Оттоманской империей и Великобританией
(Балта-Лиман, около Константинополя, 16 августа 1838 г.)
Англо-турецкий торговый договор 1838 г., подписанный английским послом в Турции Л.С. Понсоби и великим визирем Мустафой Решидом, свидетельствовал о стремлении Англии воспользоваться ослаблением Османской империи в результате турецко-египетской войны 1831-1833 гг. для завоевания турецкого рынка. Английское правительство придавало большое значение договору, продолжая даже после подписания его уточнять и конкретизировать формулировки отдельных статей.
Договор не только закреплял низкие таможенные пошлины, но и запрещал правительственные монополии, являвшиеся единственным средством защиты турецкой экономики. Заключая договор, английское правительство, помимо непосредственной задачи получения торговых привилегий, преследовало и другие, политические цели: развязать конфликт между турецким султаном и египетским пашой (который, как и рассчитывало британское правительство, отказался признать договор) с тем чтобы, «поддержав» Турцию против Египта, не допустить создания самостоятельного египетского государства, к захвату которого Англия уже давно стремилась. В инструкции Пальмерстона виконту Боваль, написанной вскоре после начала второй турецко-египетской войны 1839-1841 гг., откровенно сформулирована позиция Англии и намечены условия решения египетского вопроса, осуществленные двумя годами позже на конференции в Лондоне.
Катастрофическое поражение Турции в войне с Египтом вызвало в Европе и, в частности, в Англии, опасения, что новый султан Абдул-Меджид может принять все требования Мухаммеда-Али. Чтобы предупредить такую возможность, а также воспрепятствовать сепаратному выступлению России в соответствии с условиями Ункяр-Искелесского договора, Пальмерстон и Меттерних выдвинули предложение о коллективном вмешательстве европейских держав.
В результате Порта получила коллективную ноту с требованием воздержаться от переговоров с Мухаммедом-Али и не предпринимать никаких самостоятельных шагов, пока державы не вынесут своего решения. Чтобы уничтожить повод для иностранного вмешательства в дела Османской империи и поставить страну на один уровень с Европой, министр иностранных дел Турции Решид паша составил и опубликовал Хатт-и-шериф, который открыл серию реформ, известных под названием танзимат. Однако танзимат не привел к укреплению независимости Турции.
Ст. 1. Все права, привилегии и льготы, дарованные подданным и кораблям Великобритании существующими капитуляциями договорами, подтверждены снова и навеки, кроме специальных отступлений, указанных в настоящей конвенции; кроме того определено, что все права, привилегии и льготы, которые Блистательная Порта дарует в настоящий момент или сможет дать в будущем кораблям и подданным какой-либо другой державы, будут равно даны подданным и кораблям Великобритании.
Ст. 2. Подданный его британского величества или его агенты могут закупать во всех местностях Оттоманских владений (как для внутреннего пользования, так и для экспорта) все товары без исключения, относящиеся к производству сельскохозяйственной продукции и обрабатывающей промышленности. Блистательная Порта официально обязуется отменить монополии на сельскохозяйственную продукцию или любой другой товар, так же как и специальные разрешения местных губернаторов как на покупку какого-нибудь товара, так и на транспортировку его, и всякая попытка препятствовать подданным его британского величества получить такие льготы от местных губернаторов будет рассматриваться как нарушение договоров.
Ст. 3. Если английский купец или его агент купит товар с целью перепродажи его в Турции для внутреннего потребления, он будет платить при купле-продаже указанного товара те же налоги, которые платят в аналогичных случаях турецкие подданные, занимающиеся внутренней торговлей и пользующиеся наибольшими привилегиями.
Ст. 4. Если какой-либо турецкий товар будет куплен для экспорта, то английский купец или его агент может перевести его, не платя никаких пошлин, в место для погрузки, где он при поступлении товара уплатит установленную пошлину в 9% его стоимости, вместо всяких других внутренних пошлин.
Позже, при экспорте, он уплатит пошлину в 3% согласно тому, как это установлено и осуществляется в настоящее время. Но всякий товар, купленный в погрузочном порту для экспорта, и за который уже уплачена внутренняя пошлина в момент поступления в данный порт, будет оплачен экспортной пошлиной только в 3%...
Ст. 6. Условлено с турецким правительством, что положения, установленные настоящей конвенцией, будут общими для всей Оттоманской империи, как для Европейской Турции, так и для Азиатской, Египта или других Африканских областей, принадлежащих Блистательной Порте, и будут применяться ко всем подданным Оттоманской империи. Турецкое правительство соглашается распространить действие настоящей конвенции на другие иностранные державы1.
1 В том же году был подписан аналогичный франко-турецкий договор.