Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о графике, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

· создание условий для творческой самореализации личности, развитие способностей ребенка;

· развитие интереса к графическому искусству;

· воспитание у учащихся эстетических взглядов и критериев в восприятии явлений и предметов окружающего мира;

· интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на основе ознакомления с историей развития графического искусства, его видами и техническими приемами;

· обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление графического языка, его особенностей и условности;

· воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

· формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, художественными альбомами по графике.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Графика» рассчитана на 3 года обучения.

Задания адаптированы и доступны для учащихся 1-3 классов, учитывают возрастные и психологические особенности детского возраста. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ композиции и упражнений до самостоятельного составления композиции. Учебный материал разделен на три основных раздела:

1. Освоение основных композиционных приемов, в том числе, в графической декоративной композиции.

2. Теоретическая работа, предполагающая изучение учащимися особенностей и технологических приемов графики.

3. Практическая работа, основанная на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая дает возможность закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к предмету.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Первый класс

Общее ознакомление учащихся с предметом графика; приобретение основных навыков и умений – графическое изображение, организация листа, форма предметов в пропорции листа, характер предметов, силуэт, стилизация, фактура растительных элементов, основы композиции, декоративной композиции.

Виды графических материалов, используемых на занятиях: перо, тушь, кисть, маркер, гелевая ручка, черно-белая гуашь, воск.

№ раздела Название разделов и тем Количество часов
Введение Тема 1.1. История развития графики. Виды графики. Технологии, материалы. Беседа.
Графические возможности в декоративном изображении объектов
Тема 2.1. Стилизация. Силуэт. Реальное изображение осенних листьев (упрощение до силуэта). Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо.
Тема 2.2. Фактуры. Основные графические приемы – пятно, линия штрих, точка. Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо, воск, черная гуашь. Техники – графический рисунок и граттаж.
  Тема 2.3. Графическое изображение растений с использованием фактур. Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
  Тема 2.4. Графическое изображение с использованием фактур. Чудо - дерево. Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
  Тема 2.5. Стилизация морских обитателей (рыбы, моллюски, ракушки). Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Основы композиции
Тема 3.1. Композиционный центр. Доминанта. Темы композиции: цветочный ковер, осенние листья, пора грибная, букет. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Тема 3.2. Уравновешенность композиции. Статика и динамика. Тема композиции: сказочный лес. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Тема 3.3. Ритм. Динамика. Тема композиции: подводный мир. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Тема 3.4. Симметрия. Асимметрия. Тема композиции - орнамент из стилизованных цветов и листьев. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Тема 3.5. Формирование навыка творческой организации пространства. Примерные темы: волшебный сад, лесная сказка, богатый улов и др. Итоговое задание. Формат А2. Техники исполнения - графический рисунок, монотипия, граттаж.
Подготовка работ к итоговому просмотру
  ИТОГО:

Второй класс

Углубленное изучение графических приемов; совершенствование умений и навыков.

№ раздела Название разделов и тем Количество часов
Графические возможности в декоративном изображении объектов
Тема 1.1. Графическое изображение животных и птиц. История развития анималистических рисунков. Беседа.
Тема 1.2. Зарисовки чучел птиц и животных с натуры. Техника: мягкий карандаш, соус, сангина, уголь, маркер. Формат А3.
Тема 1.3. Стилизация животных на основе натурных зарисовок. Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
  Тема 1.4. Портрет дома. Упражнения (свойства, ассоциации). Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Организация декоративной композиции
  Тема 2.1. Графические композиции на темы: «Цирк», «Птицы на ветках», «Птичий базар», «Хищники на охоте», «Жители болота» и др. темы с изображением животных. Формат А2, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
    Тема 2.2. Графическая композиция на тему: «Сказочный город». Город-огород, город башмаков, посудный город, лесной город, морской, космический и т.д. Формат А2, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Иллюстрация
Тема 3.1. Введение. Иллюстрация. Тема 3.2. Композиционная иллюстрация с включением орнамента к басням и сказкам. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка. Две-три работы. Итоговое задание.  
Подготовка работ к итоговому просмотру
  ИТОГО:
         

Третий класс

Совершенствование умений и навыков в изображении натюрморта, пейзажа, в создании иллюстраций. Передача материальности, фактуры в графике. Стиль, силуэт, движение.

