Форма проведения учебных аудиторных занятий

- индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут у обучающихся по программе «Струнные инструменты», 25 минут у обучающихся по программам «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты». Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

· развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

· формирование навыков владения средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

· формирование навыков владения основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

· развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

· формирование у учащегося основ музыкальной грамоты, необходимых для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

· обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле, подбору несложного аккомпанемента;

Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

· учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки обучающихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, беседа, рассказ);

· наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

· практический (работа на инструменте, упражнения, чтение с листа, исполнение);

· аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

  Распределение по годам обучения
классы  
Продолжительность учебных занятий в неделях  
Струнные инструменты      
Народные инструменты      
Духовые инструменты      
Количество часов на аудиторные занятия в неделю  
Струнные инструменты      
Народные инструменты     0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5  
Духовые инструменты     0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5  
Общее количество часов на аудиторные занятия за весь период обучения  
Струнные инструменты  
Духовые, народные инструменты  
Самостоятельная работа (внеаудиторная)  
Количество часов на самостоятельную работу в неделю     0,5 0,5  
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам обучения     16,5 16,5  
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу за весь период обучения  
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторная и самостоятельная работа)  
Струнные инструменты     1,5 1,5  
Духовые, народные инструменты     1,5 1,5 1,5 1,5  
Общее количество самостоятельной и аудиторной нагрузки по годам обучения  
Струнные инструменты     49,5 49,5  
Духовые, ударные инструменты     49,5 49,5 49,5 49,5  
Общее количество часов на весь период обучения  
Струнные инструменты  
Духовые, народные инструменты  


Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- посещение мероприятий учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); концертов школы;

- посещение открытых уроков и академических концертов класса фортепиано.

Требования по годам обучения

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом. Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

Первый год обучениясоответствует:

3 классу программы «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»

Второй год обучениясоответствует:

4 классу программы «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»

Третий год обучениясоответствует:

5 классу программы «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»

Четвертый год обучениясоответствует:

6 классу программы «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»

Пятый год обучениясоответствует:

7 классу программы «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»

Шестой год обучениясоответствует:

8 классу программы «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»

Год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов. Изучение нот басового ключа.

Разучивание в течение года 8-10 (для учащихся программы «Духовые инструменты» и «Народные инструменты»), 10-12 (для учащихся программы «Струнные инструменты») разнохарактерных произведений из "Школы игры на фортепиано" под ред. А. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б. Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.

Чтение с листа:чтение ритма с тактированием и игра с листа простых одноголосных мелодий в скрипичном ключе (4-8 тактов) в пределах 5-пальцовки в размерах 2/4, 4/4, со скачками на секунду и терцию, с использованием длительностей (восьмые, четверти, половинные, целая) и наличием пауз в конце фраз. Тональности с одним знаком или случайным знаком.

Ритмические упражнения: Упражнение (4 такта): левая рука – четверти (пульс), правая – ритмический рисунок и наоборот (Пересветова «Школа ансамблевой игры»)

Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок.

Навыки аккомпанемента: игра квинты от всех белых клавиш (одной рукой штрих свободный), игра пятипальцовки в мажоре от всех белых клавиш (штрих свободный)

Примерные репертуарные списки

Первые пьесы из нотных репертуарных сборников:

Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева

Хрестоматия для 1 класса (сост. Б. Милич)

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»

Артоболевская С. «Первая встреча с музыкой» и др.

Примеры переводных программ

Вариант 1 (при обучении 1 час в неделю)

«Я на скрипочке играю»

Гнесина Е. Этюд

Вариант 2 (при обучении 0,5 часа в неделю)

Гнесина Е. Этюд

Польская народная песня «Висла» или Ансамбль - "Здравствуй, гостья зима!" / С. Прокофьев «Болтунья»

Второй год обучения

Продолжается работа над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, фирмирующими правильные игровые навыки. Закрепление знаний нот басового ключа. Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Знание понятий "лад", "тональность". Гаммы До, Соль, Ре отдельно каждой рукой на одну октаву. Аккорд - тоническое трезвучие - отдельно каждой рукой. За год обучающийся должен изучить: 2-3 этюда, 2-3 разнохарактерные пьесы, 2 произведения с элементами полифонии, 1-2 ансамбля

Чтение с листа простых одноголосных мелодий в двух ключах (4-8 тактов) в тональностях с одним знаком и одним случайным знаком в пределах октавы в размерах 2/4, 4/4,3/4 со скачками до квинты с использованием длительностей (восьмые, четверти, половинные, целая) и пауз, а также нового ритма: четверть с точкой и восьмая.

Тактирование нотных примеров на двух нотных станах в двух ключах, с ритмической фигурой четверть с точкой и восьмая.

Подбор по слуху: подбор аккомпанемента интервалами: 5 -6 -5 к простейшим попевкам на гармонический оборот TST, TDT, TSDT.

