Архитектура позднего Возрождения. Трактаты по архитектуре Дж.Виньолы и А.Палладио.

Позднее Возрождение 1530 – 1580гг.

-две тенденции:
1)возвышение классицистический подходов
2)Возвышение признаков декоративизма протобарочных настроений (маньеризм в искусстве)

А. Палладио (1508-1580)
-деятельность только в родном городе - Виченция
-оказал огромное влияние на развитие мировой арх-ры
-двухэтажные фасады оформленные с использованием ордеров
-совершенное воспроизведение ордеров в пропорциях и пластике
Вилла Паладио
одна схема: стоящий на высоком цоколе основной двухэтажный призматический объем, который объединен на всю высоту здания колонным портиком с венчающими его фронтоном. По сторонам здание дополнено галереями завершенными небольшими флигелями
-наиболее известная вилла- Вилла Ротонда не имеет боковых галерей(искл)

Дж. Виньола(1807-1873гг.) – написал трактат «правило 5ти ордеров архитектуры»(1862)
-стремление к торжественности, монументальности, сложным пространственным решениям
-1555г-овальный в плане костел Сант-Андреа в Риме
-вилла-дворец Фарнезе в Капрароло: двухярусная система с исп во втором ярусе соединительных валют-новый принцип организации главного фасада
-деятельность Виньолы стала предверием возникновения стиля барокко в Европе.


11 Искусство Возрождения в Германии.
-живопись
-графика
-более сильная связь с готическими традициями в отличие от Италии
Альберт Дюрер «автопортрет»
этюды, гравюры: гр. «Адам и Ева», гр. «страсти Христовы» «распятие» , гр. «Меланхолия»
Матие Нитхард «Распятие»
Лукас Кранах Старший- выдающийся портретист, мастер мифологических и религиозных сцен
«Мадонна под яблоней», «Венера и Амур», «женский портрет»
- в архитектуру ренессансные влияниыя приходят с запозданием
-широкое строительство и реставрация культовых сооружений замирают
-развитие светской архитектуры
-в декоративном убранстве сочетаются позднеготические конструкции и ренесанснные формы и орнаменты
-неравномерное развитие иск-ва по отдельным видам и территориям
-на протяжении всей эпохи сохраняют высокий уровень произведения немецких мастеров декоративно-прикладного искусства –виртуозов обработки дерева, кости и др. материалов

12 Искусство Возрождения в Нидерландах.
Нидерланды- одна из самых богатых и передовых стран
- формирование ренессансной культуры протекало медленее чем в Италии
- компромисс между старым и новым
-гл. центры развития нового искусства Фландрия и Брабанто
Робер Компеи «Диптих»
Рогир Ван Ден Вейден «Св.лука, рисующий мадонну»
Иероним Босх «страшный суд» «несение Христа»
Питер Брейгель Старший
«Детские Игры», «крестьянская свадьба» «Калеки»
Дирх Якобс «гр. Портрет гильдии амстердамских стрелков»
-искусство приобрело более демократический характер, чем итальянское
-сильные черты фольклора, фантастические, гротеска, острой сатиры
-глубокое чувство национального своеобразия жизни, народных форм культуры, быта нравов.
-отображение соц. контрастов в жизни различных слоев общества
-критические тенденции
-экспрессивный, иногда трагический гротеск
-устойчивость среднивиковых традиций
-интуиция заменила научный подход
-реализм достигался путем острого непосредственного наблюдения конкретных явлений
-Н.В. не пришло к утверждению господства образа совершенного человека – человек неотъемлимая часть мироздания
-реалистическое видение мира
-утв-е худ. Ценности действительности такой какая она есть
-в человеке интересна сфера обыденной и духовной жизни
-неравномерное распределение новых требований
-главное средство худ. выразительности- колорит
-внимание к деталям, фактурам, свету

13 Творчество Иеронима Босха.
-многофигурные композиции
-картины на темы народных поговорок, пословиц и притч.
-изощренная средневековая фантастика
-магический демонический мир аллегорий
-критический взгляд
-морализм
-гротеск
-реалистические новшества
-сочетание новаторства и традиций
-«семь смертных грехов»
-нравоучительность
-«корабль дураков»
-гротескное уродство
-сатира
-символичность
-Сюжеты из жизни Христа, святых, противостоящих порокам
-«Жизнеописание св Антония»
-Несение креста
-«Страшный суд»
-яркая достоверность
-изображение движения души человека

