К концу проведённой с детьми формирующей работы дети стали хорошо ориентироваться на листе бумаги, совершать точные движения, вырезывать и наклеивать фигуры на лист бумаги.

У детей появился интерес к стороне окружающей жизни, связанной с аппликацией и творчеством, стало проявляться предпочтение к определенным действиям при помощи рук, расширился кругозор и ориентировка в умении пользоваться предметами различного характера при создании аппликации.

Отметим, что для целостной работы по аппликации необходимо привлекать и родителей. Но для этого нужно просвещать родителей на всевозможных консультациях у педагогов в детских садах, организовывать практикумы по данной проблеме, предлагать им популярную литературу и др.

Гипотеза исследования подтвердилась: ооптимизация и развитие знаний и умений дошкольников 6-го года жизни по развитию мелкой моторики на шестом году жизни при работе с аппликациями возможна только в процессе целенаправленного обучения, обеспеченного соответствующими психолого-педагогическими условиями, которые дают возможность сформировать систему с дальнейшей интеграцией в контексте практической творческой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – 167 с.

2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1997. – 126 с.

3. Гаврилина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина и др. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 192 с.

4. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст]: конспекты занятий / А. А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2008. – 151 с.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 234 с.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 2010. – 289 с.

7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 122 с.

8. Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей [Текст] / В.П. Дудьев // Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 36–40.

9. Жукова, О.Г. О развитии ручной умелости [Текст] / О. Г. Жукова//Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С. 21–27.

10. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2006. – 136 с.

11. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Инфра –М, 2010. – 247 с.

12. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество [Текст] / О. В. Корчинова. – Ростов на дону: Феникс, 2015. – 63 с.

13. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4. – С. 32 – 36.

14. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз–Дидактика, 2006. – 132 с.

15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч–щ / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; Под ред. Т. С. Комаровой.– 3–е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

16. Развитие мелкой моторики ребёнка-дошкольника. Из опыта работы [Текст] /Под ред. М. И. Фонарёвой. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.

17. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 1982. – 236 с.

18. Сакулина, Н. П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду [Текст]/ Н. П. Сакулина. – М.: Изд–во «Просвещение», 1971. – 234 с.

19. Трохимчук, Л.Ф. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребёнка [Текст]: Учебное пособие / Л.Ф. Трохимчук, О.И. Шквирина, Т.И.Бабенко. – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. – 64с.

20. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. Серия: Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2010. – 234 с.

21. Художественное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

22. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, художественная деятельность, литература, развитие речи /сост. Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 189 с.

23. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Редактор–составитель Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 234 с.

24. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 212 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Рыбки в аквариуме»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику, упражнять в подборе разных материалов для работы. Развивать у детей чувство композиции, умение располагать фигурки на листе, группируя их вместе или одна за другой. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания, дополнять аппликативное изображение декоративные наклейки (дополнять чешуйки, глаза) по желанию дети могут вырезать водоросли, камешки. Формировать у детей положительное отношение к живым существам (рыбкам).

Материал: цветная бумага, клей, кисть для клея, салфетка, ножницы, картон на каждого ребенка.

Ход работы:

В начале занятия педагог загадывает детям загадку:

–Вильну хвостом туда-сюда

И нет меня, и нет следа.

–Ловко движется всегда

В синей речке без следа,

От хвоста и плавников

Нет ни ям, ни бугорков.

Педагог рассказывает детям, что давным-давно, примерно 250 лет назад путешественники – европейцы обратили внимание на красоту маленьких рыбок в теплых странах и привезли в Европу для разведения в аквариумах.

Посмотрите, какие разные рыбки по цвету, по форме.

–кто знает, чем покрыто тело рыб?

–какая у рыб форма тела?

Дети отвечают, затем педагог говорит, что тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков ,заострено спереди и сужено сзади. Такая своеобразная форма позволяет рыбкам хорошо плавать.

–что рыбке помогает при плаванье? (хвост, плавники)

–как вы думаете, рыбки нас видят? (у рыб есть глаза)

–рыба любит жить в воде, это ее дом

Затем педагог просит обвести жестом контур рыбок

–покажите мне какая форма у тела рыбок....

–а можно ли вырезать рыбок из бумаги?

Педагог предлагает, кому–либо из детей показать приемы вырезывания, проговаривая при этом, что рыбки бывают разного цвета и разного оттенка, например:

–синего, сиренево, голубого,

–красного, розового, оранжевого и т.д.

