V. Правила составления списка литературы

Литература приводится по алфавиту и нумеруется по порядку с точным указанием автора, названия работы, места и года издания.

Монографии. Учебники или учебные пособия

Одного или нескольких авторов:

1. Дитриев, А.В. Конфликтология [Текст] / А.В. Дмитриев.- М.: Гардарики, 2000.-320с.

Основная литература

Методические рекомендации по организации и выполнению рефератов и курсовых работ. /Составитель : Н.А.Чашникова.- Сыктывкар,2010.-23с.

Раздел№3 Методика воспитания, обучения и развития детей на фольклорной основе.

Тема12. Методика обучения детей народному пению.

Цель: Изучить авторскую методику вокально- хоровой работы Г.М. Науменко.

План

1. Периодизация детских возрастов.

2. Физиологические и вокальные особенности детского голоса.

3. Детский народный хор.

4. Вокально- хоровая работа.

5. Репертуар детского хора.

Краткое изложение лекционного материала

1.Периодизация возрастов. Вторе детство с 4 до 7 лет. В этом возрасте ребенок начинает понимать значение произносимых слов. На смену довербальной вокализации приходит вербальное музыкальное интонирование. Импровизационное музыкальное интонирование идет параллельно с прямым использованием апробации собственного голоса.Младший возраст с 7 до 12 лет. Детская вокальная стилистика данного периода имеет речитативный характер, балансирующей на грани между речевым и мелодическим интонированием; механизм пения естественный, они поют легко, «как говорят»; развитие детской песенности характеризуется подчинением выразительных свойств музыкального языка практике речевых интонаций и формированием музыкальных попевок по аналогии с их речевыми прототипами. В семь – десять лет голоса мальчиков и девочек идентичны. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Наиболее удобные звуки ре1- ля1. Тембр очень неровен, голоса звучат пестро.Средний (подростковый) возраст – 12-15 лет.Предмутационный период, к одиннадцати годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием голос начинает звучать более плотно и насыщенно. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющим от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Тринадцать- пятнадцать лет, мутационный период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других- более явно и ощутимо. Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. Задача руководителя – своевременно услышать начало мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низко поющую партию, а может быть, и вовсе освободить временно от хоровых занятий. В данном периоде дети переходят от напевно- речевого интонирования к вокально- напевному, приближаясь к музыкальному интонированию взрослых.

2. Физиологические и вокальные особенности детского голоса. Большое значение для фольклорного творчества детей, для их музыкального мышления имеют механизмы голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные, исполнительские возможности и способности каждого ребенка, его одаренность. От певческого регистра и диапазона голоса зависят как вокальные возможности ребенка, так и репертуарные. Весь механизм голосообразования у детей иной, чем у взрослых, в следствии того, что голосовая мышца гортани формируется только к 11-12 годам и продолжает развиваться до 20 лет. Управление голосовыми связками изменяется к 12 годам. В возрасте 11-12 лет механизм голосообразования у мальчиков и девочек абсолютно идентичен. Из-за несформированности голосовых связок, как правило, отсутствует вибрато. Дети переживают несколько стадий физиологического изменения звуковысотного диапазона своего голоса. Первый спад сужения голоса с последующим постепенным расширением приходится на период от до вербального к вербальной стадии развития голоса. Второй спад и сужение диапазона вокальных возможностей голоса происходит в период его мутации, обычно 12-13 лет. В послемутационный период. Когда «ломка» голоса завершается, диапазон восстанавливается и постепенно входит в рамки естественных природных данных.

3.Детский народный хор. Установление стилистических особенностей детского народного хора имеет большое практическое значение, так как помогает руководителю определить творческое направление коллектива. Народный коллектив, детской самодеятельности городского типа основными чертами данного направления является не прибегающим к местным фольклорным источникам. Не стремящиеся к областной самобытной манере пения. Фольклорный коллективкданным коллективам можно отнести только те коллективы, которые исполняют фольклорный репертуар в подлинном виде и самобытной манере исполнения.

