раскрыт хором Яркова в многоголосной партитуре с подголосочным голосоведением и своеобразным «раскачивающим» распевом, а также в подлинно бытовой манере «играть» песни. И в этом основная этнографическая и художественная ценность была раскрыта хором Яркова.
Самостоятельная работа
Прочитать главу№1 учебник Н. Калугина «Методика работы с русским народным хором», с целью ориентирования профессиональных вопросах по становлению жанра народного хора.
Вопросы для закрепления материала.
1. Какова роль И. Молчанова в истории становления профессионального народного хорового пения в России.
2. Перечислите фамилии наиболее известных музыкантов- фольклористов XVIII-XIXи XX веков.
3. Известно, что народно- хоровое исполнительство синтезированное искусство, перечислите все его компоненты.
4. История зарождения и становления народно- песенного искусства.
Основная литература:
1.Н. Калугина «Методика работы с русским народным хором», Н.Калугина.- М.:1977.-254с.
2.С.В. Попов «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора» С.В. Попов.-М.:1961.-122 с.
3. Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». Л. Шамина.- М.:1983.-175с.
Словарик
1. «Артель»- песенный ансамбль спевшихся исполнителей.
2. «Играть» песни – синтез танцевального, пантомимы и музыкальных искусств.
Тема 02. Краткий исторический обзор формирования и развития народно- певческих коллективов в России.
Цель: Создать представление о развитии хоровой самодеятельности начиная с Советского периода по настоящее время.
План
1. История развития хоровой самодеятельности.
2. Распространение массового пения как действенное и целевое средство политического воспитания трудящихся Советского периода.
3. Учебно- воспитательная и просветительская работа руководителей народных коллективов среди участников хоровой самодеятельности, как средство музыкально - эстетического воспитания народа.
4. Современное состояние хоровой самодеятельности.
Лекция.
1.Дореволюционные формы коллективного любительского творчества, как прообраз современной формы художественной самодеятельности. Музыкально- хоровое просвещение, курсы певческой грамоты, хоровые общества, народные консерватории.
2.Широкое распространение массового пения как действенное средство политического воспитания трудящихся, и их сознательное объединение и сплочение в предреволюционные годы. Характер содержания и дальнейшее развитие массовых форм хорового искусства, создание широкой сети хоровых кружков, и их объединение в хоровые массивы в концертах, как средство придания зрительно- демократической монументальности в годы Советской власти. Развитие русского советского хорового искусства.
3.1926 год Первая конференция по вопросам музыкально- просветительской работы в хоровой самодеятельности. Цель ее проведения, пополнение и внедрение нового авторского репертуара произведениями на современную тематику, близкой и понятной народу.
4.1940-1950 годы создания государственных народных хоров, в различных областях России (Урал, Волга, Сибирь, Воронеж. Рязань, Омск. Оренбург), их влияние на развитие хорового самодеятельного движения. Конец 1950-1960 годов, расцвет самодеятельного искусства, заметно приближавшего к профессиональным формам деятельности профессиональных хоров, заимствовавшей у нее традиционные методы работы, организационную структуру и творческие приемы. 1964 год начало организации институтов культуры осуществляющих планомерную подготовку руководителей самодеятельных хоров. Особенности и структура современной хоровой самодеятельности, условно подразделяющийся на три уровня: высокий приближающегося к профессиональному искусству, средний или хор повышенного типа и начальный. Научные осмысления закономерностей развития народного хорового исполнительства. Разработка методики народного пения.
Самостоятельная работа.
Посмотреть в портале финно- угорские народы самодеятельные коллективы в Республике Коми, с целью повышения знаний их количественного состава.
Вопросы для закрепления материала.
1. Какое событие и революционный деятель повлияли на зарождение и становление профессионального исполнительского искусства в России.
2. Перечислите творческие направления, синтезированные в народном пении.
Основная литература:
1.Н. Калугина «Методика работы с русским народным хором»/ Н. КалугинаМ.:1977.-254с.
2.С.В. Попов «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора»/М.:1961.-122с.
3. Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» /Л. Шамина М.:1983.-174с.