После повторения приемов вырезывания дети самостоятельно выполняют работу на местах.

К концу проведённой с детьми формирующей работы дети стали хорошо ориентироваться на листе бумаги, совершать точные движения, вырезывать и наклеивать фигуры на лист бумаги. - student2.ru

Приложение 2

«Жар птица»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику, освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.

Материал: цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Жар–птица и Василиса-царевна», П. П. Ершова «Конек–Горбунок» и др. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц.

Ход занятия:

– Здравствуйте ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей). Конечно в сказке. Поэтому их и называют – сказочные птицы.

– Чем отличаются сказочные птицы от обычных.

– А что у них общего?

– Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей).

– На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей).

– Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья» (дети проходят и садятся за столы).

– Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.). Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.

– Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания).

– Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура (дети самостоятельно вырезают силуэт птицы).

– Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот–вот сойдет с листа и упорхнет.

– Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы – это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы – все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет. (самостоятельная творческая деятельность детей, организация выставки).

– Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими (рассматривание и анализ детских работ).

– Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир доме – все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:

Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!

– Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)

– Чему мы научились на этом занятии?

– Вам понравилось?

Приложение3

«Веселые портреты»

Программное содержание:

Учить составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или вата – причёска). Развивать мелкую моторику, внимание; развитие мелкой моторики рук. Воспитывать самостоятельность при выборе материала, аккуратность при работе с клеем. Воспитывать умение взаимодействовать с коллективом.

Материалы: картон белый и цветной для фона портретов; цветная бумага, вата, салфетки, макароны для причёсок; клей, клеевые кисточки, ножницы, клеёнка; у воспитателя заготовленные образцы портретов.

Содержание:

Воспитатель говорит детям:

– Ребята! А вы знаете, что у нас в гостях сегодня очень необычные мальчики и девочки? (нет) Да, они из сказочной страны »Макатаки». Вы слышали когда-нибудь о такой стране? (нет) Это не простая страна и ребята оттуда очень бы хотели с вами познакомиться и подружиться. А вы бы, ребята, хотели на них посмотреть? (Да) К сожалению, сами они к нам приехать не смогли, но они прислали нам свои портреты и сейчас мы на них посмотрим!
(Воспитатель подходит к фланелеграфу на котором прикреплены закрытые от детей портреты и по очереди открывает их, рассказывая о каждом ).

1) (1 – девочка из макарон) Ой, посмотрите ребята, какая весёлая девочка! А что в ней есть необычного? (Волосы, причёска…) Да, правильно! Смотрите как необычно!

2) (2 – мальчик из салфетки) А это какой интересный мальчик! У него причёска отличается от девочки? А из чего у него волосы?

3) (3 – девочка из ваты) А эта девочка тоже отличается от других? Что же у неё необычного?

4) (4 – мальчик из полос бумаги) Ещё один мальчик! Догадались из чего у него причёска? Молодцы!

5) (5 – девочка из рваной бумаги) И последняя девочка и тоже другая!

– Понравились, вам ребята, наши гости? Встречали ли вы когда-нибудь таких детишек? А давайте мы этим необычным деткам сделаем сюрприз! Смотрите (воспитатель показывает детям нарисованные лица детей без причёсок), у меня есть детки, но у них совершенно нет волос, нужно срочно сделать им красивые, модные причёски, как в сказочной стране «Макатаки»! Представляете, как обрадуются наши гости, когда увидят, сколько у них друзей!

Воспитатель предлагает детям разнообразный материал, дети сами выбирает из чего они будет делать причёску. В конце занятия – выставка портретов.

Приложение 4

«Банка варенья для Карлсона»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Показать рациональный способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация). Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки организации и планирования работы.

Предварительная работа. Освоение техники ленточной аппликации. Дегустация варенья, рассматривание разных банок варенья в магазине, кладовке, дома в холодильнике и пр.

Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши для прорисовки элемента, цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими элементами. Банки и баночки разной формы.

Содержание занятия.

Воспитатель проводит дегустацию варенья (игру Угадай на вкус). Спрашивает, кто из детей какое варенье любит (или какое варенье бывает – из каких ягод и фруктов). Интересуется, кто из литературных героев любил сладкое, вкусное, душистое варенье и предлагает детям сделать аппликации Банка варенья для Карлсона.

Педагог напоминает детям рациональный способ вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или пополам дважды–четырежды (в зависимости от мягкости бумаги).