4.Вокально- хоровые упражнения для детского хора. Практическое освоение по учебнику Л. Шамина «Работа с самодеятельным коллективом» М.; 1983 г. [ cтр.83].

Вокально – хоровая работа по методу Г. М. Науменко мультимедийное сопровождение.

5.Репертуар детского хора. Характерным. Формирование репертуара – важнейшая сторона деятельности педагога, обучающего сольному. Ансамблевому и хоровому народному пению. Через умело составленный репертуар детское хоровое исполнение может приобрести индивидуальный характер, свою особенную манеру; репертуар также поможет успешно овладеть навыками многоголосного пения и пения без сопровождения. Каждый детский хоровой коллектив прежде всего интересен исполнением своего. Местного народного- песенного репертуара. Поэтому основой репертуара детского хора. По возможности, должно быть то, что бытует именно в этой местности. Что является наиболее типичным для нее.

Самостоятельная работа

Выписать вокально- хоровые упражнения для детского хора, учебник Л. Шамина «Работа с самодеятельным коллективом» с целью повышения знаний хоровой работы в упражнениях для детского вокального ансамбля.

Вопросы для закрепления материала.

1. Значение в практической деятельности охраны детского голоса: речевой и певческой фонации.

2.Рассказать о возможных путях создания детского народного хора, подбора репертуара.

3.Рассказать о периодизации возрастов по методике Г. М. Науменко.

4. Вокально- хоровая работа по методу Г. М. Науменко

Основная литература.

Л. Шамина « Работа с самодеятельным хоровым коллективом» М.; 1983 г.

Дополнительная литература.

Г. М. Науменко «Фольклорные праздники» М., 2000.

Г.М. Науменко «Фольклорная азбука» М.; 2013 .

словарь:Довербальный- предшествующий словестному.

Интона́ция - Ефремова Т.Ф. Степень точности воспроизведения высоты звуков при музыкальном исполнении.

Мутация- изменение голоса у подростков, наблюдаемое с наступлением полового созревания.

Тема13. Воспитание навыков многоголосного пения.

Цель: Сформировать навыки работы по внедрению многоголосия в детском певческом коллективе.

План

1.Виды многоголосия. Гетерофонный, Подголосочно- полифонический, втора и аккордово- гармонический.

2. Внедрение многоголосия в детский певческий коллектив.

3.Метод внедрения многоголосия по методу Л.Л. Куприяновой.

Краткий обзор лекционного материала

1.Народное хоровое пение в основе своей – многоголосное, являющееся высшей формой народного песенного искусства – полифонического распева «на голоса». Здесь каждый голос, возникающий и звучащий в песне, сохраняя свою мелодическую самостоятельность, в тоже время осторожно и тонко углубляет выразительность мелодии не искажая ее. Можно выделить четыре основных вида многоголосия. Первый вид –Гетерофонный. Относится к наиболее древним образцам хорового двухголосия, представляет собой простейшее сочетание основного напева с сопровождающим его голосом – в унисон или незначительными, как-бы случайными, эпизодическими расхождениями на секунду, терцию и реже на кварту, квинту. Как правило, такие сопутствующие голоса мелодически мало самостоятельны. Они почти точно дублируют, сохраняют основной контур напева, лишь изредка варьируя его. Второй вид- Подголосочно- полифонический. Здесь вместе с ведущим голосом основного напева возникают его мелодические варианты- подголоски (от слова «подголосить», подпеть). Эта система подголосков отличается большой свободой и многообразием полифонического изложения. Подголоски могут находиться внизу, вверху, поддерживать основную мелодию, украшать, расцвечивать ее, а иногда и противостоять ей. Третий вид- втора.Здесь сопутствующий основному напеву подголосок движется главным образом параллельными, чаще всего консонирующими интервалами. Подголосок подобного типа рождается из уменья народных певцов «вторить», то есть подстраивать второй голос к основному напеву. В развитой же форме народного многоголосия обе мелодические линии могут быть вполне самостоятельными, полифоничными и соотноситься как варианты. Четвертый вид - аккордово- гармонический.Голоса в этом виде многоголосия движутся. Как правило, синхронно. Образуют своеобразную гармонию, в которой созвучия. Возникающие в каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость, а их изменяемость становиться закономерной.

