Форма проведения занятий по курсу «Мир фантазии».
Автор предлагает строить обучение через уроки-сказки, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.
Для младших школьников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляются: «Книга Загадок», «Книга Сказок». В Книгу входят только лучшие работы учеников.
Модель урока
Игра.
Проверка домашнего задания.
Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)
Новая тема (игры в сюжете).
Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.
Подведение итогов.
В начале и конце года проводятся контрольные работы, позволяющие оценить эффективность обучения. Возможно проведение итогового психологического теста, определяющего уровень развития воображения, оригинальности, креативности мышления.
Система оценки достижений учащихся.
В курсе предусматривается система оценивания по критерию новизны, по уровню оригинальности.
Можно выделить несколько уровней выполнения заданий.
1 уровень(высокий): неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»
2 уровень(средний): интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали
некоторые!»
3 уровень(низкий): неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут придумать все!»
Могут проводиться выставки работ, создание самодельной книги с лучшими работами.
Описание ценностныхориентиров содержаниякурса
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Содержание (34 ч)
Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности.
Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».
Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».
Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка».
Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения»
Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова?
Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»
Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот»
Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады.
Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…»
Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).
Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками).
Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем».
Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО,
Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».
Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари.
Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.
Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.
Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»
Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке».
Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки.
Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами.
Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).
Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?»
Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.
Учебно – тематический
план (34 часа)
№ | Наименование тем | Кол час | Основная мысль урока | Образоват. продукт |
Понятие о фантазировании | Фантазированию можно научиться | |||
Что мешает придумывать. | Для того, чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией | |||
Критерии новизны | Существуют приёмы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы | |||
Ассоциативные загадки | Можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет | «Книга загадок» | ||
Метафоры | Существуют правила придумывания метафор (образных сравнений) | Метафоры | ||
Значение ассоциативности | Использование ассоциаций помогают лучше запоминать | |||
Развитие ассоциативности: обобщение | ||||
Прием «Объединение» | Для придумывания необычных животных можно использовать приём «объединение» | |||
Прием «Морфологический анализ» | Для придумывания разных вариантов рисунков можно применять приём «морфологический анализ» | |||
Игры со словами | Анализ структуры слова позволяет играть с ним | Игры | ||
Конструктор игр | При помощи приёма «морфологический анализ» можно придумывать новые игры | |||
Придумывание сказок | При помощи приёма «морфологический анализ» можно придумывать сказки | Сказки с новым сюжетом | ||
Прием «Морфологический анализ». Обобщение | ||||
Признаки объектов | Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета | Загадки про словарные слова | ||
Действия объектов | Можно сочинять загадки и нелепицы, описывая действия предмета | Загадки про явления природы | ||
Приём «Метод фокальных объектов» | Можно придумывать новое, используя метод фокальных объектов | |||
Приемы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде» | Существуют приёмы придумывания сказок | |||
Приемы фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка» | Можно придумывать новые сказки и слова с помощью новых приёмов | Сочинение сказок | ||
Прием фантазирования Дж. Родари «Что было потом?» | Можно научиться придумывать продолжения сказок | |||
Прием фантазирования Дж. Родари «Творческая ошибка» | Можно использовать ошибки в словах для придумывания сказки | |||
Обобщение приемов фантазирования Дж.Родари | ||||
Прием «Оживление» | При сочинении сказок можно использовать приём «оживление» | |||
Прием «Увеличение – уменьшение» | При сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования, связанные с изменением количества и свойств | |||
Прием «Ускорение – замедление» | При сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования, связанные с преобразованием времени | |||
Метод Робинзона | При фантазировании можно использовать ресурсы | |||
Использование ресурсов | ||||
Прием фантазирования «Наоборот» | При сочинении сказок можно использовать приём «наоборот» | |||
Прием фантазирования «Бином антонимов» | Можно научиться придумывать истории, используя приём «связки антонимов» | |||
Прием фантазирования «Дробление-объединение» | Можно научиться придумывать истории, используя приём «Дробление-объединение» | |||
Обобщение приемов фантазирования | ||||
Сказки про животных | Можно научиться придумывать сказки про особенности животных | «Книга Сказок» | ||
Сказки от слова «Почему?» | Можно научиться придумывать сказки для объяснения какой-то особенности животного. | |||
Правила прогнозирования | Существуют способы прогнозирования | |||
Фантазирование и прогнозирование. Обобщение. |