– Посмотрите. Я беру полоску бумаги, складываю пополам, ещё раз пополам, рисую какую-нибудь ягодку или фрукт, например, вишенку, чтобы не перерезать по бокам, где ягодка попадает на сгиб. Вырезаю, стараясь оставить неразрезанными румяные бока. Ягодки будто бы цепляются. А если перерезать рисунок на сгибах бумаги, ягодки разъединятся и хоровод не получится.

Далее педагог спрашивает, как дети будут вырезать банку. После ответов детей уточняет способ вырезания из бумаги, сложенной пополам, и показывает разные варианты формы банок.

Дети определяются со своими замыслами и сначала вырезают банку, а затем много ягодок или фруктов, чтобы наполнить ими банку. Вырезанные ягоды накладывают на банку, чтобы увидеть степень её заполнения. Готовя варенье, дети складывают полоски бумаги гармошкой или дважды пополам, рисуют простым карандашом один элемент (к примеру, конфету, мячик, птичку, зонтик...), выводя некоторые элементы рисунка на сгибы, и показывают педагогу. Воспитатель проверяет, чтобы были зафиксированы детали на сгибах, напоминает, что на этом месте нельзя разрезать. Часть ягодок вырезают разрозненно, перерезав сгибы. (Эта работа может быть продолжена после занятия в самостоятельной художественной деятельности или на занятии в изостудии.]

После занятия. В свободное время дети по своему желанию оформляют композицию Кладовочка Карлсона, который живёт на крыше.

Чтение стихотворения Е. Стеквашовой Компот.

Приложение 5

«Машины на улицах города»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику. Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закрепить различные приемы вырезывания по прямой, по кругу; аккуратное наклеивания. Создание атмосферы для коллективной работы. Развивать образное мышление, воображение, развитие мелкой моторики рук.

Методика проведения занятия:

Это занятие является продолжением коллективной работы «Дома на нашей улице». Спросить у детей чего не хватает на волшебной улице с домами. Уточнить, как можно вырезать машины. Каждый ребенок сам наклеивает изображение, затем находит место в общей композиции.

Все вместе рассматривают картину, придумывают чем еще можно дополнить (трава, деревья, солнце и т. д.)

Материалы:

Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетки для каждого ребенка.

Во время аппликации проводится пальчиковая гимнастка: «Транспорт» раз кружочек, два- кружочек, раз – шажок, два – шажок. Наши пальчики шагают, на кружочек наступают. Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы будут отдыхать.

Приложение 6

«Мое любимое животное»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику. Учить детей передавать форму и взаимное расположение фигуры животного. Закрепить различные приемы вырезывания по прямой, по кругу; аккуратное наклеивания. Развивать образное мышление, воображение, развитие мелкой моторики рук.

Учили детей передавать в аппликации характерные особенности животного методом обрывания маленьких кусочков бумаги от целого листа. Развивали творчество, образное представление. Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Материал: игрушка котенок-бибабо, текст рассказа А. Дмитриева »Бездомная кошка», лист ватмана, бумажные заготовки для детей, клей, салфетки.

Ход: Воспитатель: сегодня по дороге в детский сад я увидела маленького котеночка. Он жался к дому и жалобно мяукал. Мне стало его жалко и я взяла его с собой. Вот он (показывает игрушечного котенка - бибабо). У нас в группе котенок согрелся, сейчас мы с вами его »покормим».

-Ребята, у кого из вас живут дома коты или кошки? Расскажите о них: как вы их назвали, какие они, чем любят лакомиться, как играют, как вы за ними ухаживаете (рассказы детей).

-Посмотрите, пока мы рассказывали, наш котенок загрустил. Это и понятно. Нас много. Мы все играем вместе, нам весело, а котенок один. Но что же делать? Чем мы можем помочь котенку (предложения детей?

-Ребята, вы правы, надо сделать нашему котенку друга! Вместе веселей. Но делать его мы будем необычным способом. Вы вырежете много-много кружочков, и потом из них составим изображение котенка.

Воспитатель напоминает, как вырезать круг из квадрата, как можно вырезать одновременно несколько кружков; говорит о технике безопасности при работе с ножницами. По окончании все вместе составляют изображение.

Пальчиковая гимнастика/

Вышла кошечка вперед (указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, большой палец согнут сверху)

К нам идет, хвостиком играет (левой ладонью машем у основания правой кисти)

Ей навстречу из ворот (большие пальцы обеих рук- вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются)

Две собаки выбегают (указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе)/

-А теперь я хочу прочитать вам рассказ о бездомной кошке (А. Дмитриева).