Пути использования песенного фольклора в многоголосном изложении могут быть разными. Одни преподаватели полагают целесообразным точное сохранение конкретного образца песни; другие допускают более свободное обращение с ней, считая возможным присочинение подголосков; третьи в основном обращаются к авторским обработкам.

2. Работе по освоению многолистного пения предшествует подготовительный период- предварительное ознакомление с довольно широким кругом народных песен. К распеванию подголосков следует приступать лишь тогда, когда певцы хорошо познакомятся с песней. Когда она зазвучит уверено и стройно в одноголосном изложении. Важно, чтобы песня понравилась, творческая настроенность певцов, их увлеченность – одно из важнейших условий плодотворности хорового распева. К пению же унисон надо постоянно возвращаться. Исполнению одноголосных песен способствует «выравниванию» голосов, достижению чистоты интонации, строя, ансамбля, которая в будущем будет влиять на успех работы по внедрению многоголосия.

Гетерофонный вид многоголосия бытует во многих песенных ареалах России. В Брянской области, например, до сих пор поются песни, в которых применяется гетерофонный склад. В этих песнях основной напев находиться в верхнем голосе и исполняется солистом, а остальные исполнители поддерживают его так называемым бурдоном.

Начинать обучение детей многоголосному пению с гетерофонного вида следует потому, что его варианты встречаются в детском хоровом фольклорном интонировании, они наиболее доступны музыкальному мышлению детей и психологически преодолимы.

Далее можно переходить к обучению «педального» двухголосия. Это наиболее простой вид многоголосия, в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора.

Относительная самостоятельность каждого голоса при внутреннем единстве в подголосочно- полифоническом виде двухголосия подсказывает и путь к исполнению. Самый верный метод – разучивание со всем хором обеих мелодий, так как ни одна из них не может считаться главной: основная линия музыкального содержания переходит из голоса в голос. И только после того, как обе мелодии будут выучены, можно переходить к двухголосному пению.

Важен с вариантов сознательный подход к ансамблю, к мелодии, к качеству основного напева. Это означает, что певец воспринимает песню не как нечто постоянное и неизменное, а осознает ее бесконечную вариативность и изменчивость, способность к многоголосному развитию и обогащению. Овладение навыками и умением в варьировании напевов не приходит сразу, оно требует определенной музыкальной подготовки участников хора, отличной спетости, творческого подхода. В период распевания песни развивать у юных певцов способность к самостоятельному варьированию напевов можно в форме специальных заданий на проявление творческой инициативы.

3.Метод внедрения многоголосия по методу Л.Л. Куприяновой доцента Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидата педагогических наук.

Методика поиска вариантов напева Л.Л. Куприяновой.

этапы:

1. Многократно нараспев декламируется текс песни со строгим соблюдением слогоритмического рисунка, с «протяжкой» ударных гласных.

2. Тоже, но уже напевно произносится на разные звуковысотные тона. Это обеспечивает постепенное вхождение в регистровую зону возможного появления варианта основного напева.

3. Затем в унисон пропевается подряд несколько предложенных педагогом вариантов напева с различным текстом песенных строф. При этом главным объектом постоянного контроля является опорный тон в конце распева.

4. Далее каждому участнику хора предлагается «поискать» свой, индивидуальный вариант напева в пределах заданной звуковой сферы, сохранив при этом ритмический рисунок и опорный тон.

5. И последнее – попытка объединить найденные и заданные варианты в слаженное коллективное пение, сохраняя при этом характерные черты фактуры песни и другие ее жанрово- стилевые признаки.

