Основы организации безналичных расчетов. Порядок открытия расчетного (текущего) счета в банке.

Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов.

Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.

следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.

Срочный платеж может совершаться:

- до начала торговой операции, т. е. до отгрузки товаров или оказания им услуг (авансовый платеж);

- немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;

- через определенный срок после завершения торговой операции - на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.

Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения договоренного срока.

Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу.

Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа.

Оперативная обеспеченность определяет наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера).

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям, состоящим на федеральном, республиканском и местном бюджетах. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка предоставляются следующие документы:

- заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

- документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

- копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);

- копия устава (нотариально удостоверенная);

- документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);

- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);

- справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;

- справка о постановке предприятия на учет в ПФ;

- регистрационная карточка статистических органов.

Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.

16.Организация межбанковских расчетов.

Межбанковские расчеты — это расчеты, которые осуществляются между банками на основе корреспондентских отношений, то есть договорными отношения между банками об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого.

Корреспондентские отношения между коммерческими банками устанавливаются добровольно, между коммерческими иЦентральным Банком — обязательно.

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов:

1) централизованный – расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета (этот счет выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия), открываемые в ЦБ;

2) децентрализованный – основан на корреспондентских отношениях банков друг с другом.

27. Порядок кассового обслуживания клиентов. КО клиентов банками, осуществление и оформление юр. лицами операций с денежной наличностью осущ-ся на основании «Порядка ведения КО в РФ», утвержденного решением Совета Директоров ЦБ РФ № 40 от 22.09.93.

КО клиентов осущ-ся через кассовый узел банка, в который должны входить следующие помещения: — дневная касса, в которой осущ-ся прием-выдача наличных д.ср. в течение операционного (банковского) дня; — вечерняя касса, куда сдается вечерняя выручка клиентов, а также инкассируемые д.ср.; — касса пересчета; — денежное хранилище; — обменный пункт (только при условии наличия у банка валютной лицензии ЦБ РФ). КО клиента включает в себя след. осн.е операции: — прием наличных д.ср. от клиента и зачисление их на счет клиента; — списание д.ср. со счета клиента и выдача их в форме наличности; — инкассация д.ср. клиента. Для осуществления расчетно-кассового обслуживания, которое бы удовлетворяло и защищало интересы клиентов, банк должен проводить все связанные с ним операции максимально качественно, не задерживать платежи клиентов, по возможности расширять перечень сопутствующих услуг, а также не забывать про возникающие при этом риски и принимать все необходимые меры. На кассового работника распорядительным документом кр.орг. может быть возложено исполнение обязанностей бух. работника в части составления, оформления приходного, расходного кассового документа, составления кассового журнала по приходу 0401704 и кассового журнала по расходу 0401705, журналов учета принятых сумок и порожних сумок 0402301 (далее - журнал 0402301) (приложение 10 к настоящему Положению), справки о принятых сумках и порожних сумках 0402302 (далее - справка 0402302) (приложение 11 к настоящему Положению). При этом в случае осуществления операций по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента должно применяться компьютерное оборудование, в котором установлена система контроля, исключающая единоличный доступ кассового работника к осуществлению операций по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента без распоряжения клиента.


28. Порядок приема наличных денег от клиентов в кассу банка. Операции по приему нал.денег от клиентов осуществляются в кр.орг., стр. подразд. на основании приходных кассовых документов - объявлений на взнос наличными 0402001 (приложение 6 к настоящему Положению), представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления (далее - объявление 0402001), квитанции (далее - квитанция 0402001) и ордера (далее - ордер 0402001); приходных кассовых ордеров 0402008 (приложение 7 к настоящему Положению); препроводительных ведомостей к сумкам 0402300 (приложение 8 к настоящему Положению), представляющих собой комплект документов, состоящий из ведомости (далее - ведомость к сумке 0402300), накладной (далее - накладная к сумке 0402300), квитанции (далее - квитанция к сумке 0402300). Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, кассовые работники, осуществляющие операции с наличными деньгами, снабжаются металлическими шкафами, сейфами, тележками закрытого типа, столами, имеющими индивидуальные секреты замков, или другими устройствами, предназначенными для хранения нал.денег в течение рабочего дня, именными и другими штампами, печатями, пломбами, устройствами для опломбирования, клише. При указании фамилии, инициалов на накладках пачек банкнот, бандеролях корешков, ярлыках к мешкам с монетой, сумкам с наличными деньгами и на документах, составляемых при осуществлении операций с наличными деньгами, должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, кассовыми работниками используются именные штампы.
При осуществлении КО кассовым работникам запрещается: выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам), минуя бух. работников, при отсутствии системы контроля; убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему нал.деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы; хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов нал.деньги; уничтожать, производить гашение сомнительных, имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России, в том числе путем проставления штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту. При приеме нал.денег кассовым работником от коммерческой организации, не являющейся кредитной организацией, наряду с объявлением на взнос наличными 0402001 указанной организацией представляется реестр проведенных операций, предусмотренный нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок ведения КО на территории РФ. При этом сумма, указанная в объявлении на взнос наличными 0402001, должна соответствовать отраженной в реестре проведенных операций общей сумме нал.денег, принятых коммерческой организацией, не являющейся кредитной организацией. Прием нал.денег кассовым работником от физических лиц для зачисления на банковские счета, счета по вкладам (депозитам), для осуществления операции по переводу на территории РФ д.ср. по поручению физического лица без открытия банковского счета в кр.орг., СТР. ПОДРАЗД., в том числе для уплаты коммунальных, налоговых и других платежей, осущ-ся по приходным кассовым ордерам 0402008. Приходный кассовый документ составляется клиентом или бухгалтерским работником кр.орг., стр. подразд. Нал.деньги от клиентов принимаются полистным, поштучным пересчетом. Нал.деньги принимаются кассовым работником таким образом, чтобы клиент мог наблюдать за действиями указанного работника. После приема нал.денег кассовый работник сверяет сумму, указанную в приходном кассовом документе, с суммой нал.денег, оказавшихся при приеме, и при их соответствии подписывает все экземпляры приходного кассового документа. При приеме нал.денег от организации квитанция 0402001 с проставленным оттиском штампа кассы выдается организации для подтверждения приема нал.денег, ордер 0402001 передается бухгалтерскому работнику.