№ раздела Название разделов и тем Количество часов
Графическое изображение натюрморта
Тема 1.1. Композиция в графическом натюрморте. Беседа.
Тема 1.2. Натюрморт из 3-5 предметов, различных по тону. Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Тема 1.3. Зарисовки отдельных элементов натюрморта (сухие травы, растения, ракушки, проросший картофель, цветная капуста, связки чеснока, старая посуда, обувь, швейная машинка, фонари, лампы, часы и т.д.). Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
  Тема 1.4. Тематический натюрморт с фактурами. Формат А2, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Графическое изображение пейзажа
Тема 2.1. Особенности изображения графического пейзажа. Беседа.
Тема 2.2. Пейзаж с фактурами. Композиция на тему: «Улица», «Двор», «Дом»; городской или сельский пейзаж. Формат А2, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.  
  Тема 2.3. Окно. Композиция на тему «Окно во двор», «Вид из окна» (с элементами натюрморта и растений). Формат А2, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.  
Иллюстрация
Тема 3.1. Иллюстрация к произведениям русских и зарубежных писателей. 2-3 работы в единой стилистике. Формат А4, тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Подготовка работ к итоговому просмотру.
  ИТОГО:

Годовые требования

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Графика. История развития. Виды и техники.

Графика (от греческого «пишу, рисую») – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Как вид искусства графика заняла особе место в культурной жизни недавно, хотя графические изображения имеют многовековую историю. Уже в XIX веке в рисунке начинают видеть самостоятельную художественную ценность. Одной из самых специфических особенностей черно-белой графики считается «отвлеченность» или «условность» ее языка.

Существует несколько видов графики: станковая, книжная, прикладная, компьютерная.

Графические техники – рисование (графический рисунок), гравирование (офорт, ксилография, линогравюра), процарапывание (граттаж), печать (водная и монотипия).

Представление программы. Показ детских работ и работ мастеров графики в различных материалах и техниках. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.

Показ приемов работы одной из техник (монотипия и водная печать).

Раздел 2. Графические возможности в декоративном изображении объектов

Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности.

Декоративная выразительность достигается за счет использования таких графических приемов как штрих, линия, точка, пятно и обработка поверхности различными видами декора.

Происходит переработка формы, некоторое утрирование характерных особенностей объекта для увеличения степени выразительности. Трансформация производится за счет выявления и усиления природных качеств объекта. Использование декора должно быть направлено на усиление выразительности объекта.

Декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы и объема называется стилизацией. В декоративном искусстве стилизация – это метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности.

Графические средства

Существуют четыре основных элемента графики – линия, штрих, пятно и точка. В соответствии с этим все графические изображения на бумаге делятся на четыре основные группы. Линейные (в основе – линия), штриховые (в основе – штрих), «от пятна» (в основе пятно), точечные (в основе точка). А также одиннадцать смешанных групп, состоящих из изображений, построенных на основе их сочетания; для декоративного графического варианта – образования с помощью точки, линии, штриха декоративной обработки поверхности, фактуры.

Тема 2.1. Стилизация. Силуэт.

Задача: знакомство с приемами стилизации, упрощение реального изображения цветка и листьев до силуэтного изображения.

Силуэт - характер предмета, пропорции и соотношения его основных частей. Применение сравнительных характеристик, таких, как: выше – ниже, толще – худее, шире – уже, неровный – гладкий, маленький - большой.

Выполнить:

1) графическую зарисовку растения,

2) упражнение на трансформацию формы,

3) линейный рисунок,

4) силуэтный рисунок.

Цель: освоение языка декоративной графики.

Применяемые материалы: открытки с изображением цветов, гербарий с листьями, карандаши, маркеры.

Формат А3.

Техника работы: графический рисунок.

Основные требования к зарисовкам растительных форм:

1) выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов;

2) при компоновке обратить внимание на пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную);

3) важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев, цветов), изучить строение растения;

4) распределить все элементы композиции на плоскости независимо от ее сложности, данное распределение должно быть уравновешенным с учетом формы элементов и масштаба изображения.

