Искусство Италии Позднего Возрождения

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1620-е годы. Италия того времени попала под власть иностранных держав, и только богатая Венецианская республика обеспечила развитие искусства в этом регионе. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями.
Венецианские художники, которые были только живописцами, видели в красочности и цвете основу живописи. В эту эпоху творили Тициан, Веронезе, Тинторетто, Джорджоне.

Джорджоне стал первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции. «Спящая Венера» — наиболее известное произведение Джорджоне, где впервые обнаженная женская фигура была представлена без какого бы то ни было сюжетного действия.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

«Юдифь», «Спящая Венера» (Джорджоне)

Тициан Вечемио Этот художник с огромным творческим потенциалом прошел сложный и драматический жизненный путь, в ходе которого его мировоззрение существенно изменилось. Его первые произведения наполнены шумной и яркой жизнью, в то время как последние произведения полны чувства мрачной тревоги и отчаяния.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

«Венера Урбинская», Даная»,(Тициан)

Паоло Веронезе. обращается к более непосредственному отображению современной ему жизни. Жизнь для Веронезе — праздничное красочное зрелище. Образы наделяются индивидуальной яркостью, подчас портретной неповторимостью.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

«Брак в Кане» «Мадонна семьи Куччина» «Пир в доме Левия» (Веронезе)

Тинторетто.отходит от традиционной трактовки религиозных тем, усиливает жанровую и психологическую выразительность, жизнь воспринимается им в движении.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

«Чудо св.Марка» «Введение Марии во храм» «Тайная вечеря» (Тинторетто)

Архитектура.
Андреа Палладио-великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории.
В своей Базилике он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Вилла Фоскари Вилла Ротонда Базилика (Веченце) Лоджия дель Капитаньо театр Олимпико

Виченцо Скамоцци-последний выдающийся архитектор итальянского ренессанса, самый талантливый ученик Палладио, вошедший в историю архитектуры как «отец классицизма».
Главный труд Скамоцци — «Идея универсальной архитектуры» — В этой работе архитектор отстаивал необходимость выработки единого архитектурного языка.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Сан-Лаззаро-деи-Мендиканти Новые Прокурации в Венеции театр Гонзага в Саббьонетте вилла Молин

Искусство Реализма

С первыми признаками кризиса романтизма в изобразительном искусстве рождается новая тенденция: пристальное внимание к окружающему миру — природе, общественным отношениям, индивидуальным особенностям человека, общества. Так рождается новый реализм, который в разных странах принимает различные формы.


С 1830 по1850 гг. деревня Барбизон, в нескольких километрах от Парижа, становится местом паломничества группы художников. Самыми видными оказались Пенья, Труайон, Дюпре, Руссо и Добиньи. Благодаря Барбизонцам изменилось представление о работе на пленэре. Исчезает принципиальная разница между этюдом, написанным на лоне природы, и картиной, созданной в помещении.

Прочность академических традиций задержала утверж­дение реализма в Италии; тем не менее в областных живо­писных школах и он был пред­ставлен достаточно широко.

Голландский художник Питлоо был пер­вым, кто предложил южноита­льянским художникам отбро­сить театральные условности традиционной живописи и пи­сать под открытым небом, за­печатлевая в набросках самые первые впечатления.

Мастером английской реалистической пейзажной живописи был Джон Констебль. Он стремится точно запечатлеть состояние природы в конкретных атмосферных условиях и в определенное время дня, зачастую записывая на обороте холста дату, час и погоду в момент написания. Он стремился найти совершенство «в первоначальном источнике красоты — в природе».

В России славится Илья Репин, который пишет портреты своих современников: «Толстой за работой», «Мусоргский». Реализм русских художников проникнут мистическим духом, религиозностью и извечной человеческой тоской.

Америка была полностью от­крыта влиянию французского реализма. В творениях масте­ров так называемой Школы ре­ки Гудзон сказывается также воздействие Констебла, его концепции природы как вопло­щения истины и моральных ценностей.

Живопись, распро­страняясь по миру в виде ко­пий формировала вкусы бур­жуазии XIX века. Вкусы эти укоренились в народе вплоть до нашего времени

Билет 4

1)Барокко – (итал. barocco – причудливый, странный, склонный к излишествам) характеристика европейской культуры 17-18 веков, центром которой была Италия. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

В 17 веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество, но она все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Так на территории Италии возникает барокко.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство.

В Италии наиболее яркое воплощение этот стиль нашел в произведениях архитектора и скульптора Бернини, архитектора Борромини, живописца Пьетро да Кортона;

В Испании некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре Хуан Баутиста де Эрреры, в живописи Веласкеса.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.

Караваджо считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ – художник Каналетто.

Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии.