Для таких занятий при обучении искусству варьирования лучше всего подбирать песенные образцы, хорошо знакомые детям.

Самостоятельная работа

Освоить метод внедрения многоголосия по методу Л.Л. Куприяновой. Оригинальный вариативный метод освоения детьми песенного фольклора с целью повышения знаний вокально хоровой работы.

Вопросы для закрепления материала.

1. Перечислите основные виды народного многоголосия, и их характерные признаки.

2. Почему Гетерофонный слад народного многоголосия считается самым эффективным в начальном периоде обучения по внедрению многоголосия.

3. Что такое «педальное» двухголосие.

Основная литература.

1.Г. М. Науменко «Фольклорные праздники» М., 2000.

2.Г.М. Науменко «Фольклорная азбука» М.; 2013 .

Словарь:

Бурдон-постоянно тянущий звук.

«педальное» двухголосие - Это наиболее простой вид многоголосия, в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора.

Тема 14.Комплексное освоение детьми фольклорного материала

Цель: Создать представление о способе внедрения фольклорного репертуара в детском саду и школе.

План

1.Музыкальный фольклор в детском саду и школе.

2. Направляющие задачи работы педагога.

Лекция

1.Обучение детей сольному ансамблевому и хоровому народному пению на уроках музыки в детском саду и школе такое же, что и в детском хоровом коллективе. Ведь ребята, присутствующие на уроке, при исполнении песни также составляют хор. Надо учитывать только то, что в народный коллектив приходят дети наиболее музыкально одаренные и с желанием учиться петь, а в классе могут оказаться дети с нераскрытыми музыкальными и творческими способностями, не подготовленные к освоению песенного фольклора, никогда его не слышавшие. Поэтому в методике обучения детей народному пению в детском саду и школе нужно учитывать специфику и психологию учеников, их эстетическое, художественное и культурное воспитание. Большое значение имеет и точная ориентация на возраст детей, так как воспитывать, приобщать их к народно музыке придется, начиная с трех четырех лет.

2. Направляющие задачи работы педагога в этом случае можно сформулировать следующим образом.

1. Подготовительный период- составление плана общей работы. Подбор репертуара.

2. Психологическая подготовка.

3. Ознакомление с народной музыкой. Детский фольклор.

4. Воспитание навыков пения без сопровождения.

5. Музыкально- образовательная работа.

6. Общая вокально- хоровая подготовка.

7. Показательные выступления.

Теперь рассмотрим более подробно направления и задачи такой работы.

· Каждый педагог, прежде чем приступить к работе с детьми, должен составить подробный план занятий; определить методику, по которой он будет обучать детей народному пению; подобрать песенный фольклорный материал с учетом возраста и вокальной возможностей.

· После такого подготовительного периода можно начинать занятия. Прежде всего на уроках музыки следует провести психологическую подготовку детей. У многих детей под воздействием современной музыки, которую ежедневно слушают, определенным образом складывается и формируются музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры.

· Поэтому в процессе психологической подготовки этот стереотип музыкального мышления нужно перестроить, для чего на уроках музыки следует проводить беседы и лекции с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных песнях, о неразрывной связи с бытом, трудом, жизнью крестьян; рассказать о праздниках и обрядах, на которых они звучали. Можно прочитать рассказы русских писателей, где говорится о народных песнях, например, рассказ Тургенева «Певцы», а также статьи о народной музыке. Для более успешной работы над пониманием произведений народного творчества можно использовать иллюстрации к сказкам, картины русских художников, творения народных умельцев. Создание яркого видео ряда в большинстве случаев способствует воспроизведению у детей нужного художественного образа народной песни, является наиболее эффективным средством развития детского воображения.