Примерные репертуарные списки

Пьесы

Арман Пьеса ля-минор

Гедике А. «Танец»

Крутицкий «Зима»

Орф К. Пьеса

Старинная французская песня

Тюрк Г. «Песенка»

Этюды:

Беркович И. Этюд

Гедике А. Этюд ля-минор

Гнесина Е.. Этюды

Сорокин Этюд

Шитте Л. Этюд ор 160, №14

Ансамбли

«Здравствуй, гостья зима!»

Чешская народная песня, обр. Неедлы

Примеры переводных программ

Вариант 1 (при обучении 1 час в неделю)

Гнесина Е. Этюд

Тюрк Г. Песенка

Вариант 2 (при обучении 0,5 часа в неделю)

Гнесина Е. Этюд

«Я на скрипочке играю»

Третий год обучения

Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения. За год учащийся должен освоить: 3-4 этюда, 2-3 разнохарактерные пьесы, 1 произведение полифонического склада (или 1 с элементами полифонии), 1-2 ансамбля. Гаммы ля, ре, ми минор отдельно руками на две октавы, аккорды с обращениями отдельно каждой рукой. Работа над освоением арпеджио на три звука – для продвинутых детей.

Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа. Игра с листа простых мелодий в двух ключах в тональностях с двумя знаками без ограничений в диапазоне в размерах 2/4, 4/4,3/4 с использованием известных длительностей и пауз. Тактирование.Закрепление ритма: четверть с точкой восьмая. Чтение с листа несложных пьес с бурдонным аккомпанементом.

Подбор по слуху: подбор аккомпанемента интервалами (квинта – секста) к простейшим попевкам на гармонический оборот TST, TDT, TSDT в тональностях До, Соль, Ре мажор ля, ми, ре минор. Для продвинутых детей – в Фа мажоре.

Освоение басового каданса – игра левой рукой I-IV-V-↓V-I от всех белых клавиш

Примерные репертуарные списки

Пьесы

Александров А. Новогодняя полька

Гречанинов А. В разлуке

Майкапар А. В садике

Шостакович Д. Марш

Штейбельт Д.Адажио

Произведения полифонического склада

Корелли А. Сарабанда

Кригер И. Менуэт

Моцарт Л. Бурре ми-минор, ре-минор

Сперонтес Песня

Телеман Г. Пьеса

Ансамбли в 4 руки

Глинка М. Хор «Славься»

Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»

Этюды

Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гедике А. Этюд ор.36, №13

Гнесина Е. Фортепианная азбука

Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Примеры переводных программ

Вариант 1 (при обучении 1 час в неделю)

Майкапар А. В садике

Корелли А. Сарабанда

Вариант 2 (при обучении 0,5 часа в неделю)

Гедике А. Танец

Тюрк Г. Песенка

Четвёртый год обучения

Начиная с 4 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П. Чайковский «Болезнь куклы», А. Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Годовые требования: 2 этюда, 2-3 пьесы, 2 полифонических произведения, 1 часть крупной формы, 1-2 ансамбля, гаммы соль-минор, до-минор, Ля-мажор, аккорды и арпеджио к ним, хроматические гаммы от белых клавиш отдельно руками в 2 октавы.

Чтение с листа в двух ключах в тональностях с двумя знаками и со случайными знаками в известных размерах с использованием разнообразных ритмических рисунков включая шестнадцатые (в том числе с бурдонным аккомпанементом)

Игра по буквенным обозначениям.

Закреапление басового каданса – игра левой рукой I-IV-V-↓V-I в тональностях белых клавиш. Подбор аккомпанемента аккордами к простейшим попевкам на гармонический оборот TST, TDT, TSDT в тональностях До, Соль, Ре мажор ля, ми, ре минор. Для продвинутых детей – в Фа мажоре.

Репертуар:

Полифонические произведения:

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт соль-минор, менуэт ре-минор

Бах К.Ф.Э. Полонез соль-минор

Рамо Ж. Менуэт

Сен-Люк Ж. Бурре

Телеман Г. Ригодон

Этюды:

Андре А. Сонатина ор 34

Беренс Г. Этюд ор. 88, №7

Ванхаль Я.К. Соната ор 41, №2, Фа-мажор

Гедике А. Этюд ор. 32 №19

Гедике А. Этюд ор. 46, №44

Дювернуа Ж.Ш. Этюд ор 176, №13

Кулау А. Сонатина, ор 55, №1

Лемуан А. Этюд ор 37, №№ 10, 17, 24

Лешгорн А. Этюд ор 65

Произведения крупной формы:

Чимароза Д. Соната ре-минор

Кёхлер Л. Сонатина Соль мажор

Пьесы:

Александров А. Новогодняя полька

Дварионас Б. Прелюдия

Кабалевский Д. Медленный вальс

Майкапар А. Пастушок

Моцарт В. Аллегретто

Хачатурян А. Андантино, Вечерняя сказка

Чайковский П. Старинная французская песенка, Болезнь куклы

Ансамбли:

Бетховен Л.В. Два немецких танца

Шуберт Ф. Лендлер

Примеры переводных программ

Вариант 1 (при обучении 1 час в неделю)

Рамо Ж.Ф. Менуэт

Кабалевский Д. Медленный вальс

Вариант 2 (при обучении 0,5 часа в неделю)

Сен-Люк Ф. Бурре

Александров А. Новогодняя полька

Пятый год обучения

Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

Годовые требования: 2 этюда, 2-3 разнохарактерные пьесы, 2 полифонических произведения, 1-2 части из произведений крупной формы, 1-2 ансамбля.

