Роль инвестиций в стабилизации экономики России
Варианты стратегического выбора показывают, из каких альтернативных стратегий будущего развития могла бы теоретически выбирать страна (регион, компания), основываясь на оценке своих сильных и слабых сторон и принимая во внимание среду, в которой она действует. Можно выделить три варианта выбора стратегии, которая обеспечила бы успех на мировом рынке:
· упор на преодоление преград и работу с организациями;
· упор на работу с проектами;
· упор на маркетинг.
Очевидно, что следует использовать все три данных подхода.
Проблеме повышения инвестиционной привлекательности российской промышленности уделяется в настоящее время значительное внимание. Однако существующие подходы к решению данной проблемы очень ограничены и предполагают исключительно политическое решение проблемы: необходимо принять «правильные и хорошие законы», которые привлекут потенциальных инвесторов. К сожалению, данная точка зрения на проблему не позволяет использовать опыт экономических регуляторов повышения инвестиционной активности.
Важным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность российской экономики, является правовой режим. Понятие правового режима инвестиционной деятельности включает совокупность характеристик, по которым можно судить об отношении государства к отечественным и иностранным инвесторам. Мировая практика выделяет следующие составляющие правового режима:
Во-первых, он определяется законодательно установленными принципами государственной инвестиционной политики, предусматривающими:
- либо преференциальный подход к деятельности иностранных инвесторов в ущерб отечественным;
- либо подход, основанный на равенстве прав отечественных и зарубежных инвесторов;
- либо подход, дискриминирующий иностранных инвесторов и предлагающий льготный режим для отечественных.
Во-вторых, составною частью правового режима является существующая система законодательства, регламентирующая деятельность инвесторов, включая порядок регистрации инвесторов, легализации капиталовложений, систему налогообложения, таможенный режим и т.п.
Наконец, правовой режим инвестиционной деятельности обусловлен особенностями разрешенных национальным законодательством правовых и организационных форм осуществления такой деятельности инвесторами. Общеправовую основу государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ, составляет система законных и подзаконных актов, содержащих нормы прежде всего гражданского, административного и финансового права.
Гражданский кодекс РФ, определяя основные начала законодательства РФ, установил, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора и т.п. В Кодексе даны определения основных юридических форм, которые могут принимать субъекты хозяйственной деятельности в РФ, в том числе предприятия с иностранными инвестициями. Они включают:
* - Хозяйственные товарищества:
- полное товарищество;
- товарищество на вере;
* - Хозяйственные общества:
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью;
- акционерное общество (открытое и закрытое).
К сфере административно-правового регулирования относят законодательные акты, устанавливающие и закрепляющие механизм правового регулирования преимущественно вертикальных, властно-распорядительных по своему характеру отношений государства с инвесторами. К законодательным актам такого рода можно отнести Законы: “ О государственной пошлине”, “ О естественных монополиях”, “О защите прав потребителей”, а также Указы Президента РФ и Постановления Правительства, регламентирующие, в частности, порядок и процедуру государственной регистрации российских коммерческих организаций, представительств иностранных компаний и др.
К сфере финансово-правового регулирования в связи с осуществлением инвестиционной деятельности в РФ относятся законодательные акты, регулирующие властно-имущественные по своему характеру отношения государства и инвесторов, такие как, например, Законы “ О рынке ценных бумаг”, “ О соглашениях, о разделе продукции”, “ О валютном регулировании и валютном контроле” и др.
Базисным из законодательных актов, регулирующих в РФ собственно инвестиционную деятельность, служит принятый в 1991 году Закон РФ “ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР”, который в совокупности с другими законами призван определять правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории РФ.
Статья 1 Закона определяет инвестиционную деятельность как вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций. В качестве инвестиций Закон рассматривает денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты и займы, интеллектуальные ценности, а также любое другое имущество, или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Объектами инвестиционной деятельности Закон определяет вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах российской экономики, ценные бумаги и целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию и другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Список видов объектов инвестиционной деятельности расширяет Указ Президента от 26 июля 1995 года № 765 “О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в РФ”, который определяет, что инвестиционная деятельность в РФ может осуществляться путем приобретения инвестиционных паев паевых имущественных комплексов без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании паевых инвестиционных фондов. Определяя источники финансирования инвестиционной деятельности, статья 8 Закона устанавливает, что на территории РФ инвестиционная деятельность может осуществляться за счет: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора; заемных финансовых средств инвестора; денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке; инвестиционных ассигнований из бюджетов различных уровней; иностранных инвестиций.
Отдельно оговаривается Законом режим ответственности субъектов инвестиционной деятельности, а также основания прекращения или приостановления инвестиционной деятельности в РФ. Так при несоблюдении требований законодательства РФ и обязательств, предусмотренных в договорах, субъекты инвестиционной деятельности несут имущественную и иную ответственность. С другой стороны, государственные органы всех уровней при неисполнении принятых обязательств несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности. Наконец, статья 17 Закона устанавливает порядок и основания прекращения или приостановления инвестиционной деятельности. Так если инвестиционная деятельность, в нарушение договора. прекращается по инициативе инвестора, то он возмещает другим участникам убытки, в том числе упущенную выгоду. Государственные органы в установленном порядке могут прекратить инвестиционную деятельность в случаях: признания инвестора банкротом, стихийных и иных бедствий и т.п.