· Особенно большую помощь педагогу могут оказать пластинки и магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов. Именно такое ознакомление детей с живым песенным фольклором и такая форма образовательной работы повышает уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки, пробуждает интерес к ней. Опасения по поводу того, как воспримут дети непривычный для них музыкальный материал, бывают напрасными. Как показывает практика. Их не может оставить равнодушными исполнение песен в подлинном виде.

· После того, как дети психологически подготовлены к разучиванию и исполнению народных песен, нужно начинать обучение, и обязательно с произведений детского фольклора. На первом этапе лучше всего обратиться к разучиванию одноголосных песен с ограниченным диапазоном и ясным ладовым развитием. Желательно, чтобы эти песни были в умеренном темпе, так как в быстрых и медленных движениях возникают дополнительные трудности для уверенного звукообразования. Главное – достижение напевного звука и чистоты интонаций. Методика музыкально- образовательной работы с детьми, осваивающими народное пение, должна основываться на следующих принципах: систематичность музыкального образования; тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром; разносторонность музыкального образования.

· Значительную сложность представляет для юных певцов пение без дирижера, которое требует уверенного, эмоционального исполнения песни, прочных вокально- хоровых навыков; в тоже время оно повышает чувство коллективной ответственности, активизирует творческую самостоятельность. На уроках музыки должны быть свои «дирижеры» - это запевалы. Запевалой может стать наиболее уверенный в себе юный певец с хорошим слухом и голосом. Задача педагога – заранее выделить такого ученика, подготовить его к этой роли. Запевала начинает песню и тем самым устанавливает темп и характер исполнения, увлекает всех единым настроением.

· Большой интерес и творческий стимул для детей – первые выступления. Даже с небольшой программой народных песен уже можно выступать на детсадовских и школьных утренниках и праздничных концертах.

Вопросы для закрепления материала.

1. Какие мероприятия необходимо подготовить в подготовительный период работы преподавателю музыки.

2. В связи с чем нужно проводить на уроках музыки психологическая подготовку детей к фольклорному наследию.

3. Перечислить жанры детского фольклора.

4.Музыкально- образовательная работа в народно- певческом коллективе.

Самостоятельная работа

Приготовить сообщение в рассуждениях, чем вызвана необходимость сохранения не материальной культуры фольклорного песенного наследия.

Основная литература.

1.Г. М. Науменко «Фольклорные праздники» М., 2000.

2.Г.М. Науменко «Фольклорная азбука» М.; 2013

Тема 15. Методы анализа народно- песенного материала.

Цель: формировать навык в анализе народно- песенного материала.

Краткое изложение лекционного материала.

Определение ритмо- слоговой структуры песни, ее организационно- ладовой организации. Характерные особенности исполнительских приемов. Многоголосие. Возможности творческой интерпретации песни в практической деятельности.

Основная литература.

1. Руднева А. «Русский народн ый хор и работа с ним». А. Руднева.-М.; 1960-84 с. Глава № 4. «Репертуар народного хора»;

2. Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом»/. Л.Шамина.-М.:1983.-175с.,

Тема 16. «Методы редактирования народных песен в процессе подготовки к работе».

Цель: Формирование навыков редактирования народных песен.

План

1.Репертуар народных хоров.

2. Принципы редактирования народно- песенного материала.

Краткое изложение лекционного материала

1.Народный хор обязан находить и исполнять классические образцы из «золотого фонда» русской песенности. Бытующие в разнообразных местных вариантах. Для того чтобы народный хор звучал самобытно, руководителю необходимо прежде всего попытаться освоить местный фольклорный материал, в которых отражены местные певческие традиции различных областей России. Народные песни всегда подкупает свежестью и неповторимостью. Освоение местного фольклора, его собирание, расшифровку, аранжировку и исполнение в самодеятельных хорах нужно начинать с непосредственно работы на местах.

