Общие основы организации безналичных расчетов
СИСТЕМА ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии.
Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации.
Существовавшая с 1930-х и вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению его плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, которые, в частности, строго регламентировали:
- место платежа - банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);
- время платежа - после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);
- согласие плательщика (акцепт) как основание для платежа;
- источник платежа - собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;
- форму безналичных расчетов, сфера использования которой была заранее предопределена.
Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности покупателя, отрицательного влияния нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.
Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.
Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Названный принцип безналичных расчетов характеризуется тем, что все расчеты предприятий и организаций проводятся через учреждения банков. Важно подчеркнуть, что данный принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четкое законодательное разграничение сфер наличного и безналичного денежного оборота.
Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников.
Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. В положении «О безналичных расчетах» от 9 июля 1992 г. видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Все три названных принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в данном положении.
Однако следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа. Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т. д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений , располагая информацией о степени срочности платежа, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.
Срочный платеж может совершаться :
- до начала торговой операции, т. е. до отгрузки товаров или оказания услуг поставщиком (авансовый платеж);
- немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;
- через определенный срок после завершения торговой операции на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.
На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.
Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения договорного срока.
Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу.
Просроченные платежи возникают при отсутствии денежных средств у плательщика и невозможности получить банковский или коммерческий кредит при наступлении намеченного срока платежа.
Принцип обеспеченности платежа тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа.
Оперативная обеспеченность определяет наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера).
Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации о платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину.
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.
Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных , текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления соответствующих документов.
Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет - расчетный или текущий.
Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.
Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям, состоящим на федеральном, республиканском и местном бюджете. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.
Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка предоставляются следующие документы:
- заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
- документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);
- копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);
- копия устава (нотариально удостоверенная);
- документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);
- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);
- справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;
- справка о постановке предприятия на учет в пенсионный фонд;
- регистрационная карточка статистических органов.
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.
В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных переводов и т.п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента; по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по текущим операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям "Положения о бухгалтерском учете и отчетности", и другие документы, необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания; предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учредительных документов).
Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В частности, в договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету (в определенном проценте от суммы дебетового оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (определенный процент от суммы выдаваемой наличности). В договоре расчетно-кассового обслуживания предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за достоверность документов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за нарушение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке, и т. п.
В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны.