Роль мсб в развитии экономики россии

Так же как и в других развитых странах роль малого и среднего бизнеса в экономике России достаточна велика. На фоне общего спада производства и бедственного положения многих крупных отечественных предприятий в начале 90-х годов ХХ века развитие малого и среднего бизнеса спасло страну от массовой безработицы и показало возможности, каким образом за счет малых форм хозяйствования обеспечить экономическую самостоятельность значительной части населения.

Малый и средний бизнес выполняет свою, четко определенную экономическую и социальную роль, основные аспекты которой представлены в таблице.


Экономическая роль малого и среднего бизнеса Социальная роль малого и среднего бизнеса
1) создание рабочих мест 2) внедрение новых товаров и услуг 3) удовлетворение нужд крупных корпораций 4) демонополизация экономики, развитие конкуренции 5) приватизация и создание гибких производственных структур разнообразных форм собственности, развитие хозяйственной инициативы 6) обеспечение специализированными товарами и услугами 1) амортизатор негативных процессов на рынке труда, поскольку приводит к массовому созданию рабочих мест, ослаблению безработицы 2) учитывает экономические, географические, национальные особенности различных регионов РФ 3) способствует образованию дополнительных доходов семьи и повышению уровня жизни собственников 4) поставляет услуги и товары на местный рынок.


Экономическая роль малого бизнеса возрастает в связи с тем, что в последние годы экономика развитых стран переходит от так называемой «индустриальной» экономики к «сервисной» экономике, в которой главным фактором, определяющим успех, является способность удовлетворять запросам потребителей. Стратегия ориентации на потребителя означает, что последний находится в центре внимания предприятия, которое стремится как можно лучше понять тенденции развития предпочтений клиентов.


Дальнейшее развитие данного сектора экономики призвано решить ряд социально-экономических проблем, связанных с:

- созданием условий для обеспечения политической стабильности в обществе;

- формированием рациональной структуры экономики;

- образованием среднего класса;

- смягчением безработицы;

- ростом доходной части бюджетов всех уровней и другие.

По данным Госкомстата России, на 1 января 2000 г. в Российской Федерации действовали 890,6 тыс. малых и средних предприятий. Численность работающих на малых и средних предприятиях составила более 7,5 млн. человек, в том числе порядка 6,5 млн. человек из них работали на постоянной основе. На условиях вторичной занятости малыми и средними предприятиями было привлечено более 1 млн. человек. С учетом работающих по договорам, по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн. человек. Доля работников этого сектора экономики в общей численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики составляет около 13%. За счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности малых и средних предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ, например, в Москве – около 50%.


Сложившаяся отраслевая структура малых и средних предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства, практически не меняется, хотя продолжается дальнейшая сегментация рынков (становится больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг).


Из общего количества субъектов малого предпринимательства наибольшую долю (44,9%) составляют предприятия торговли и общественного питания. Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом. В промышленности насчитывается 15,3% малых и средних предприятий, в строительстве столько же (15,3 %), в науке и научном обслуживании – 4,2 %, в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка – 4,1 %, в транспорте – 2,4 %, в жилищно-коммунальном хозяйстве – 0,6 %, в связи – 0,5 %, в других отраслях экономики – 12,7 %.


В 2000 г. всеми малыми предприятиями было произведено продукции (работ, услуг) в фактических ценах на сумму порядка 430 млрд. руб., что составило около 6,5 % от общего объема произведенной в Российской Федерации продукции (работ, услуг). Самый большой вклад в объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, внесли предприятия промышленности (30,7 %). На предприятия торговли и общественного питания приходится 25,4 %; строительства – 22,9 %; транспорта – 3,3 %; общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка – 3,2 %; науки и научного обслуживания – 2,6 %; других отраслей – 11,9 %.


При этом развитие малого и среднего предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно. Более половины работающих в стране малых и средних предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, более 70 % их расположено в европейской части России, каждое пятое малое и среднее предприятие находится в Москве, каждое восьмое – в Санкт-Петербурге.


Возрос профессионализм многих предпринимателей и менеджеров малых и средних предприятий. Существенно выросло качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же самое можно сказать и о сфере услуг в крупных городах.
Однако чрезвычайно мала доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции. Подавляющее большинство малых предприятий выпускает продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на «грани» либо переходящих в сферу теневой экономики.


С позиций региональных и местных органов власти субъекты малого и среднего бизнеса рассматриваются в следующих аспектах:

- как производители продукции, удовлетворяющей платежеспособный спрос со стороны различных слоев населения и в определенной степени влияющей на качество жизни населения;

- как исполнители государственного (регионального) и муниципального заказов;

- как источник финансирования муниципальных программ (в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов и штрафов);

- как инвесторы, участвующие в реализации региональных и муниципальных инвестиционных проектов, создании организаций смешанных форм собственности, проведении благотворительных акций и т.п.);

- как работодатели, создающие рабочие места, в т.ч. для инвалидов, матерей-одиночек и других представителей социально незащищенных слоев населения;

- как участники решения острых социально-бытовых проблем населения, в том числе в вопросах выплаты зарплаты, создания и содержания собственной социальной инфраструктуры и др.;

- как потребители ресурсов (природных, материальных, энергетических, трудовых и иных ресурсов территории);

- как потенциальные источники экологического, финансового, социального или иного ущерба для территории.