Работы для конспектирования:
Глава № 2 учебник Н. Калугина «Методика работы с русским народным хором»/ Н. Калугина М.: 1977.254с.
Глава №1 учебник Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» М.: 1983.- 174с.
Тема 03. Жанрово- стилевые особенности и исполнительские формы современного русского народного хора.
Цель: Формирование навыков учащихся в установлении стилистических особенностей народных хоров.
План
1. Жанровые черты народного хора.
2. Стилистические особенности народного хора; определение исполнительского направления народного хора.
3. Жанровые и исполнительские формы народных хоров.
Краткий обзор лекционного материала
1.Влияние профессионального искусства на жанровые черты народного хора. Общественная роль в выполнении «художественных задач своего времени» исполнительскими коллективами.
2.Установление стилистических особенностей народного хора. Самодеятельный хор, фольклорный ансамбль, учебный коллектив, профессиональный народный хор. Влияние времени на изменение особенностей и исполнительских стилей в певческих коллективах. Пропаганда культуры «малой родины» исполнение песенной культуры своего региона.
3.Исполнительские формы народных хоров их количественный состав. Фольклорные ансамбли. Самодеятельные народные хоры. Учебные коллектива. Профессиональные хоры.
Вопросы для закрепления материала.
1. Дать определение манеры народного пения по методу Н. Калугиной.
2. Как видоизменяются под влиянием времени специфические жанровые черты народного хора.
3. Дать точные названия певческих групп, основываясь количественным составом.
4.
Основная литература:
1. Калугина Н. «Методика работы с русским народным хором», Н. Калугина.-М.:1977.-254 с.
2. Попов С.В. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора». /С.В. Попов М.: 1961.-122 с.
3. Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». Л. Шамина-М.: 1983.-174 с.
4. Руднева А. «Русский народный хор и работа с ним». А. Руднева.-М.; 1960-84 с.
Практическое задание –
1. Выполнение конспекта, по книге Н. Калугиной «Методика работы с русским народным хором». Раздел №2. «Организация народного хора и отбор исполнителей», с целью повышения знаний о специфических чертах русского народного хора.
2.Работа для конспектирования
Л. Шамина. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». -М.:1983. - 174с. глава №1 «О самодеятельной форме хорового искусства», с целью повышения знаний о специфических чертах русского народного хора.
Раздел №2 Методика работы с самодеятельным ансамблем (хором).
Тема 04. Организация народного хора и отбор исполнителей.
Цель: Формирование навыков организационной работы в создании народно- певческого коллектива.
План
1.Привлечение участников в певческую группу народного ансамбля.
2. Проверка музыкальных данных.
3.Определение творческого направления создавшегося народно- песенного ансамбля.
4. Организация занятий хора.
5. Планирование работы и учет.
6. Выступление хора на концертах.
Краткое содержание лекционного материала
1.Организация самодеятельного народного хора начинается с выявления местных песенников, любящих и знающих народную песню. При этом важно привлекать в хор не только отдельных молодых певцов с хорошими звонкими голосами, но и пожилых певцов – знатоков и мастеров народного пения.
2.Индивидуальное прослушивание хористов, заполнение таблицы с критериями оценивания (тип голоса, строй, ритмический и гармонический слух, музыкальная память).
3.Определение творческого направления фольклорный, самодеятельный, профессиональный.
4. Определение время репетиций, продолжительность занятий, работа групповая и мало групповая.
5. Составление плана работы на полгода или по полугодиям – осенне- зимний и весенне- летний. План должен включать разделы деятельности коллектива: организационные мероприятия, идейно- воспитательная работа, учебные занятия, изучение репертуара и концертные выступления.
6. Проверка акустики в помещениях где планируется выступление. Эффективная расстановка хористов, для лучшего звучания с концертной сцены. Распевка хористов перед концертным выступлением.
Практические занятия:
Выписать упражнения для проверки музыкальных данных участников самодеятельного ансамбля из учебника С.В. Попова «Организационные и методические основы самодеятельного хора», с целью повышения знаний в проверке музыкальных данных.
Вопросы для закрепления материала.
1. Какую роль могут сыграть люди пожилого возраста, приглашенные в хоровой коллектив.
