Министр иностранных дел Пальмерстон послу в Вене Бовалю

О британской политике в отношении Оттоманской империи,

Июня 1839 г.

Лорд Пальмерстон (1784-1865 гг.) – английский государственный деятель. В 1830-1841 и 1846-1851 гг. министр иностранных дел.

Настоящим сообщается, что общий взгляд правительства ее вел. по делу, о котором идет речь1, может быть определен следующим образом:

Вмешательство великих держав в дела, которые по существу являются спором между сувереном и его подданным, оправдывается тем, что этот спор представляет угрозу глубочайшим интересам других держав и всеобщему миру в Европе. Эти интересы и этот мир требуют поддержки Турецкой империи; и поддержка Турецкой империи поэтому является главной их целью. Эта цель не может быть достигнута, если не будет положен конец возможным столкновениям между султаном и Мухаммедом-Али2. Но пока Мухаммед-Али продолжает оккупировать Сирию, опасность такого столкновейия сохраняется. Мухаммед-Али не может удержать Сирию, не содержа там постоянно большие воинские силы. До тех пор пока в Сирии будут находиться египетские [вооруженные] силы, в части Малой Азии, граничащей с Сирией, неизбежно должна быть турецкая армия. В данное время каждая сторона может согласиться сократить эти силы до определенного предела, но нельзя быть уверенным, что спустя некоторое время другая тайно не увеличит численность своих сил; и каждая сторона, несомненно, будет постепенно увеличивать свои собственные силы; и таким образом в недалеком времени все снова вернется к положению вещей, которое существовало в последнее время: мотивы и увлечения, которые ими руководили, будут все еще действовать. Мухаммед-Али или Ибрагим3 все еще желают прибавить большую территорию к своему пашалыку4, султан еще горит желанием изгнать его обратно в Египет. Для правительства ее вел. ясно, что опасность, которой эти дела угрожают миру, не может быть устранена до тех пор пока Мухаммед-Али не возвратит Сирию под непосредственную власть султана, пока он не вернется в Египет и пока Пустыня не ляжет между его силами и властями и войсками и властями султана. Но нельзя ожидать, что Мухаммед-Али согласится на это, если ему не будет предоставлена равноценная компенсация; такой эквивалентной компенсацией может быть наследственное владение его семьей пашалыком Египта. Мухаммед-Али и его потомки получат управление этой провинцией таким же путем, каким некогда получил паша Скутари и его семья; паша останется вассалом Порты, платя умеренную дань, поставляя контингент солдат и подчиняясь, подобно другим пашам, договорам, которые его суверен может заключить. Такое соглашение между сторонами кажется справедливым, потому что, с одной стороны, укрепит султана в борьбе со многими опасностями и затруднениями, которые возникли из-за оккупации пашой в настоящее время Сирии, тогда как, с другой стороны, это обеспечит паше будущее его семьи, свое беспокойство о которой он часто объявляет главной причиной желания достигнуть окончательного и постоянного соглашения.

Правительству ее вел. представляется, что если пять великих держав согласятся с этим планом и предложат его двум сторонам со всем авторитетом, которым пользуются великие державы Европыдакое соглашение будет принято, и благодаря этому решению Европа освободится от большой и грозной опасности.

1 Имеется в виду второй турецко-египетский кризис 1839-1841 гг.

2 Мухаммед-Али (1769-1849 гг.) с 1805 г. полунезависимый правитель Египта, основатель династии Хедивов, позже королей Египта.

3 Ибрагим паша (1789-1848 гг.) – ын Мухаммеда-Али, командовал египетской армией в турецко-египетской войне 1831-1833 и 1839-1841 гг.

4 Пашалык (вилайет) – административная единица (область, губерния), во главе которой находится генерал-губернатор (вали), носивший титул паши.

Коллективная нота дипломатических представителей великих держав Блистательной Порте, 27 июля 1839 г.

Нижеподписавшиеся получили сегодня утром инструкции от своих правительств, во исполнение которых они имеют честь сообщить Блистательной Порте, что соглашение между пятью державами по восточному вопросу достигнуто, и предложить Порте не принимать какого-либо окончательного решения без их согласия и ожидать результатов заинтересованности, которую эти державы испытывают в отношении Порты.

Наши рекомендации