Философия позднего Возрождения

Особенности III периода - возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании.

Основная причина - открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается внезаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве. Поэтому:

• усиливаются позиции пантеизма;

• набирают силу материалистические тенденции;

• проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея.

Джордано Бруно (1548 - 1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда - Ноланец), в семье обедневшего дворянина. В 1566 -1575 годах обучался в монастырской школе, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно оставил монастырь. Преподавая философию в университетах Франции, Англии, Германии, он резко выступает против схоластики. За свои взгляды более 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года - сожжен на костре.

Теоретические интересы Д. Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, изложенных в основных произведениях: «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах», «О монаде, числе и фигуре» и др.

Суть учения.

Во-первых, цель философии - познание природы.

Во-вторых, божественное и природное, материальное и идеальное, телесное и духовное, рациональное и чувственное, космическое и земное находятся в диалектическом единстве.

В-третьих, проблема соотношения природы и Бога решается с позиции пантеизма, выраженного в более законченной форме:

Развивая гносеологические идеи Бруно:

1) решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов «низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»;

2) цель познания - получение определенных знаний;

3) процесс постижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума:

Мишель де Монтень (1533—1592) был мэром г. Бордо во Франции, довольно состоятельным дворянином, другом короля Генриха IV. В своей единственной большой работе «Опыты» Монтень выделяет в качестве основной проблему человека, рассматривая мораль, познание, место человека в мире, проблему смерти и достойной жизни и т.д.

Монтень часто прибегает к авторитету античных мыслителей, свободно и часто их цитирует, но характер ссылок говорит, что слепого преклонения Монтень не испытывает ни перед античными мудрецами, ни перед современными мыслителями. Главный авторитет для него —разум человека. Все, что относится к природе, — дело разума, все, что относится к религии, — дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Разум, впрочем, не всемогущ. Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. В чем же состоит добродетель? Как прожить жизнь достойно? Добродетель Монтень видит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть неизбежна. Бессмертие души проблематично. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.

Эмпиризм Нового времени

В центре внимания философии Нового времени - теория познания (гносеология}. Философии Нового времени был присущ ряд особенностей.

Во-первых, выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (крупные философы являются одновременно крупными учеными).

Во вторых, полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета разума.

В-третьих, развитие наук и философии ( которая должна изучать мышление человека, его законы и найти такой метод, который будет применим ко всем наукам ) направлены на подчинение Природы человеку.

При исследовании различных путей познания оформились два основных течения - эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.

Френсис Бэкон (1561 - 1626) - видный английский политический деятель и философ, основоположник эмпиризма. Знаменитость ему принесло учение о науке и ее методах, которое он изложил в главном труде -«Новый Органон» (1620)

1. Цель научного знания - принесение пользы человеку. Общая задача всех наук - увеличение власти над природой.

«Природа побеждается только подчинением ей», следованием ее законам. Девиз Бэкона «Знания - сила», но только, если они истинны. «Мы столько можем, - повторял он, - сколько знаем».

2. Чтобы природу поставить на службу человеку, необходимо в корне изменить методы исследования ее законов.

3. Основной метод - специально продуманный и хорошо организованный опыт, эксперимент; он - основа знания.

Опыт может быть двух видов:

• плодоносный - непосредственно приносит пользу человеку;

• светоносный - указывает путь познания глубоких связей природы, вскрывают законы явлений.

4. Процесс познания природы должен двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям, обобщениям, т.е. метод индукции_(от лат. Induction - наведение) только индукция, по Бэкону, может «послужить компасом кораблю науки».

5. Свой метод Бэкон сравнивал с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением.

Он выделяет четыре вида таких заблуждений, называя их идолами или призраками.

Идолы рода - самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в разуме человека, обусловлены его наследственной природой. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

Идолы пещеры - каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир («свою пещеру»), который искажает его суждения о явлениях мира. Эти заблуждения вытекают из врожденных свойств индивида, а также его образования, воспитания и т.д.

Идолы площади - это ошибки, порождаемые речевым общением, неправильным употреблением слов. В одни и те же слова люди вкладывают различное содержание, что ведет к заблуждениям.