2. Дать несколько различных вариантов расстановки участников при исполнении песен без движения.
3. План хода репетиционной работы.
Основная литература:
1. Калугина Н. «Методика работы с русским народным хором»: Учебник /Н. Калугина .-М.: 1977.-254 с.
2.Попов С.В. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора»: Учебник /С.В. Попов.-М.1961.-121 с.
3. Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом»: Учебник/ Л. Шамина М.:1983.-174с. Глава №2 «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора».
4. «Самодеятельный хор и работа с ним»: Учебник/ .- М.:1959.-77с.
5. Руднева А. «Русский народный хор и работа с ним»: Учебник/А. Руднева.-М.:1960.-84 с. Глава№ 2 «Жанровые особенности народного хорового пения»
словарик
СМЕШАННЫЙ ХОР — певческий коллектив, состоящий из разнородных (муж., жен. или дет.) голосов: сопрано, альтов, теноров, басов. В неполном Смешанном хоре отсутствуют какие-либо партии. Смешанный хор наиболее богат выразительными возможностями; в то же время достижение ансамбля и строя в этом хоре труднее, чем в однородных хорах.
ОДНОРОДНЫЙ ХОР — хор, состоящий только из мужских, или только из женских, или только из детских голосов (в отличие от смешанного хора, объединяющего мужские и женские или мужские и детские голоса).
МУЖСКОЙ ХОР — хор, состоящий из мужских голосов: теноров (иногда и теноров-альтино), баритонов, басов (в т. ч. октавистов).,
ХОР (от греч. choros — собирательное понятие: хор, хоровод, толпа, собрание и т. д.)
1) В древнегреческом театре — коллективный участник спектакля: совместно поющая, танцующая, декламирующая группа исполнителей (хоревтов).
2) Певческий коллектив. Хоровое исполнение вокальной музыки может быть с инструментальным сопровождением или a capella.
3) Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим коллективом.
4) В некоторых струнных музыкальных инструментах струны парные, утроенные и т. д.
5) Старинное название группы однородных, разных по величине и диапазону, инструментов, преимущ. духовых; часто применялось к военным духовым оркестрам.
A CAPPELLA (а капелла, итал. — в стиле капеллы) — хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения. Высший вид хорового исполнительства, в котором ром хор выявляет себя с полной самостоятельностью и законченностью; распространен в народном творчестве. Как стиль профессионального хорового искусства пение A capella развивалось в культовой средневековой полифонии, достигнув расцвета в эпоху Возрождения, когда возникли и светские хоровые жанры.
ХОРОВАЯ ПАРТИЯ - 1) Группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон свою мелодию — часть хорового сочинения.
Требования к Хоровой партии:
а) владение полным диапазоном данного голоса.
б) владение хоровыми красками, наличие мягких (лирических) и звучных (драматических) голосов.
Работая с Хоровой партией, дирижер должен добиться единства и красоты ее звучания, умело использовать достоинства и маскировать недостатки отдельных певцов, выработать интонационную устойчивость и динамическую подвижность. Решающее условие успеха — применение единых вокальных принципов в сочетании с индивидуальным подходом. Для создания общехорового строя и ансамбля важно правильное соотношение партий, ровное по звучанию или с небольшим перевесом в крайних голосах. Обычно Хоровая партия делится на 1-е (более высокие, лирические) и 2-е (более низкие, драматические) голоса; существует и большая тембровая дифференциация..
2) Каждый голос хоровой партитуры.
3) Ноты голосов хоровой партитуры.
ПАРТИТУРА (итал. partitura — разделение, распределение) — нотная запись ансамблевой музыки, в которой сведены партии всех голосов (или инструментов). Существует более или менее постоянный порядок расположения партий (голосов) в Партитуре.: сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе — от высоких к низким голосам (в хоровой Партитуре — сопрано, альты, тенора, басы).
На каждой нотной строке обычно пишется один голос; если больше, то голоса определяются направлением штилей — вверх или вниз.