Тема 2.2. Фактура.

Фактура (от лат. - «характер поверхности»). Любое изображение как сложный ансамбль материалов и фактур. Можно передать условно фактуру камня, слоистость дерева, мягкость меха и т.д., в основном, с помощью плотности, толщины и комбинации пятна, линии и штриха. В печатной продукции фактура может быть передана с помощью тиснения. Очень заметна и разнообразна фактура в монотипии.

Задача: расширение графических навыков в технике графического рисунка и граттажа.

Выполнить:

1) фактура дерева (волокна, кора, спил);

2) фактура льда, воды, пара;

3) фактура травы, земли, камня, песка, пены;

4) фактура меха, перьев, кожи и т.д.

Цель: развитие образного мышления.

Материалы: гелевая ручка, маркер, черная гуашь, игла, шило, воск, мыло.

Формат А3.

Техники работы: графический рисунок, граттаж.

Тема 2.3. Графическое изображение растений с использованием фактур.

Задача: ознакомление с принципами декоративной переработки форм.

Выполнить: изображение растения.

1) Свойства (каменный, водный, шерстяной и т.д.).

2) Ассоциативный (на что похож силуэт).

3) Декоративный.

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Материалы: гелевая ручка, маркер, черная тушь, перо.

Формат А3.

Техники работы: графический рисунок.

Тема 2.4. Графическое изображение с использованием фактур. Чудо-дерево.

Задачи: продолжение знакомства с принципами декоративного графического изображения.

Выполнить рисунок, в котором отразить:

1) свойства дерева (гибкое, каменное, могучее, больное, волшебное);

2) ассоциации;

3) декоративность.

Цель: развитие фантазии, образного и ассоциативного мышления.

Материалы: гелевая ручка, маркер, черная тушь, перо.

Формат А3.

Техника работы: графический рисунок.

Тема 2.5.Стилизация морских обитателей (рыбы, моллюски, ракушки).

Задачи: дальнейшее развитие графических навыков.

Выполнить:

1) линейный рисунок;

2) силуэт;

3) выделение основных элементов (голова, хвост, плавники, спина, брюшко;

4) декорирование (фактура).

Цель: развитие фантазии, образного и ассоциативного мышления

Материалы: гелевая ручка, маркер, черная тушь, перо, черная гуашь, игла, шило, воск, мыло.

Формат А3.

Техники работы: графический рисунок, граттаж.

Основные требования к стилизациям различных объектов:

1) внимательно рассмотреть предмет (фотографии, картинки, рыбы в аквариуме и т.д.); обратить внимание на наиболее важные части тела (голова, жабры, глаза, плавники, хвост, тело);

2) важно, чтобы все элементы декоративно трактовались в одном стиле, а не производили впечатление элементов, выхваченных случайно;

3) пластика линий и декора должна соответствовать пластике объекта (например, система плавных обтекаемых форм изображаемых предметов требует такого же рода линий контура и мягкости наносимого декора);

4) важно помнить, что объекты, более сложные по пластике и крупные по размеру, могут активнее насыщаться ажуром, а мелкие – быть проще по форме и обработке;

5) для рыбы свойственна природная фактура – чешуя, «гофрированные» плавники и жабры, тоновые полосы на спине – именно на эти детали и необходимо ориентироваться при нанесении декора.

Раздел 3. Основы композиции

Слово «Композиция»в переводе с латинского буквально означает «составление, связывание частей». Композиция – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Композиция объединяет элементы и составляющие построения художественной формы (реальные или иллюзорные, формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм, пропорции, контраст и равновесие). Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту,которая может состоять из нескольких элементов или одного большого. Это может быть и свободное пространство – композиционная пауза.

Варианты организации доминанты:

1) сгущение элементов на одном участке плоскости и спокойное равномерное рассредоточение на другом;

2) выделение элемента размером;

3) выделение элемента формой;

4) выделение элемента контрастом;

5) выделение элемента положением (вертикальное, горизонтальное, диагональное).

Тема 3.1. Композиционный центр. Доминанта.