Народная песня может служить основой для создания, разработки крупных сценических композиций: вокально- хореографических и музыкально- хоровых сцен, сюит, народных представлений типа игрищ. Свадеб, девичников, посиделок, венка народных песен. Естественно, овладение крупными музыкально- сценическими формами доступно лишь большим коллективам, в составе которых имеется хореографическая группа. Или же таким, в которых участники хора умеют танцевать; необходимо также хорошее инструментальное сопровождение.

2.Обработка народных песен (текса и музыки) требует исключительно серьезного и творческого подхода к материалу. Необходимо обладать знанием народных интонационных основ, учитывать ладовое многообразие и своеобразие народных песен Ориентировка на традиционный мажор и минор с их тонико- доминантово- субдоминантовой гармонической основой не даст возможности овладеть мелодической интонационной выразительностью народных песен. Овладение «тайнами» народной полифонии (чему с такой любовью учил А.Д. Кастальский) оберегает авторов от примитивного двухголосия, с движением голосов в терцию. Народные певцы обычно корректируют это двухголосие, изменяют его согласно традициям и природе народного многоголосия.

Самостоятельная работа

Самостоятельно выполнить редактирование песен песенного фольклора, с целью повышения знаний вокально хоровой работы.

Вопросы для закрепления материала.

1.Обработка народных песен.

Основная литература.

1. Руднева А. «Русский народный хор и работа с ним». А. Руднева.-М.; 1960-84 с. Глава № 4. «Репертуар народного хора»;

2. Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом»/. Л.Шамина.-М.:1983.-175с.,

Тема 17. Современная дидактическая концепция в практической деятельности руководителя народно- певческого коллектива.

Цель: Создать представление обучающих в требованиях по оформлению и составлению календарно- тематических программ на примере дисциплины «Народное музыкальное творчество».

План.

1. Знакомство с готовыми авторскими разработками по программам «Народное музыкальное творчество».

Контрольный урок 1 семестр

1. Жанровые черты народного хора.

2. История развития хоровой самодеятельности.

3. Виды хоровой самодеятельности и художественно – исполнительские направления.

4. Собиратели русского фольклора XVIII-XI и XX веков.

5. Как видоизменяются под влиянием времени специфические жанровые черты народного хора.

6. Роль И. Молчанова в истории становления профессионального народного хорового пения в России.

7. Исполнительские формы народных хоров.

контрольный урок 2 семестр

Билет № 1

1. Дать определение однородного хора.

2.Показать практические умения певческого освоения многоголосия по методу Л.Л. Куприяновой (доцента Российской академии им. Гнесиных, кандидата педагогических наук).

Билет № 2

2. Дать определение смешанного хора.

3. Значение в практической деятельности охраны детского голоса: речевой и певческой фонации.

Билет № 3

1. Дать определение неполного смешанного хора.

2. Назвать основные типы русского многоголосия, привести примеры.

Билет № 4

1. Рассказать историю зарождения и становления русского народного хора в России.

2. Рассказать о возможных путях создания детского народного хора, подбора репертуара.

Билет № 5

1. Перечислить фамилии наиболее известных музыкантов - фольклористов XVIII-XIV вв., собирателей русского фольклора.

2. Рассказать о периодизации возрастов по методике Г. М. Науменко.

Билет № 6

1. Какова роль хора И. Молчанова в истории становления профессионального народного хорового пения в России.

2. Наглядно продемонстрировать вокально - хоровую работу по методике Г. М. Науменко.

Билет № 7

1. Какое событие и революционный деятель повлияли на зарождение и становление профессионального исполнительского искусства в России, причины.

2. Рассказать о местных стилевых особенностях хоровых распевов, Северный стиль, Южнорусский стиль, Донской стиль, Забайкальский стиль.

Билет № 8

1. Известно, что народно – хоровое исполнительство синтезированное искусство, перечислите все его компоненты.

2. Методика постановки голоса по методу Н.Мешко.

Билет № 9

1. Организация народно-певческого коллектива.

2. Проверка музыкальных данных.

Билет № 10

1. Дать разъяснение микстовой зоны у исполнителей мужской и женской групп.