УНИСОН (от лат. unus — один и sonus — звук) — одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты (октавный Унисон — сочетание одинаковых звуков в разных октавах). Указанное определение касается физического Унисона. В так называемом физиологическом Унисоне разница в колебаниях 2-х звуков до 1/6 тона (в 1-й октаве) дает ощущение одного вибрирующего звука (сопровождаемого биениями — периодическими усилениями и ослаблениями). По исследованиям Н. А. Гарбузова, при наличии нескольких звуков ширина (зона) интервала, воспринимаемого как прима, может доходить до 1/2 тона, а в хоровой партии — до 140 центов (темперированный полутон = 100 центам). Унисонная зона суживается по направлению вверх, отсюда — трудность выстраивания высоких звуков в партии сопрано. Большее количество певцов легче объединить в Унисон.
Унисонный строй — слияние певцов отдельной партии в единый хоровой голос — составляет основу строя и зависит от остроты слуха поющих, от их тембров, от единообразия вокализации гласных (более удобны для этого закрытые гласные у, о).
DIVISI (итал. — разделенные) — временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов. Применение Дивизи гармонически насыщает хоровое изложение, ослабляя в то же время силу звучания (в противоположность унисону).
АНСАМБЛЬ (франц. ensemble — вместе) – (приведено только хоровое значение) - Единство, техническое и творческое, при совместном пении, игре на музыкальных инструментах, один из элементов хоровой звучности.
Различают Ансамбль частный — отдельной хоровой партии (см. Унисон) и общий — согласованность всех партий; тот и другой — совокупность отдельных ансамблей: интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного, орфоэпического.
Работы для конспектирования:
глава № 6 из учебника Н. Калугина «Методика работы с русским народным хором» М.; 1977 г.
Глава№3 С.В Попов «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора». М.; 1961.
Глава№ 2 А. Руднева «Русский народный хор и работа с ним№ М.; 1960.
Тема 05. Вокальная работа в народно- певческом коллективе.
Цель:Изучение авторской методикой вокально -хоровой работы Н. Мешко «Искусство народного пения» часть№ 1.
План
1. Навыки развития певческой воли у обучающих.
2. Микстовые зоны женских и мужских голосов.
3. Певческая установка.
4. Дикция, взаимосвязь с певческим голосом.
5. Координация слов с музыкальным ритмом.
6. Техника постановки голоса интонационный посыл звука.
7. Корректировка гласных букв.
8. Триединство искусство пения.
Краткое изложение лекционного материала
1.Навыки развития певческой воли у обучающих. Мотивация обучающих в процессе формирования навыков развития певческой воли. Пока обучающийся не закрепили нужные навыки самоконтроля, в особенности народного исполнения, домашнюю работу следует ограничивать точными заданиями, ограждающим его от преждевременных и неумелых вокальных действий. Домашним заданиями на первом этапе должны быть связанны с прослушиванием аудиозаписей, чтение специальной литературы, разбора мелодической партии выбранных по постановке голоса песен, анализу текста и поэтики песен с целью нахождения образа исполняемой песни.
2. Микстовые зоны или регистровые переходы в женской и мужских певческих группах.
3. Навыки формирования певческой установки обучающих в начале учебной работы наибольшие усилия должны быть направлены на усвоение основных навыков: закреплению в сознании и нервно- мышечном аппарате учащегося правильной певческой установки. Координации слова и звука, развитию слухового внимания (главного средства самоконтроля), нахождению высокой певческой форманты и закреплению высокой позиции и опоры звука на основном участке диапазона. Особое внимание следует уделять развитию певческой воли. Певческая воля возбуждает эмоциональный тонус и темперамент певца, придает ему уверенность в своих силах и помогает руководить процессом пения через осознанные волевые приказы.Певческая установка, почти в идеальном виде, образуется при позыве к зеванию. В этом положении МЯГКОЕ НЁБО поднимается, открывая путь в головной резонатор к высокой позиции звука. Это придает голосу блеск и полётность.
Корень языка прижимается вниз- «ложиться». Открывая и увеличивая объем надсвязочного пространства ротоглоточного рупора. В этом участвует и гортань, которая автоматически отпускается. ЯЗЫК, уже прижатый к нижней челюсти. Поддается вперед, упираясь кончиком в нижние зубы.
НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ вместе с языком, выдвигается вперед и отпускается в низ, открывая рот.
ДИАФРАГМА отпускается, раздвигая стенки брюшного пресса. При этом возникает ощущение давления (опоры) на живот, который заметно выпячивается.
Итак,данная певческая установка способствует увеличению объема ротоголоточного рупора, создающее необходимые акустические условия для наилучшего резонирования голоса и его полетности, закрепляет ощущения опоры на диафрагму.
Эта установка дает исходный импульс правильному звукообразованию и предполагает целесообразные реакции певческих действий в будущем.
4. Дикция, взаимосвязь с певческим голосом.
В жизни мы замечаем, что люди говорят по-разному: у одних речь звучная и отчетливая, у других, костноязычная, что соответственно сказывается на звучании голоса. Результаты многолетних наблюдений Н. Мешко с народными певцами показали, что пока в народном пении не будет достигнуто отчетливое, ясное произнесение слов, то не будет хорошо звучания голоса.
5.Координация слов с музыкальным ритмом. Пение соединяет в себе три искусства: драматическое, музыкальное и вокальное. Драматическое искусство воплощается в слове и несёт основную смысловую нагрузку. В поэтическом слове гармонично воссоединяются интеллект и интуиция.
Музыкальное искусство для певца живет в мелодии и музыкальном сопровождении- инструментальном, хоровом, оркестровом. Но исполняя голосом мелодию, певец должен слышать и чувствовать темпо- ритм, с пульсацией метрических долей, лад, гармонию и их внутреннюю жизнь в песне. Голос человека – живой, одухотворенный инструмент, находящийся внутри его организма. Он не только воспроизводит мелодию во всей её красоте и мелодическом богатстве, но и окрашивает смысловые интонации словесного ряда, выявляя его глубинную суть. Объединяя все это, певец создаёт поэтический ОБРАЗ произведения, который дополняется и подчеркивается мимикой, костюмом, прической, гримом, манерой сценического поведения.Конечная цель исполнителя в гармонии синтеза трех великих искусств.У начинающего певца слово, голос и музыка все время мешают друг другу. И задача педагога найти самый простой и результативный путь обучения этому сложному и прекрасному искусству.
6. Техника постановки голоса интонационный посыл звука. Русский язык- один из самых богатейших и выразительных языков мира по фонетике, идиомам, синонимам, многообразию диалектов и словарному запасу. Каждое слово, кроме обозначенных буквенными знаками, имеет внутренний потенциальный смысл, который предается через особый оттенок произношения – интонацию. В отличие от интонации музыкальной, мы назовем ее речевой, в пении она сливается с интонацией музыкальной, обе эти интонации и речевая, и музыкальная раскрываются в единой не повторимой ОКРАСКЕ голоса, за счет индивидуального ТЕМБРА. Смысловая интонация является наилучшим организатором всего певческого процесса. При овладении интонационно-смысловым посылом слова, вокальные проблемы разрешаются сами собой. Исходя из этого, мы можем вывести заключение: искусство интонационного посыла слова и развитие смысловой интонации в широкий и мощный распев речи, должно являться ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПОМ звукообразования в профессиональном народном пении.Принцип пения от слова с приоритетом смысловой интонации, это не только способ пения, но и способ мышления, который выстраивается в следующем порядке:
МЫСЛЬ,
ИНТОНАЦИОННЫЙ ПОСЫЛ СЛОВА,
ЗВУК.
7.Корректировка гласных букв.
А – О, О- А, И- Ю, Ы-И, Е –ЙО, Э-Е (без МЕ).
Йотированные гласные Е, (йе)Ё (Йо), Ю (йу), Я (йа). Помогают наработке навыка собранного произношения широких гласных букв и правильному посылу звука.
8.Триединство искусства объединенных в народной пении. Конечная цель исполнителя в гармонии синтеза трех великих искусств.
Практические занятия:
1.Просмотр видео урока Методики работы с народным хором кн. Мешко Н.К.
2.Выписать, выучить и сыграть на фортепиано упражнения в распеве речи по методик<