Идолы театра - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных воззрений различных философских систем, что искажает действительную природу.

Вклад Бэкона в развитие философии:

1. Впервые теоретически обосновал идеал нового типа знания - экспериментально-теоретического естествознания, назначение которого приносить пользу человеку, подчинить ему природу.

2. Сформулировал условие, при котором наука может выполнять это назначение - знание должно быть объективно и нацеленным на отыскание причин.

3. Стал основоположником сциентизма (лат. scientia- наука) - взгляда на науку как на высшую ценность, способную решить все проблемы человека.

Томас Гоббс (1588-1679) - крупнейший английский философ. Главные философские сочинения «Основы философии» и «Левиафан». Основным предметом философии он считает природу, человека и общество.

1. Мир - это единая материальная субстанция: совокупность тел, подчиненных механическому движению.

2. Никакой другой самостоятельно существующей духовной субстанции нет. Следовательно, души нет.

3. Материя вечна, неуничтожима; каждое тело обладает протяженностью и формой, имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Все есть движущая материя. Однако, первопричиной движения Гоббс объявляет Бога.

4. Человек есть механизм, а его жизнедеятельность - чисто механический процесс: сердце это пружина, нервы - нити, суставы - колеса, которые сообщают всей машине движение. Вся человеческая жизнь объясняется на основе полного механизма.

5. Процесс познания совершается путем чувственного восприятия внешнего мира. Внешние чувства являются источником нашего познания, которые перерабатываются умом.

В обществе действуют естественные законы (Гоббс насчитывает 12), но по сути они выражаются в одном Золотом правиле: «не делай другому то, чего ты не пожелал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

Созданная Гоббсом теория государственной власти содержала многие важные теоретико-практические положения. В первую очередь, был сделан вывод, что государство - необходимое условие культуры и общественной жизни: «Вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве -владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность.»

Джон Локк (1632 - 1704) английский философ - последователь Ф. Бэкона и Т. Гоббса. В развитии их учения он поставил перед собой задачу - разработать всеобъемлющую и непротиворечивую теорию познающего человеческого разума с позиции эмпиризма. Эта теория представлена в труде «Опыт о человеческом разуме».

Суть учения.

1. При появлении на свет душа человека есть «чистая доска» (tabula rasa).

2. Знания человек получает из опыта, который складывается из двух источников:

а) ощущений;

б) рефлексии (лат. refleksio - мысль, обращенная на самое себя). Ощущения есть внешний опыт. Рефлексия - внутренний опыт, который формируется из идей, появляющихся в душе от наблюдений за действиями нашего ума. Опыт рефлексии может возникнуть только после ощущений, потому что без них невозможны никакие действия ума. Этот подход к познанию называется сенсуализм - (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), учение, утверждающее, что человеческий разум возник и может функционировать только на основе ощущений.

3. Ощущения являются причиной появления в душе идей. Идеи делятся на:

а) простые;

б) сложные.

4. Из простых идей, благодаря их способности сочетаться, развиваются суждения, воображения, фантазии.

5. Язык - это система знаков, состоящая из чувственных идей. Способствует, когда мы желаем общаться друг с другом, передавать свои знания.

Философия рационализма

Рационализм (от греч. Ratio - разум) - направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Рене Декарт(1596-1650) - выдающийся французский философ и крупнейший математик своего времени - основоположник рационализма.

С юных лет он поставил целью найти способ (критерий) отличить истинное Знание от ложного и на этой основе создать заново философию; для преобразования философии считал необходимым знание математики, поэтому усиленно занимался ею. Он - создатель современной алгебры и аналитической геометрии, автор закона преломления света; сделал ряд открытий в физиологии, психологии, физике.

Основные сочинения Декарта: «Рассуждения о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644). Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика (метафизикой с древности и во времена Декарта называли философскую дисциплину о первых началах всего существующего).

Философия представляет собой систему подобную дереву. Корнем этого дерева является метафизика, стволом - физика (наука о природе), а ветви и крона - остальные науки, которые сводятся к трем главным:

- медицина (обеспечивает здоровье людей);

- механика (дает знания, применяемые в устройстве быта);

- этика (знание об условиях благой и добродетельной жизни). Декарт стремился создать практическую философию, при помощи которой можно сделаться хозяевами и господами природы.