Чтение с листа в двух ключах в тональностях с двумя знаками и со случайными знаками в известных размерах с использованием разнообразных ритмических рисунков включая шестнадцатые (в том числе с бурдонным аккомпанементом).

Игра мелодий с басом по буквенным обозначениям.

Игра басового каданса в тональностях от белых клавиш.

Закрепление навыков подбора и исполнения аккомпанемента аккордами (полный гармонический оборот).

Гаммы: си минор, Фа мажор аккорды и арпеджио к ним, хроматические гаммы До, Соль, Ре, ля, ми, ре - двумя руками в 2 октавы, остальные – отдельно руками в 2 октавы.

Репертуар

Полифонические произведения:

Бах И.С. Полонез соль-минор

Бах Ф.Э. Менуэт

Гендель Г.Ф. Фугетта ля-минор

Моцарт Л. Бурре, Ария

Телеман Г. Ригодон

Этюды:

Гедике А. Этюд ор 32, №19

Геллер С. Этюды

Лемуан Этюд ор 37 №№ 11, 20, 23

Лешгорн А. Этюд ор 65, №8

Шитте Л. Этюд ор 160, №№ 10, 14,15,18

Крупная форма:

Андре А. Сонатина ор 34

Бенда Б. Сонатина ля-минор

Диабелли А. Сонатина ор 168, Фа-мажор

Кулау Ф. Сонатина До-мажор

Моцарт В. Сонатина До-мажор

Чимароза Д. Соната Соль-мажор

Пьесы:

Гедике А. Пьеса ор 6 №17

Кабалевский Д. Воинственный танец

Косенко В.С. Дождик

Моцарт В. Пьеса Фа-мажор

Хачатурян А. Андантино

Шуман Р. Сицилийская песенка

Ансамбли:

Бетховен Л.В. Три немецких танца

Шуберт Ф. Немецкий танец

Примеры переводных программ

Вариант 1 (при обучении 1 час в неделю)

Бенда Б. Сонатина ля-минор

Моцарт Л. Бурре

Косенко В. Дождик

Вариант 2 (при обучении 0,5 часа в неделю)

Андре А. Сонатина ор 34

Телеман Г. Ригодон

Хачатурян А. Андантино

Шестой год обучения

В течение года обучающийся готовится к исполнению итогового академического концерта, состоящего из произведения полифонического склада, произведения крупной формы и пьесы. В конце первого полугодия проводится прослушивание в форме контрольного урока, на котором исполняется два произведения из экзаменационной программы.

Помимо разучивания экзаменационной программы работа в классе предполагает занятия по чтению с листа и закреплению технических навыков через игру гамм (закрепление пройденных мажорных и минорных гамм, аккорды и арпеджио к ним двумя руками).

Годовые требования: 2-3 этюда, 2-3 пьесы, 2 полифонических произведения,

1-2 части крупной формы, 1-2 ансамбля или аккомпанемента.

Репертуар

Полифонические произведения:

Арман Ж. Фугетта

Гендель Г.Ф. Куранта

Маттезон И. Ария, Менуэт

Моцарт Л. Бурре

Павлюченко С. Фугетта

Циполи Д. Фугетта ми-минор

Крупная форма:

Бенда Б. Сонатина

Бетховен Л.В. Рондо Фа-мажор

Глиэр Р. Рондо

Дварионас Б. Вальс

Диабелли А. Рондо ор. 151

Кабалевский Д. ор 51 №3 Легкие вариации на тему словацкой народной песни

Клементи М. Рондо До-мажор

Пахульский Г. В мечтах

Прокофьев С. Сказочка, Вечер

Чайковский П.И. Мазурка

Чимароза Д. Сонатина соль-минор

Этюды:

Беренс Г. ор. 100 №4

Гедике А. ор. 47 №№ 10 – 16, 18, 20, 26; ор 58 №№ 13, 18, 20

Лемуан А. ор 37 №20, 23, 35, 39

Шитте Л. Ор. 68 №№2, 3, 6, 9

Ансамбли:

Чайковский П.И. Не бушуйте ветры буйные

Шуберт Ф. Лендлер

Примеры программ итогового академического концерта

Вариант 1 (для обучающихся 1 час в неделю)

Диабелли А. Рондо

Циполи Д. Фугетта

Дварионас Б. Вальс

Вариант 2 (для обучающихся 0,5 часа в неделю)

Бенда Б. Сонатина

Моцарт Л. Бурре

Косенко В. Диждик

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

· знание инструментальных и художественных особенностей фортепиано;

· знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

· владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

· знания музыкальной терминологии;

· умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;

· умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

· умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

· навыки публичных выступлений на открытых уроках и академических вечерах;

· навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

· элементарные навыки подбора аккомпанемента;

· первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

Наши рекомендации