Итальянские трактаты 15-16 веков по архитектуре ( Альберти, Сильвио виньоло Палладио)

Альберти «10 книг о зодчестве.» критикует витрувия. Источники: писания предков, древние сооружения, собственный опыт. Противопоставляет триаде польза-прочность-красота свою формулу: необходимость, польза, удовольствие. «вся арх-ра заключается в очертаниях и постройке». Теория ордеров. Потом спорит с витрувием о знаниях, необходимы- живопись и математика. Гармония- источник красоты.

Обращался к античности,теории витрувия, заметил, что теория и практика расходятся, не знал причин – нужно доверять теории.

Филаре́те, Анто́нио25 книг об арх-ре, в жанре романа, более массовый адресат.

Первый по градостроительству! Около 1465 года Филарете завершил свой обширный Трактат об архитектуре (итал. Trattato di architectura). Вскоре после этого он впал в немилость у миланских властей, поскольку критически оценил в своей книге ломбардскую готику.

Большая часть трактата построена в диалогической форме и посвящена детальному описанию идеального города Сфорцинда (назван так в честь миланского покровителя Филарете). Утопический город окружен мощной крепостной стеной, имеет правильную форму звезды и противостоит хаотической средневековой застройке. Башни высятся в вершинах каждого из восьми лучей этой звезды; из центра к ним тянутся проспекты. Город связан с внешним миром через систему каналов. В центре Сфорцинды находится главная площадь с собором. Проект Филарете насыщенастрологическими выкладками. Долгое время трактат циркулировал в рукописи и был напечатан только в 1894 году.

Франчеко ди Джорджио – третий, не столь удачный труд. Из семи книг. Вариация витрувия, все принципы и нормы – изаристотеля, лишнее украшательство именами поэтов. Был больше практиком. Доводит до крайности антропоморфизм Витрувия + дает точные рецепты пропорционирования разных сооружений.

Себастьян Серлио написал девять книг по архитектуре, которые издавались в разное время. В1537 г. Серлио издал «Общие правила для пяти ордеров зданий» (кн.IV) – важнейшую из своих трудов. (рис.6) В 1540 г. он выпустил «Третью книгу о древностях Рима, руинах Италии и вне ее…». Как отмечалось исследователями, С.Серлио, изучая памятники ордерной архитектуры, выделил греческие (дорический, ионический и коринфский) и римские (тосканский и композитный) ордера, стараясь привести их в ясную систему. Он нащупал важность соотношения в ордерах диаметра колон и их высоты. Исследователи выявили, что он вплотную подошел к пониманию ордерной системы как основанной на единообразии измерений. Иллюстрирует! Аксонометрически изображения, планы и разрезы современных итал памятников. Не видел разницы между античностью и современ арх, нет разницы в хронологии, античность как единая константа.

Джакомо да Виньола«Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) первое (итальянское издание) известное нам издание виньоловского трактата, которое большинство исследователей датирует 1562 или 1563 г., опираясь на письмо от 12 июня 1562 г. сына Виньолы Джачинто, пославшего по поручению отца экземпляр "Правила" в Парму герцогу Оттавио Фарнезе, и на привилегию папы Пия IV, правившего с 1559 по 1564 г. Это издание, вышедшее без имени издателя и без указания места и года издания, состоит из 32 гравированных на меди листов со сплошной нумерацией, включая титульный лист (I), папскую привилегию (II) и посвящение с обращением к читателям (III). Все сводит к модулю, максимально упрощает античную арх-ру. Иллюстрации современ произведений, есть и его памятники. Краткость: все сводит к материальной формуле.

Палладио “Четыре книги об архитектуре” (1570) где описал осуществленные и неосуществленные замыслы. Изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия) сделали классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIII вв. “Римские древности» (путеводитель по римским руинам, изученным самим Палладио) и "Комментарии к Юлию Цезарю".

«Четыре книги» посвящены каждая своему покровителю из числа высшей итальянской знати, и рассматривают последовательно предметы:

‑­

Первая книга, не имеющая подзаголовка — основы материаловедения, принципы выбора места постройки и соотнесения её с ландшафтом, основы проектирования и соотношения размеров пяти архитектурных ордеров, о проектировании отдельных элементов — фундаментов, окон, лестниц и т. п. Вторая книга, «в коей содержатся рисунки многих домов, им построенных в городе и вне его, а также рисунки античных домов греков и латинян» посвящена архитектуре жилища Третья книга, «в коей трактуется о дорогах, мостах, площадях, базиликах и ксистах» посвящена инженерному делу и градостроительству Четвёртая книга, «в коей изображаются античные храмы», посвящена преимущественно римским храмам — и языческим (Храм Весты, Храм Марса-Мстителя, Храм Нервы Траяна и других), и христианским (Базилика Константина).



Наши рекомендации