День голосования, период до начала голосования

В день голосования наблюдателю необходимо прибыть на избирательный участок за 30 минут до его открытия (то есть до 8:00 по местному времени), чтобы проконтролировать своевременность его открытия и принять участие в мероприятиях, проводимых до открытия избирательного участка.

После прибытия наблюдателю следует представиться председателю УИК, предъявить направление и паспорт.

В случае отказа в допуске на избирательный участок наблюдатель должен в вежливой форме предупредить председателя УИК об ответственности за нарушение прав наблюдателя. Учитывая, что предварительное уведомление УИК о направлении наблюдателя не требуется, отсутствие указанного уведомления не может являться основанием для отказа в допуске наблюдателя на избирательный участок.

Если наблюдатель намерен участвовать в проведении голосования вне помещения для голосования, ему необходимо уведомить об этом председателя УИК.

Ознакомившись с помещением для голосования, наблюдателю следует выбрать себе такое местонахождение, откуда он может одновременно обозревать места выдачи бюллетеней, кабины и ящики для голосования.

Явившись на участок, не следует относиться к процедурам, проводимым до начала голосования как к чему-то подготовительному, формальному или «разогревочному». Уже на этой стадии возможны фальсификации, которые способны полностью подменить волю избирателей (например, уже до начала голосования в ящиках для голосования могут оказаться заполненные за «нужного» субъекта бюллетени или в кабинах для голосования могут быть выложены карандаши вместо ручек). Именно для недопущения этого в законе заложены строгие требования, соблюдению которых вы и должны способствовать.

Основные требования закона, соблюдение которых должно быть обеспечено участниками избирательного процесса в день голосования в период до начала голосования

Кабины для голосования должны обеспечивать тайну голосования (не иметь прозрачных стен, открытых сторон, щелей, камер и т.п.), в них не должно находиться карандашей, а должны быть ручки либо фломастеры.

Для голосования в помещении для голосования (избирательный участок) используются стационарные ящики для голосования. Для голосования вне помещения для голосования (например, на дому у больных избирателей) используются переносные ящики для голосования. Все эти ящики должны быть опечатаны в присутствии наблюдателей с предоставлением последним возможности удостовериться, что ящики пусты, в них нет двойного дна, приклеенных или замаскированных иным образом бюллетеней.

Неиспользованные открепительные удостоверения (документ, позволяющий голосовать не на участке, к которому избиратель относится по месту жительства. Они могут остаться в УИК ко дню голосования, если за дни, предшествовавшие дню голосования, за ними обратилось меньше избирателей, чем было их заготовлено) должны быть погашены в присутствии наблюдателей с составлением соответствующего акта.

На стену помещения для голосования должна быть вывешена увеличенная копия протокола об итогах голосования (несмотря на то, что до итогов голосования еще целый день впереди).

В помещении для голосования или непосредственно перед ним должен располагаться информационный стенд со сведениями о кандидатах (списках кандидатов), внесенных в избирательные бюллетени, и образцами заполненных бюллетеней. На этом стенде не должны содержаться агитационные материалы, а также образцы заполненных бюллетеней не должны содержать информации о реальных кандидатах (списках кандидатов).

По требованию наблюдателя ему должен быть представлен для ознакомления реестр заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.

При выдаче бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса председатель УИК должен продемонстрировать им и всем наблюдателям наличие всех бюллетеней, полученных им из территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК).

Каждый бюллетень должен иметь в правом верхнем углу подписи двух членов УИК, и оттиск печати УИК.

По требованию наблюдателей УИК должна продемонстрировать им все листы списка избирателей (допускается разделение его на книги), показав, что в них нет записей уже «проголосовавших мертвых душ», а также то, что из списков вычеркнуты избиратели, которым выдано открепительное удостоверение.

При наличии выбывших избирателей (они также вычеркиваются из списка), наблюдателям, по их требованию, УИК должна представить официальные документы, послужившие основанием к вычеркиванию.

ГОЛОСОВАНИЕ

Сама по себе процедура голосования проходит очень просто. Если избиратель проживает на территории данного избирательного участка, то, по предъявлении паспорта, он получает два бюллетеня (один для голосования за кандидата по одномандатному округу, другой – для голосования за партийный список кандидатов) у члена УИК с правом решающего голоса, расписывается в списке избирателей (обычно в части его, называемой «книга»), уходит с бюллетенем в кабину для голосования, проставляет знак в выбранном им квадрате, проходит к стационарному ящику для голосования и опускает бюллетени в него. Если избиратель проживает не на территории данного избирательного участка, то он дополнительно предъявляет открепительное удостоверение, вписывается в продолжение списка (обычно это дополнительная рукописная книга) и получает лишь один бюллетень для голосования за партийный список кандидатов.

Для избирателей, не способных, по уважительным причинам, явиться в помещение для голосования, организуется голосование по месту их нахождения с использованием переносного ящика для голосования. Эта часть избирательного процесса, в части ее документального обеспечения, регламентирована более подробно, чем процедура голосования в помещении для голосования. Дело в том, что у недобросовестных членов УИК может возникнуть искушение «зайти не туда, куда нужно» и наполнить переносной ящик «правильными бюллетенями». Только поэтому законом предусмотрено составление реестра заявок для голосования вне помещения для голосования, подписание избирателем специального письменного заявления, предусмотрен запрет на голосование вне помещения для голосования лицам, не обратившимся в УИК с соответствующим заявлением заблаговременно.

Как следствие, при всей простоте и прозрачности процедуры голосования, не исключены массированные махинации. Например, заранее подготовленный избиратель получит сразу несколько бюллетеней и отметит в них «нужного» субъекта или вообще под видом проживающего на территории данного избирательного участка явится совершенно постороннее лицо и ему выдадут бюллетень, «закрыв глаза» на его паспорт. Поэтому, хоть процедура и может выглядеть рутинно, однообразно и скучно, расслабляться и решать, что вы полностью контролируете происходящее не стоит.

Ни в коем случае не соглашайтесь на предложения выпить или перекусить до окончания подсчета голосов. Вам запрещено вообще употреблять спиртные напитки (даже пиво) – это повод для удаления вас с избирательного участка. Самый распространенный способ фальсификации выборов – отправить наблюдателей перекусить в столовую и в этот момент произвести вброс бюллетеней «за нужных субъектов» в ящики для голосования.

Стремитесь предотвратить вынос избирателями бюллетеней с избирательного участка (само по себе это не незаконно, но может способствовать дальнейшей фальсификации результатов голосования. Поэтому, выявив этот факт, постарайтесь затребовать объяснения для чего это делается).

Наши рекомендации