Теория общественного выбора: отличительные особенности общественного выбора, механизм голосования, свойства механизма голосования, рациональный коллективный выбор, парадокс голосования.

Понятие «изъян государства». Факторы, негативно сказывающиеся на выработке и реализации решений, основанных на общественном выборе. Избиратель – потребитель общественных благ. Феномен рационального неведения избирателей. Голосование как модель коллективного принятия решений. Теорема о невозможности. Роль медианного избирателя. Обмен голосами. Роль групп специальных интересов, роль лоббирования. Понятие

«погоня за рентой».

Изъян государства — это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.

Выделяются четыре группы факторов, негативно сказывающихся на выработке и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой относится ограниченность доступной информации.

Вторая группа факторов - это неспособность государства пол­ностью контролировать реакцию контрагентов на его действия.

Третья группа связана с несовершенствами политического про­цесса.

Четвертая группа факторов касается ограниченности контроля над государственным аппаратом.

Рядовой потребитель общественных благ выражает и защищает свои интересы в качестве избирателя. В демократическом государстве позиция избирателей, вообще говоря, является решающей, подобно тому как рыночная система, в принципе, обеспечивает приоритет запросам потребителей. Известно, однако, что влияние потребителя на производство частных благ в рыночной системе зависит от распределения доходов, а также от наличия монополий и других изъянов рынка.

Ситуации, когда с точки зрения индивидуальных интересов не представляется рациональным предпринимать существенные усилия для получения информации, которая, возможно, способствовала бы более обоснованному общественному выбору. В этом состоит феномен рационального неведения избирателей. При прочих равных условиях оно проявляется тем сильнее, чем больше число участников выбора.

Голосование– достаточно универсальная модель коллективного принятия решений. Весомость каждого голоса, порядок их подачи и способ подведения итогов могут влиять на исход голосования не меньше, чем разброс мнений среди его участников. Какие налоги и бюджетные программы будут одобрены, не в последнюю очередь зависит от процедуры, с помощью которой на основе разнообразных индивидуальных предпочтений определяется точка зрения, получающая признание в качестве позиции всего общества.

Смысл процедуры состоит в том, чтобы, с одной стороны, адекватно выявитьимеющиеся предпочтения, а с другой – по мере возможности их согласовать.

К. Эрроу доказал свою известную теорему о невозможности. Теорема утверждает, что не существует функции общественного выбора, удовлетворяющего одновременно всем четырем требованиям.

Медианный избиратель– это избиратели, голосующие за средние, а не за крайние варианты того или иного общественного проекта, избиратели, находящиеся в середине избирательного спектра.

При голосовании по принципу большинства выбор медианного избирателя будет поддержан большинством избирателей. Этот вывод получил название теоремы медианного избирателя.

Теорема медианного избирателя:при мажоритарном голосовании победит тот вариант, который предпочитает медианный избиратель.

Если предметами общественного выбора становятся варианты решения сразу нескольких самостоятельных вопросов, то может сложиться ситуация, когда участники выбора прибегнут к обмену голосами

С точки зрения экономической теориигруппа специальных интересов– это совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные приращения полезности (положительные или отрицательные).

Одно из направлений влияния групп специальных интересов – лоббирование. Оно представляет собой один из механизмов подготовки и принятия решения по общественным проектам.

Лоббирование– это разъяснение позиции группы специальных интересов, стремление представить ее в наиболее выгодном свете, привлечение на свою сторону общественного мнения, политиков, государственных чиновников.

Погоня за рентой,или стремление получить ренту, – это вложение средств с целью приобретения особых привилегий и получения ренты.

Погоня за рентой – достаточно широкая концепция в теории общественного выбора. Ее основная идея состоит в том, что индивиды стремятся повлиять на выбор в общественном секторе в своих собственных интересах.

Наши рекомендации