-Однажды я встретил бездомную кошку.

-Как ваши дела?

-Ничего. Понемножку.

-Я слышал, что вы тяжело заболели.

-Болела.

-Так, значит, лежали в постели?

-Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.

Подумал я: »Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

-Вы слышите, кошка, пойдемте со мной. Темнеет, а значит, пора нам домой.

Спешил я, она отставать не хотела и рядом со мною тихонечко пела. »О чем она пела?» Наверно, о том, что каждому нужен свой собственный дом.

Итог/ Воспитатель: наш котенок говорит нам спасибо, мы очень ему помогли. Давайте, оставим его и друга у нас в группе. Здесь им будет хорошо, скучно не будет. А вы, когда придете домой, обратите внимание на своих любимых животных. Ведь они вас ждут целый день, наверно, хотят поиграть с вами. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Приложение 7

«Цветные ладошки»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику. Закрепить различные приемы вырезывания по прямой, по кругу; аккуратное наклеивания. Развивать образное мышление, воображение, развитие мелкой моторики рук. Формировали умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызвали интерес к собственной руке. Развивали воображение. Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: цветная бумага; ножницы; клей; клеевые кисточки; краски; кисточки; ватман.

Ход работы.

Дети выбирают понравившуюся цветную бумагу и на ней обводят по контуру карандашом свою ладошку с расставленными пальчиками.

Далее дети аккуратно вырезают контур своей ладошки. Быстро справившимся детям предлагаю взять лист другого цвета и вырезать ещё раз

Затем, когда все ладошки вырезаны, начинается самое интересное, ребята и воспитатель предлагают, обсуждают, дискуссируют на тему создания образа, коллективной работы. Предлагаю детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги, размещённым на столе и составляем из вырезанных силуэтов композицию.

И наконец, всеобщими усилиями, нарисовав ствол дереву и подрисовав усики и тельце бабочке, создана композиция, образ последнего дня лета. Впоследствии этот способ можно иногда напоминать детям во второй половине дня, чтобы с небольшой группой детей ставить мини спектакли, героями которых будут раскрашенные руки (петух, бабочка, лохматый человек и т. д.)

Приложение 8

«Фартук для бабушки»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику. Закрепить различные приемы вырезывания по прямой, по кругу; аккуратное наклеивания. Развивать образное мышление, воображение, развитие мелкой моторики рук. На занятии продолжили учить детей резать по прямой линии короткие полосы, украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, составляя узор из элементов коми орнамента.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Материалы: 1.Картон разного цвета. 2.Салфетки бумажные белого цвета, бумага цветная. 3.Кисти клеевые, клеенки, салфетки, ножницы, простые карандаши. 4.Клей ПВА.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:

- Кто рукавички нам теплые вяжет?

Сказочку добрую кто нам расскажет?

Вкусный-превкусный пирог испечет?

И колыбельную песню споет? (Бабушка)

- Кто ставит на пятку заплатку,

Кто гладит и чинит белье? (Бабушка.)

Кто дом поутру прибирает,

Обед приготовит нам? (Бабушка.)

С внучатами кто играет,

Успеет и тут, и там? (Бабушка.)

- Расскажите о своих бабушках, чем они занимаются дома, какие у них заботы? Воспитатель читает стихотворение:

Бабушка – это сама доброта.

Там где она, там уют, чистота.

Вкусные блинчики и пирожки.

Буйная зелень, с цветами горшки.

Бабушка – это волшебная сказка.

Мудрость, забота и нежная ласка.

- Бабушка... У каждого из нас с этим, словом связаны воспоминания о своём детстве. Мы помним добрые глаза, тёплую улыбку и ласковые руки, которые гладили нас по головке или протягивали удивительно вкусный пирожок. Первую колыбельную песню в своей жизни, первую сказку многие из нас, конечно, услышали из уст своих бабушек. Сколько тепла, внимания, любви и ласки отдают своим внукам наши бабушки! Они очень добрые и мудрые, учат нас только хорошему - доброте, вежливости. Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. К их советам надо внимательно прислушиваться. Давайте сделаем нашим бабушкам подарок в честь праздника! А делать мы будем с вами праздничный фартук. Для этого нам необходимо:

1. Сложить цветной картон пополам, как открытку.

2. Обвести по трафарету фартук, вырезать.

3. Сложить цветную бумагу пополам, вырезать карман для фартука.

4. Обвести по трафарету ложку с вилкой.

5. Вырезать из цветной бумаги украшения и завязки для фартука.