14 Творчество Альбрехта Дюрера (1471 1528)
-обобщенные реалистические искания предшественников в целостную систему худ. воззрений.
-начало нового этапа развития Немецкого искусства
-влечение к идеальной гармоничной красоте мира
-стремление найти путь к пониманию рациональных законов природы
-глубоко национальные типические образы людей своей страны
-убеждение:живая натура не может уложиться в классические формулы
-обилие контрастов
-рассудочность+чувства
-тяга к монументальному, привязанность к деталям
отражение трагизма соц. кризисов
-природа стала главным учителем
-искусство - как одна из форм познания
-интерес к природе
-первый рисовал обнаженное тело с натуры
-пейзажные акварели
животные, цветы, драпировки
-безупречно-точные рисунки проникнуты трогательно-любовным отношением к подробностям
-изучал математику, перспективу, анатомию
-ряд научных трактатов
-закладывал основы немецкого пейзажа
«автопортрет», гр.«Адам и Ева», гр. «Страсти Христовы. распятие.», гр. «Меланхолия»
-преобразовал библейские сюжеты
-расширил тематику графики (литературные сюжеты, бытовые сюжеты, образы крестьян, горожан, рыцарей, бюргеров)
-серия гравюр на дереве из 16 листов на тему Апокалипсиса
1500г.- перелом
пафос и драматургия сменяются уравновешенностью и гармонией
-лирические переживания
-творчество Дюрера опередило ведущие направления искусства немецкого возрождения
-большое влияние на современных ему художников

15 Творчество Лукаса Кранаха (1472-1553)
-основатель «Дунайской» школы живописи
-«каждое лицо, изображенное Кронархом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит что-то мистическое
-контрастные цветовые решения
-нарочное подчеркивание центральной фигуры
-выбеленные светлые тела на затемнённом фоне
-множество изображений обнаженной женской фигуры
-со временем в позах начинает преобладать жеманность, в движениях – неестественность и вычурность, лицо становится однообразными
«Суд Париса»
-портреты (в глаза бросаются пёстрая декоративность портретов)
-по сравнению с мужскими портретами, женские слабее и однообразнее, преобладает некий общий тип: миловидное лицо, заостренный подбородок, несколько раскосые глаза
-герб – крылатый дракон
- гравюры (в основном ксилография)
-разнообразный жанровый диапазон


16 Творчество Питера Брейгеля Старшего.1525-1569гг
-прозвище «мужицкий»
-единство природы и плодоносящей природы
-демонстрация современной ему жизни, напряженности предреволюционной поры
-национальный характер народа (в первую очередь крестьянства)
-праздничное мироощущние
-кипучая жизнь фламанских городов и деревень
-остро видел соц. противоречия, контрасты своего времени
-красота жизни – в неустанной трудовой деятельности народа
«Детские игры», «крестьянская свадьба», «калеки», «Вавилонская башня»
-главная тема - деревенская жизнь
-выразительность образов
-глубокая связь с эпохой
-образный язык фольклора, обращение к народной фантастике и традициям библейским сюжетам
-освобождение от церковной догматики
«битва масленицы и поста»
-каждая фигура получает смысл лишь в связи с другими
-ирония и сатира на современное ему общ-во
-пристрастия к показу гротескного, уродливого
-скрытая любовь к человечеству
-резкие упрощенные формы
-гипербола характерных черт предмета
-интенсивные плотные цветовые пятна на светлом\коричневом фоне(колористические контрасты)
-ощущение глубины достигается с помощью бледных смешанных тонов пейзажа на дельнем плане, богатых тёплыми и мягкими переходами
-пейзажи контрастируют с с пёстрой мозайкой человеческих фигур
годы творческой зрелости (условия нарастающей революционной ситуации)
-массивные фигуры, сгорбленные спины, грубая одежда,одутловатые тупые лица
-еще больший гротеск
-проблема места человека в мире
-поздние работы отмечены мрачным раздумьем
-более глубокое проникновение во внутренний мир человека
-усиление психологизма
-глубокие социально-философские смыслы
«слепые»
-катастрофа контрастирует с безмятежным пейзажем
-равершил искания нидерландских живописцев 15-16 столетий

17 Болонский академизм. Творчество братьев Карраччи, Доменикино, Гвидо Рени.
Братья Карроччи
«оплакивание Христа»
-опровержение условности маньеризма
-новый поворот к натуре и назначению
-новый способ изображения
-копирование
-открытый подход к трактовке форм
-направление нового классицизма
-Б.А. братьев Карраччи- предшественница европейских худ. Академий, эклитичность тв-ва болонцев, анализ источников хцд. Заимствований Б.А.: Рафаэль, Тициан, Корреджо,Микеланджелло
Представители:
-Аннибалле и Агостино Карроччи
-Гверчино
-Гвидо Рени
-Доменикино
БР Карроччи
«Оплакивание Христа»
-убедительное воздействие на зрителя
-вовлечение верующего в изображение собития
-интерес к сюжетам повседневной жизни
-мифологические и любовные сюжеты
-квадратура и рисованная архитектура
-оживление классической культуры
-убеждающая сила образов
Доменикино
«Адам и Ева»
-более выраженные ччерты классицизма
-учитель и любимый мастер Пуссена
-фресковые циклы
Гвидо Рени
«распятие святого Петра»
-ведущая фигура академического направления в Риме
-возглавил Б.А. после смерти Людовико К.
-утонченный и условный стиль
-локальный колорит
-плоская барельефность
-ясная уравновешенность в композиции
-изысканная игра ритмов и линий
-наивысшие достижения в пейзажах


18 Творчество Караваджо (Микеланджело Меризи). Понятие о караваджизме.
-Караваржеский люмнизм
- Религиозность без прикрас
- Внимание к повседневности
- Жесткий реализм
«Корзина с фруктами»
- Резкая светотень – драматизм
- Выразительный контраст. «Распятие св.Петра», «Смерть Марии»
- Опровержение ортодоксальной религиозности «Мадонна с чётками»
- Трагическая окраска
Н.Течение – Караваджизм
- Реализм
- Натурализм
- Землистые оттенки
- Нат. Естественные цвета
- Специфическое освещ-е «Юноша с лютней»
Кар-м
- Глубокие тени
- Освещ-е выхватывает из тьмы только самое важное

Билет 19. Архитектура барокко в Италии, Лоренцо Бернини. Франческо Барромини.
Изначально: ошибочный и напыщенный вкус > крит.переоценка > , барокко – краяняя точка, неотъемлемая от самой жизни искусства, как противоположность – равная по достоинству понятию классического (Г.Вёльфлин)
Особенности:
- Кроматические и светотеневые эффекты
- Динамика
- Богатство декора
- Разнообразие материалов, иллюзионистическая сценогрфия с перспективой и рисованной архитектурой
- Живопись и скульптура внедрены в пространство как потенциал его вменяемости
- Свет – принципиально важный элемент, воспламеняет пафосом все элементы структуры
Архитектура:
- Объемные элементы
- Сложная геометрия
- Декорирование сводов
Джовани Лоренцо Бернини
- Работал при 8 Папах
- Проект главного алтаря в Соборе св. Петра
- Главный архитектор Соборе св. Петра и Палаццо Берберини.
- Колоннада и площадь перед Собором св. Петра
- Церковь Сант Андреа
- Палаццо Киржи
Франческо Барромини
- Пространство как арена противоборствующих сил
- Деформирует геометрическую фигуру эллипса
- Сложный звездчатый план-
Сант-Иво а Ла Сапиенца
- Фасад Сан-Карло
- Создание школы по пространственной концепции Б. после его смерти
Архитектура:
- Пространственный размах
- Парадная пышность декора
- Гибкая динамика форм
- Смелые перспективные эффекты
- Целостный синтез искусств
- Виртуозное исполнение мощных колоннад, контрастов выпуклых и вогнутых форм
- Напряженное равновесия всех частей здания