Суть учения.

1. По словам Декарта его философия сводилась к следующим положениям:

а) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам;

б) поэтому надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить вновь добытые или старые, но проверенные разумом;

в) отыскать истину можно, только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом.

Следовательно, Декарт категорически утверждает, что источником истины может быть только разум.

Декарт разработал 4 правила своего метода:

а) принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению;

б) всякий исследуемый вопрос на столько частей разложить, сколько требуется для лучшего его понимания;

в) выстраивать затем из простых элементов стогую последовательность, до самых сложных; г) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей.

3. Декарт абсолютизировал роль дедукции (от лат. deduktio-выведение), т.е. от общего к частному, полагал возможность логическим путем вывести все знания о мире.

4. Сначала надо усомниться абсолютно во всем, потому что:

а) поскольку наши чувства постоянно нас обманывают, следует считать, что внешний мир не существует;

б) человеческий ум тоже формирует образы и настойчивые, и обманчивые;

в) математические понятия тоже бывают ошибочные ;

г) а существую ли я? Отбросить, поставить под сомнение собственное существование невозможно, потому что именно в нас осуществляется акт сомнения. А сомнение - это наша мысль.

Так появляется знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно существую».

Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию существования человека, его телесности, а затем и реальности всего физического мира. Декарт приходит к убеждению о существовании человеческого «Я» (самосознания), которое есть не телесная вещь, а исключительно духовное существо.

6. Человек есть своеобразная телесная машина, внутри которой есть душа, имеющая разум как результат действия первопричины, которой является совершенная субстанция - Бог.

7. Роль Бога сводится только к созданию материи и придания ей первоначального толчка (хаотического движения), а устроение мира и образование Солнечной системы - есть результат действия законов механики (вихреобразные движения).

Поэтому Декарт - дуалист (от лат. dualis- двойственный), т.к. признавал равными два начала: дух и материю.

Учение Декарта получило название «картезианство» (от лат. имени Рене Декарта- Renatus Cartesius).

Бенедикт Спиноза (1632-1677) - великий голландский мыслитель. Родился в Амстердаме в богатой еврейской семье. Еще в юношеском возрасте сформулировал для себя философский вопрос:

- возможно ли истинное человеческое счастье?

- Если да, то в чем оно состоит!

- И как его достичь!

Главные произведения: «О Боге, человеке и его счастье», «Этика» (1675

1. Основу философской системы составляет учение о субстанции (лат. substantia- сущность, то, что лежит в основе). Субстанцией является единая, вечная и бесконечная природа. Двух субстанций быть не может.

2. Субстанция одна, она есть причина самой себя и не нуждается ни в чем другом для своего существования. Такой подход к пониманию мироздания называется монизм (от греч. monos- один, единственный).

3. Творящая природа есть Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза растворяет Бога в природе, что называется пантеизм (от греч. pan- все и theos- Бог).

4. Субстанция – природа - Бог находится в постоянном действии. Способ действия субстанции Спиноза называет атрибутом (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - неотъемлемым ее свойством.

5. Субстанция - бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество. Человек может познать только два: протяженность и мышление.

6. От субстанции необходимо отличать отдельные вещи, предметы, которые конечны и находятся в постоянном изменении. Спиноза их назвал модусами (от лат. modus - свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличии от атрибута).

7. Субстанции присущи вечность и неизменность. Модусам присущи движение и время.

8. Источником существования модусов выступает причина. В мире не существует ничего случайного, каждое следствие имеет свою причину. Случайность исключается. Такая взаимосвязь называется жесткий детерминизм (от лат. determinare - определяю - учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений).

9. Познание человека состоит из трех ступеней:

первая - чувственное познание, которое часто искажает предметы, хотя содержит зерно истины.

вторая - понимание основывается на рассудке и разуме. Эта ступень -единственный источник достоверных истин.

третья - интуиция - фундамент достоверного знания; полученные истины наиболее ясны и достоверны.

Наши рекомендации