6. Из салфетки, сложенной несколько раз, вырезать цветок и сделать его объемным, приподнимая лепестки.

7. Аккуратно наклеить все элементы.

8. Работы детей вывешиваются на магнитную доску.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какая работа самая аккуратная? Почему вы так думаете?

Приложение 9

«Загадки»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику. Закрепить различные приемы вырезывания по прямой, по кругу; аккуратное наклеивания. Развивать образное мышление, воображение, развитие мелкой моторики рук. Упражняли детей в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали квадрата на несколько частей.

Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Материалы: заготовки из цветной бумаги: прямоугольник - 1 шт., круг - 2 шт., треугольник - 1 шт., квадрат - 2 шт. ; кисть, подставка для кисти, ножницы, клей, ,белая бумага формата 1/2 А4.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём я сейчас говорю?

Когда ее не знают, она бывает нечто,

А когда ее узнают, она перестает быть тем, чем была.

Ответы детей: правильный ответ - о загадке.

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем загадывать необычные загадки. А необычны они потому, что мы сами попытаемся их «изготовить».

Воспитатель: Прежде чем приступить к делу, ответьте мне ещё на такой вопрос: почему загадку назвали именно загадкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, именно потому, что ответы на неё знают не все.

И для того чтобы её отгадать, нужно хорошо подумать.

Для «изготовления» наших загадок понадобится следующее:

-Какие геометрические фигуры вы видите? (прямоугольник, квадраты, круги, треугольник)

-Сколько их? (6)

Воспитатель: Ребята, эти фигуры вы можете разрезать на несколько частей, по вашему усмотрению.

Итак, давайте повторим, чем мы сейчас займёмся:

Шаг 1 - вначале хорошенько подумаем, что мы можем изготовить из этих фигур? (никому не говорим)

Шаг 2: Аккуратно выполним работу.

Шаг 3: Самый важный - разгадаем загадки, «изготовленные» каждым из нас.

Приступаем к работе.

Итог работы.

Вот, что у нас получилось.

Давайте отгадаем?

Приложение 10

«Вырежи и наклей, какую хочешь картину»

Программное содержание:

Развивать мелкую моторику. Закрепить различные приемы вырезывания по прямой, по кругу; аккуратное наклеивания. Развивать образное мышление, воображение, развитие мелкой моторики рук. Закрепляли у детей ранее усвоенные приемы вырезывания. Воспитывали активность, самостоятельность, творчество. Развивали композиционные умения и мелкую моторику рук.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычное занятие. Это потому, что сегодня вы сами будите вырезать и наклеивать какую хотите картину. А для того чтобы начать нашу работу скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? Ответы детей.

Воспитатель. Конечно, зима. Мне хотелось бы познакомить вас с очень красивым стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

- Дети, скажите, как описывает зиму этот известный поэт? Ответы детей.Воспитатель. Ребята, недавно мы праздновали праздники Новый год и Рождество, а также отдыхали на каникулах. Все впечатления, полученные вовремя праздников и каникул, вы можете отразить в своих работах, используя цветную бумагу, ножницы, клей кисточки и салфетки. Вам также могут помочь представленные картины на доске. Давайте их внимательно рассмотрим.

Дети внимательно рассматривают картины. Дети описывают картины, составляя по два, три предложения.

Воспитатель. Вот мы и рассмотрели картины, вспомнили праздники и выходные. Я думаю, что каждый из вас уже придумал, что он хочет выполнить. А перед тем как начать работу давайте немного отдохнём.

Вот под елочкой

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Воспитатель. А сейчас отгадайте мои загадки.

1. Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. (Зима)

2. Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал (снег)

3. С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

4. Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец (сосулька)

5. Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза - угольки, руки - сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)

6. Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому, что быстро тает. (Снеговик)

7. Новогодняя принцесса,

Вся в гирляндах и шарах,

Принесенная из леса,

Добрым папой на плечах.

Платьице в иголочках

И зовусь я. (Ёлка)

Воспитатель. Молодцы, все загадки отгадали. А теперь пора приступить к выполнению своей задуманной картины.

Дети выполняют работы.

Воспитатель. Какие красивые ёлки, снеговики и снежные бабы получились. А теперь, сделаем выставку для вашим мам.

Ребята, скажите, понравилось ли вам занятие? Чем оно вам понравилось? Легко или тяжело выбирать сюжет для своей картины. Чем занимались на занятии?

Ответы детей.

Наши рекомендации