2. Певческая установка; закрепление навыка певческой воли.

Перечень вопросов

по разделам и темам дисциплины, выносимым на экзамен.

Вопрос
1. Роль И. Молчанова в истории становления профессионального народного хорового пения в России.
2. История становления жанра народного хора.
3. Творческие направления, компоненты, синтезированные в народном пении.
4. Влияние профессионального искусства на специфические жанровые черты народного хора.
5. Исполнительские формы народных хоров.
6. Варианты расстановки участников народно- песенного коллектива при исполнении песен без движения.
7. Планирование хода репетиционной работы в народно- песенном коллективе.
8. Певческая установка; закрепление навыка певческой воли.  
9. Техника постановки голоса; распев речи.
10. Работа артикуляционного аппарата при фонации.
11. Основные типы русского народного многоголосия.
12. Внедрение варьирования в народно- певческом коллективе, по методу Л.Л Куприяновой .
13. Диапазон певческих групп хорового коллектива (границы, регистры, микст).
14. Работа над песнями с элементами движения.
15. Охрана детского голоса: речевой и певческой фонации.
16. Репертуар детского самодеятельного ансамбля.
17. Периодизации возрастов по методике Г. М. Науменко.
18. Вокально- хоровая работа по методу Г. М. Науменко.
19. Стилевые особенности хоровых распевов: Северный стиль, Южнорусский, Донской стиль, Забайкальский стиль.
20. Роль импровизации в народном исполнении.

Критерии оценок

«10» (отлично+) -исчерпывающие теоретические знания по методике преподавания хоровых дисциплин с приведением практических примеров; грамотное использование профессиональной терминологии; профессиональная заинтересованность и направленность знаний в будущей профессии; логическая последовательность ответов.

«9» (отлично) -достаточно высокие знания по методике преподавания хоровых дисциплин с приведением практических примеров; своевременная подготовка к опросу; демонстрация знаний по необходимости внедрения в певческий коллектив разнообразных авторских методик для достижения профессионального роста; использование дополнительной информации, добытой студентом самостоятельно в методической литературе.

«8» (отлично-) -высокие знания по методике преподавания хоровых дисциплин с ответами по существу; демонстрация знаний по необходимости внедрения в певческий коллектив разнообразных авторских методик для достижения профессионального роста; своевременная подготовка к опросу; в ответе используется только материал конспекта.

«7» (хорошо+) -хорошие знания по методике преподавания хоровых дисциплин; своевременная сдача материала; краткие лаконичные ответы без пояснений; на все вопросы даны ответы.

«6» (хорошо) -хорошие знания по методике преподавания хоровых дисциплин; своевременная сдача материала; краткие лаконичные ответы без пояснений, с помощью наводящих вопросов; на все вопросы даны ответы.

«5» (хорошо-) - убедительные знания по методике преподавания хоровых дисциплин; своевременная сдача материала; краткие лаконичные ответы без пояснений, с помощью наводящих вопросов; не на все вопросы даны исчерпывающие ответы.

«4» (удовлетворительно+) -убедительные знания по методике преподавания хоровых дисциплин; своевременная сдача материала; краткие лаконичные ответы без пояснений, с помощью наводящих вопросов; не на все вопросы даны ответы.

«3» (удовлетворительно) -удовлетворительные знания по методике преподавания хоровых дисциплин; своевременная сдача материала; краткие лаконичные ответы без пояснений, с помощью наводящих вопросов; не на все вопросы даны ответы.

«2» (удовлетворительно-) - достаточно низкие знания по методике преподавания хоровых дисциплин; несвоевременная сдача; краткие лаконичные ответы без пояснений, с помощью наводящих вопросов; не на все вопросы даны ответы.

«1» (неудовлетворительно) - ничтожно низкие знания по методике преподавания хоровых дисциплин; несвоевременная сдача; на поставленные не даны ответы.

Наши рекомендации