Данная генералу Ермолову 1 о целях и задачах его посольства в Иране.
(Санкт-Петербург, 29 июля 1816 г.)
Поскольку, помимо Гюлистанского договора, главнокомандующий русскими войсками Н.Ф. Ртищев подписал еще так называемый «сепаратный акт», предоставлявший шаху право обратиться к русскому императору с просьбой о возвращении Ирану части утраченных земель, и в Петербург с этой целью прибыло посольство Абдул-Хасан-хана, царское правительство в ответ приняло решение направить в Иран чрезвычайное посольство во главе с генералом Ермоловым. Как явствует из инструкции Александра I, царское правительство стремилось связать вопрос о возможности пересмотра границы с Ираном с решением ряда других проблем русско-иранских отношений. Ермолову было поручено добиться нейтралитета Ирана в войнах России с Турцией, устранения английского влияния в Иране и согласия шахского правительства на учреждение русских консульств в Энзели и Астробаде. Посольству Ермолова не удалось достигнуть положительных результатов из-за недружелюбного приема, оказанного иранским правительством, которое, надеясь на английскую поддержку, обусловленную договором 1814 г., начало готовиться к новой войне с Россией.
Ермолов А.П. (1772-1861 гг.) – известный русский генерал, участник персидского похода 1796 г., войн с Наполеоном 1805-1807, 1812-1813 гг., с 1816 г. – главнокомандующий на Кавказе и одновременно чрезвычайный и полномочный посол в Персии.
Желая изъявить мое внимание к тому усердию, с каким служили вы в продолжение минувшей войны1, и зная отличные ваши способности, я назначил вас в качестве чрезвычайного и полномочного посла ко двору шаха Персидского.
...Главная цель персидского двора в сем случае состояла в том, чтобы просить о возвращении земель, уступленных нам от Персии... Все желания персидского двора в полной мере удовлетворились бы, если бы из числа приобретенных нами земель мы уступили обратно ханства Талышинское, Карабагское и Ганджинское... Дабы не подать даже повода к подозрению, что мы имеем честолюбивые виды насчет Персии, я решился, не отвергая вдруг сих домогательств, принять в соображение, нельзя ли в самом деле уступить Персии какие-либо земли, в удержании коих нет для нас совершенной необходимости, но за то получив другие выгоды и сим образом найти средство к удовлетворению сей державы без ущерба пользы собственной; вообще я положил обратные с нашей стороны уступки в Талышинском и Карабагском ханствах, а также меру моей снисходительности при утверждении нового разграничения распорядить в соразмеренности с тем, чего можно будет ожидать от Персии в иных отношениях.
Требования мои будут состоять, во-первых, в коммерческих выгодах; ...Если бы можно было снискать позволение завести в Зензелях2, особливо же в Астрабаде, торговые конторы..., то сие принесло бы важную пользу для астраханской торговли; ... С Персиею полезно бы было заключить одно только постановление, и именно такое, по которому она со своей стороны обязалась бы наблюдать наистрожайший нейтралитет, а Россия во взаимство того равномерно обязалась бы оставаться совершенно нейтральною во всех войнах, кои Персия вести будет с сопредельными или иными государствами.
...[Русско-персидские] связи могли бы также ослабить вес английского там влияния. Из всех европейских держав Англия паче всех других старалась как можно больше сближаться с персидским правительством и... она успела усилить свое влияние до такой степени, что оно распространяется на все части внутреннего управления. Сколь ни тесны мои сношения с великобританским правительством, я не могу однако же равнодушно видеть, чтобы власть его усилилась в соседственном со мною государстве, о котором по необходимости я должен стараться, чтобы оно не было подвержено постороннему европейских держав влиянию. Англия естественно должна желать, чтобы все виды и помышления персидского правительства были обращены к северу и будет возбуждать в нем против нас подозрения, дабы отвлечь его внимание от юга. Меня не занимают замыслы, чтобы посредством Персии потрясти власть англичан в Индии, и, следовательно, я неоспоримо имею право стараться всеми мерами, дабы остановить действие такой системы, которая со временем легко обратиться может и к той цели, чтобы вредить моим владениям за Кавказом... Все сии сведения ясно покажут вам, сколь нужно остановить перевес английского влияния в Персии, ослабляя оное неприметным образом и наконец вовсе истребить его...
1 Имеется в виду Отечественная война 1812 г.
2 Пехлеви (Энзели, Занзели) – город на севере Ирана, порт на Каспийском море.