Билет 20. Скульптура итальянского барокко на примере творчества Лоренцо Бернини
- Техническая виртуозность
- Сопоставление с эллинистическим натурализмом. Фонтан «4 реки»
- Мраморные группы. «Аполлон и Да---на»
- Очарование подвижным и ускользающим обликом предметов в пространстве, а не их реальностью как таковой. Балдахин в Соборе св. Петра (на грани скульптура с арх-рой)
- Надгробные памятники (Александр VII, Урбан VIII)
- Безостановочная смена ракурсов. Ск.группа «Экстаз Св.Терезы», «Истина, обнажаемая временем»
- Серия мраморных бюстов
- Живописное сочетание различных материалов (раскраска, позолота, световые эффекты)
- Натуралистическая имитация блеска и мягкости кожи, фактуры тканей
- Текучая стремительность движений
- Сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувствуееностью
- Драматизм и душевное волнение – совершенный образец барочного духа в ск-ре
- Утонченность > параллель с работами Микеланджело и античной пластикой
- Психологическая острота
- Бравурная декоративная пышность
- Аллегоричность

Испанская живопись 17 века.

Испанская живопись XVII века, Живопись испанского Золотого века, эпохи барокко — эпоха наивысшего расцвета испанского изобразительного искусства.

Характерные черты

-преобладание остроты наблюдения натуры над художественным воображением

-концентрация внимания на человеке, с исключением других пластов восприятия реальности (это вело к слабому развитию пейзажа и своеобразному, внесюжетному развитию бытового жанра).

-Изображение человека при этом ограничивалось, по большей части, религиозной тематикой, и единственным светским жанром, который поощрялся, был портрет.

Важным фактором формирования испанского искусства была идеология. В этот период в Испании действовало огромное количество монашеских орденов, имевших большую материальную и духовную власть. Именно они выступали основными заказчиками произведений искусства. Кроме того, в 1-й пол. XVII века было слабо развито ремесло фрески, и замещать её при украшении храмов приходилось станковой живописью.

Период становления испанской живописи — это конец 16 - 1-я четверть 17-го века, когда активно развиваются местные школы (Севилья, Валенсия, проч.), а также на испанскую почву проникают и активно адаптируются приемы караваджизма.

Жесткое, строгое воплощение получил стиль Барокко в Испании. К тому времени Испания переживала свой “Золотой век” в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке. Это первая страна с законченной формой абсолютной монархии с господствующим классом - земельной аристократией.

Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного.

Это время выдвинуло таких известных художников как Д.Веласкеса, Ф.Сурбарана и Х.Рибера.

Франческо Сурбаран (1598-1664) - “Отрочество Богоматери”, “Младенец Христос”. Главное в его картинах - ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.

Хусепе Рибера (1591-1652). Основные сюжеты его картин - мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них - истинно испанская народная гордость. Например, “Хромоножка”, “Святая Инесса”, “Апостол Яков-старший”.

Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из “стен” храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599-1660) - великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес - великий полифонист живописи.

“Завтрак”, “Портрет Оливареса “, “Шут”, “Сдача Бреды” (“Колья”), “Пряхи”.

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры.


Творчество Диего Веласкеса.

Севильский период

Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon — трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки: «Завтрак[en]» (ок. 1617—1618), «Старая кухарка[en]» (ок. 1620), «Завтрак двух юношей» (1618), «Водонос[en]» (ок. 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Непорочное зачатие» (1618), «Христос в доме Марфы и Марии[en]» (1618), «Поклонение волхвов[en]» (1619).

В этих работах ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье, и долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью.

Придворный живописец

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха[en]», 1628—1629; «Кузница Вулкана[en]», 1630), а также историческим — «Сдача Бреды» (1634). К этому же времени относится большая часть дошедших до наших дней парадных портретов короля и членов королевской семьи и несколько картин на религиозные темы. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль.

Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (портреты инфант Марии Терезы, 1653—1659 и Маргариты Австрийской, 1552—1659; короля Филиппа IV, 1655—1656).

Именно жизнь при дворе научила художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета и высокомерия, что повлияло на формирование Веласкеса как портретиста. Его портреты необычайно реалистичны и естественны.

1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию "Венера перед своим зеркалом", пейзажи "Вилла Медичи", композиции "Менины" и "Пряхи". Придворная карьера Веласкеса развивалась параллельно с ростом его творческого мастерства. Художник был удостоен многих званий и наград при дворе Филиппа IV, ему было пожаловано звание кавалера ордена Сантьяго – одного из высших орденов Испании, личное дворянство. Он был избран членом Римской академии Св. Луки и общества виртуозов Пантеона.

Умер Диего Веласкес в 1660г.


Наши рекомендации