Таким образом, социально-экономическая роль малого и среднего бизнеса заключается, прежде всего, в возможностях занятости трудоспособного населения, более низкой стоимости создания нового рабочего места по сравнению с крупным бизнесом, особой роли в инновационном развитии экономики.


Кроме того, преобладание крупного бизнеса в России привело к снижению конкуренции и неравному распределению доходов. На этом фоне малый и средний бизнес является важной силой, которая обеспечивает занятость, активизирует состязательность, использует незанятые крупным бизнесом ниши на различных рынках (внешних и внутренних), приводит к техническому совершенствованию. Все это вместе взятое стимулирует экономическое развитие. Как отмечают исследователи малого бизнеса, «... малые предприятия обладают большей восприимчивостью к техническим новинкам, чем крупные производственные структуры ... структурные изменения, технологический прогресс в малом предпринимательстве как минимум в полтора раза эффективнее … стоимость создания рабочих мест в 1,5-2 раза дешевле, чем в любой другой сфере экономики».


Однако, обладая определенными преимуществами, малый и средний бизнес является очень зависимым от общеэкономической ситуации и крупного бизнеса. Именно поэтому и необходимо принимать меры по его государственной поддержке.


При принятии решения о государственной поддержке малого и среднего бизнеса определяющее влияние на принятие решения, в первую очередь, оказывают социально-политические мотивы, а не просто экономическая эффективность. Но, что следует отметить, государственная поддержка не спасает от неустойчивости состояния малого предпринимательства. Даже в условиях развитой рыночной экономики малый и средний бизнес, как правило, с большими потерями проходит периоды экономических и финансовых кризисов, многие предприятия оказываются банкротами. При этом в некоторых ведущих странах уровень банкротства малых и средних предприятий используется для оценки степени стабильности экономики.


Следует отметить, что при всей значимости малого и среднего бизнеса в решении проблем, с которыми сталкивается современная Россия, его роль в экономики страны не следует преувеличивать.


Несмотря на мнение, усиленно пропагандируемое представителями экономического блока в Правительстве РФ, что возрождение России будет происходить в первую очередь за счет развития малого бизнеса (малого частного предпринимательства), который трактуется ни много, ни мало как «... единственная альтернатива массовой стихии корысти, зависти и разрушения, нарастающей в стране», крупные промышленные предприятия незаменимы в обеспечении экономического роста.


Отметим, что центром экономического роста, начиная с последней четверти XIX века, и по сегодняшний день во всех ведущих странах мира были и остаются капитало- и наукоемкие отрасли, такие, как нефтяная, химическая промышленность, металлургия, автомобилестроение, электротехника, электроника. В этих отраслях экономическое развитие определяют сравнительно небольшое число мощных компаний.


Это характерно и для нашей страны. В России также небольшое число крупных предприятий сохраняют ведущие позиции. По данным статистики в России в конце 90-х годов XXI века насчитывалось около 900 тыс. малых предприятий, на которых было занято порядка 15 млн. человек. До 30 млн. человек занималось индивидуальным предпринимательством. Однако, в целом доля малых предприятий в ВВП остается незначительной (например, в США она составляет более 50 %, в России – около 10 %). При этом заметен явный перекос российского малого и среднего бизнеса в сторону торговли (например, доля предприятий, работающих в этой отрасли, увеличилась с 14,2 % в 1996 г. (из источника /30/) до 44,9 % в 2000 г.).


На сегодняшнее время в малом и среднем бизнесе сконцентрировано не более 3 % стоимости основных фондов, объем их работ достиг предела за счет экстенсивного развития, предприятия заняли все привлекательные для них экономические ниши.


Таким образом, дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в России возможно только вслед за крупным бизнесом, как локомотивом промышленного развития. Сам по себе или взамен крупного бизнеса малый и средний бизнес двинуть экономику вперед не может. Это основная причина, по которой поддержка малого и среднего бизнеса в России в отрыве от промышленного развития страны оказалась неэффективной. И именно по этой причине развитие малого и среднего бизнеса в начале перестройки происходила лавинообразно. В числе других причин - опора на крупный бизнес. Как только крупный бизнес потерял свои объемы, малые предприятия не смогли заменить крупные фирмы.


Следует отметить, что в настоящее время сильное давление рынка ощущают не только предприятия малого и среднего бизнеса, но и крупные. Это заставляет последних формировать принципиально новые партнерские отношения с малым и средним бизнесом, что необходимо учитывать при организации и реализации государственной поддержки малого предпринимательства.

Наши рекомендации