Задача: знакомство с понятием – композиционный центр

Выполнить композицию на тему: цветочный ковер, осенние листья, пора грибная, букет.

Цель: освоение принципов композиции.

Материалы: гелевая ручка, маркер, черная тушь, перо.

Формат А3.

Техника работы: графический рисунок.

Тема 3.2. Уравновешенность композиции. Статика и динамика.

Задача: единство центра и всей композиции.

Выполнить: уравновешенную композицию, используя растительные элементы, листья (каждый лист по форме напоминает дерево).

Тема композиции: сказочный лес.

Материалы: гелевая ручка, маркер, черная тушь, перо, черная гуашь, игла, шило, воск, мыло.

Формат А3.

Техники работы: графический рисунок, граттаж.

Уравновешенность композиции. Статическое и динамическое равновесие.Правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Также при компоновке форм на плоскости большое значение имеют масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин.

Равновесие бывает двух видов: статическое и динамическое. Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной оси формата композиции. Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.

Тема 3.3. Ритм. Динамика.

Задача: выполнение динамической композиции.

Выполнить;

1) ряд упражнений с различными вариантами ритмического построения:

а) передать направленное движение,

б) состояние неустойчивой формы,

в) состояние хаоса.

2) Итоговая композиция «Подводный мир».

Цель: освоение принципов композиции.

Материалы: гелевая ручка, маркер, черная тушь, перо.

Формат А2.

Техники работы: графический рисунок.

Для достижения выразительности в графической композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости. Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров, тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки форм). В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной.Во втором случае возможны следующие варианты:

1) при одинаковых мотивах динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других; происходит это по одному параметру – расстоянию;

2) элементы одинакового мотива имеют различные параметры и располагаются на разном расстоянии друг от друга; динамичность достигается благодаря контрасту по трем параметрам: расстоянию между элементами, их размерами и поворотами.

Динамика мелких изображений в листе подчинена прочтению слева направо, преимущественно по горизонтали, а расположение предметов по диагонали активно разрушает статическое равновесие композиции листа. Внутренняя подвижность существует и в приемах изображения (штрих, пятно, линия). Статичность композиции разрушает асимметрия и прямое изображение движения

Тема 3.4. Симметрия. Асимметрия.

Задача: знакомство с особенностями построения орнамента. Понятие симметрия, асимметрия.

Выполнить:

1) ленточный орнамент из силуэтного изображения цветка;

2) орнамент в круге.

Выполнить орнамент на контрастах «черное на белом» - и наоборот. Добиться лаконизма и выразительности.

Цель: освоение закономерностей орнаментальных построений.

Материалы: гелевая ручка, маркер, черная тушь, перо.

Формат А3.

Техника работы: графический рисунок.

Стилизация в орнаменте

Любые орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения. Большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраивается орнамент.

Орнамент из растительных форм:

орнамент в полосе, круге;

статическая композиция – оси горизонтальные или вертикальные;

динамическая композиция – используются ракурсы и наклоны;

асимметричная композиция – в круге.

В процессе декоративного изображения мотивов возможно свободное обращение не только с размерами элементов, но и с изменениями пропорций. Если данная деформация оправдана композиционной целью, она придает выразительность и остроту.

В орнаменте используются мотивы (модули). Например, цветы или листья, стилизованные в сторону упрощения, или максимально утрированными характеристиками объекта. Важно обратить внимание на ракурс самого изображения (модуля) и выбрать тот поворот, который наиболее ярко подчеркивает особенности данного цветка. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности силуэта и усложнять общее восприятие композиции. Желательно, чтобы силуэт не был сильно изрезан и вписывался в простые геометрические фигуры.

Тема 3.5. Формирование навыка творческой организации пространства.

Задача: суммирование знаний по построению композиции и стилизации.

Выполнить контрольное задание на одну из предложенных тем:

волшебный сад, лесная сказка, богатый улов и др.

Итоговое задание.

Цель: умение самостоятельно вести работу

Материалы: гелевая ручка, маркер, черная тушь, перо, воск, игла, черная гуашь, мыло.

Формат А2.

Техники работы: графический рисунок, граттаж

Наши рекомендации