ХудожникиБарокко: Караваджо, Карраччи, Рубенс, Рембрандт, Диего Веласкес, Ян Вермеер,

Архитекторы: Браманте, Микеланджело (купол собора св Петра в Риме), Пьетро да Кортона, Борромини, Карло Мадерна
Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

2)Раннехристианское искусство -период искусства в истории, от возникновения и признания христианства государственной религией в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI—VII веках. Охватывает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Древнейшие памятники христианского искусства находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени. Настроение всей катакомбной живописи – это настроение радости и уверенности.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Первые базилики.Официальное признание христианства потребовало строительства зданий. Ритуал требовал сборища верующих в одном месте, а также жертвы на алтаре. Утверждаются два типа — базилика и ротонда. Пространство базилики прекрасно членится ради разнообразных потребностей паствы, при этом оно лаконичней, чем имперское, так как христианство декларировало умеренность. Эта тенденция ведет к изменению древнеримской архитектуры и превращению ее из архитектуры расчлененных масс в архитектуру организованных и органически слитых плоскостей и объемов.

Крупнейшие базилики эпохи Константина: Базилика святого Петра (не сохранилась), Сан-Джованни ин Латерано(сильно перестраивалась), Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (сгорела и перестроена в 19 веке)и единственная сохранившая первоначальную структуру - Санта-Мария-Маджоре. Их отличительной чертой был возврат к перспективной прямолинейности, акцент на центральную ось.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Санта-Мария-Маджоре

Вопрос

Искусство Этрусков

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу 9-началу 8 в. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко 2 в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Влияние греческого искусства чувствуется почти все время развития этрусской культуры. Но оно сводится к внешнему воздействию, затрагивая главным образом внешние формы.

Архитектураэтрусков была достаточно развита.
Храм в этрусской цивилизации большого значения не имел. С древнейших времен в религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, храмовое строительство началось позднее. Храм строился на высоком основании с низкими колоннами, по своим формам отдаленно напоминал дорический храм.

Этруская живопись тесно связана с погребальной архитектурой. По технике она — разновидность фрески. Тематика — сюжеты из земной жизни покойника: обрядовые сцены, изображения охоты и мифологические сюжеты. Назначение этих изображений предопределяет их натурализм — акцентирование мимики изображаемых персонажей, усиление цветовой насыщенности. Фрески обнаружены в гробницах Вей и Черветери, но крупнейшим центром росписи был город Тарквиния. Большая часть росписей выполнена в технике фрески. На ранних фресках голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас.

Росписи позднего классического периода (6 век до н. э.) отличается сменой сюжетов и техники работы. Показана перспектива, позы продуманны, фигуры умело прописаны. Примером таких росписей служат росписи из гробницы Голини. На смену весёлости приходит меланхолия.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Роспись из гробницы Уток, Вейи Ахилл в засаде у фонтана. Сцена из гробницы Быков. Тарквиния

В VI в. до н. э. появляется влияние архаической ионийской скульптуры. Вулка (единственный известный по имени этрусский скульптор архаики), создал терракотового Аполлона из Вей, который служил наружным украшением храма.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Крылатые кони из терракоты. II век до н.э. Аполлон из Вей

Римская живопись

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

«Свадьба Альдобрандини» (фрагмент)

Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам. Единственные примеры — изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. Живопись для древних являлась средством передачи образов. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и традиции и обращается к греческим образцам.
Копийные работы часто воспроизводились по памяти и с некоторыми отклонениями, что вело к эскизности, беглости в работе и быстроте в исполнении. Например, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев: живописный язык отличается эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации. Живопись основана на противопоставлении пятен, жесты, фон - обобщены, деревья и архитектура — почти символичны.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Скульптура

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Август

Римская скульптура отличалась большим разнообразием, чем живопись. Сначала она испытала большое воздействие со стороны греческой скульптуры, чем способствовало влияние этрусков, а также наличие в Риме греческих мастеров и копий с классических скульптур. Римский скульптурный портрет отличается реализмом от эллинистического и этрусского. Портретные бюсты с I в. до н. э. занимаются не только сходством, но и отражением жизненного пути человека. Небольшая неправильность — чуть большая изогнутость бровей или складка губ — помогает придать портрету вернейшее сходство. Этот прием сохраняется даже в официальных портретах.

Интерес к истории как к последовательному развитию событий заметен уже в период Республики — в барельефах с «непрерывным повествованием» — пример их использования ( рельеф Алтарь Мира ). На рельефах изображено жертвоприношение, торжественная процессия. Фигуры аккуратно расположены параллельными планами, уходящими вглубь: перспектива поставлена на службу символической иерархии. Ритма нет, зато есть интонации.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Колонна Траяна (фрагмент)

Со временем (во время правления Адриана) деградация классического искусства в качестве реакции приводит к усилению антиклассического направления. Усиливается различие между официальным придворным искусством и прочим. В русле адриановского классицизма создавались изысканные портреты Антиноя, медальоны со сценами охоты. Колонна Марка Аврелия построена по образцу Колонны Траяна, на опоясывающей её ленте — перетекающие эпизоды, наполненные жестокостью, грубым реализмом. История развивается рывками, последовательность рассказа не соблюдается, фигуры намечены обобщенно.

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

База колонны Антонина Пия «Антиной с виллы Мондрагоне» Медальоны с арки Константина

Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru Искусство Италии Позднего Возрождения - student2.ru

Рельеф колонны Марка Аврелия Саркофаг, 170 год Колосс из Барлетты — император Гонорий

2 вопрос

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — началаXX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Наши рекомендации