29. Порядок выдачи нал.денег из кассы. Операции по выдаче нал.денег клиентам осуществляются на основании расходных кассовых документов - денежных чеков, расходных кассовых ордеров 0402009 (приложение 9 к настоящему Положению). Количество экземпляров приходных кассовых ордеров 0402008, расходных кассовых ордеров 0402009 определяется кредитной организацией с учетом требований настоящего Положения. В приходных, расходных кассовых документах указываются источники поступлений нал.денег и направления их выдач в соответствии с символами отчетности по форме 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте", предусмотренной Указанием Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ" (в редакции Указания Банка России от 17 февраля 2006 года N 1660-У), зарегистрированным Министерством юстиции РФ 23 января 2004 года N 5488, 23 марта 2006 года N 7613, 18 декабря 2006 года N 8630, 29 марта 2007 года N 9168, 25 июня 2007 года N 9679, 17 сентября 2007 года N 10155, 11 декабря 2007 года N 10669. Кассовые работники, осуществляющие приходные, расходные КО, снабжаются образцами подписей бух. работников, уполномоченных подписывать приходные, расходные кассовые документы, а бухгалтерские работники, осуществляющие оформление приходных, расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников, осуществляющих приходные, расходные КО, за исключением случая, предусмотренного в пункте 2.6 настоящего Положения. Кред.орг., стр. подразд. для выдачи нал.денег клиентам, кассовым, инкассаторским работникам могут упаковывать их в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, кассеты и другие средства для упаковки нал.денег, обеспечивающие сохранность нал.денег и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости. Выдача нал.денег из касс кр.орг., стр. подразд. осущ-ся в упаковке кредитных организаций, стр. подразд. кредитных организаций, учреждений Банка России, организаций, входящих в систему Банка России, или печатных фабрик, монетных дворов федерального государственного унитарного предприятия "Гознак". Выдача нал.денег кр. орг., стр. подразд. может осуществляться за счет текущих поступлений нал.денег в их кассы после обработки нал.денег и отражения принятых сумм в кассовом журнале по приходу 0401704. Ветхие банкноты Банка России, признаки которых установлены в приложении 22 к настоящему Положению, кр.орг., стр. подразд. клиентам не выдаются и сдаются в учреждения Банка России. Передача нал.денег между заведующим кассой и кассовыми работниками осущ-ся сформированными и упакованными пачками банкнот, мешками с монетой, а также отдельными корешками, банкнотами и монетами Банка России. Сумки с нал. деньгами передаются по надписям на ярлыках к сумкам с нал. деньгами с проверкой целости сумок и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к сумкам с наличными деньгами. Передача пачек банкнот, мешков с монетой, сумок с наличными деньгами между заведующим кассой и кассовыми работниками осущ-ся с проставлением подписей указанных работников в книгах 0402124, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. При заполнении книг 0402124 с применением компьютерного оборудования каждая передача нал.денег в течение рабочего дня между кассовыми работниками, а также заведующим кассой и кассовым работником осущ-ся с применением электронных цифровых подписей соответствующих кассовых работников, заведующего кассой с учетом требований Федерального закона "Об электронной цифровой подписи". Организации нал.деньги выдаются по денежному чеку, оформленному этой организацией. Организация предъявляет бухгалтерскому работнику кр.орг., стр. подразд. (за исключением обменного пункта) денежный чек накануне дня или в день получения нал.денег.
Выдача нал.денег физическому лицу осущ-ся по расходному кассовому ордеру 0402009, составленному физическим лицом или бухгалтерским работником кр.орг., стр. подразд. В подтверждение выдачи нал.денег физическому лицу со счета по вкладу по договору банковского вклада бухгалтерским работником производится запись в сберегательной книжке, которая заверяется подписями бух. и кассового работников. Если при открытии счета по вкладу по договору банковского вклада сберегательная книжка не оформлялась, физическому лицу выдается подписанный кассовым работником второй экземпляр расходного кассового ордера 0402009 с проставленным оттиском штампа кассы.

30. Банковский контроль за соблюдением кассовой дисциплины. Проверка кассовой дисциплины осущ-ся по предприятиям и организациям, определенным банком на основании анализа данных об объемах их налично-денежного оборота по расчетным счетам. Кроме того, может учитываться информация, предоставленная банку другими контролирующими органами. План проверок кассовой дисциплины предприятий и организаций - клиентов банка утверждается руководителем банка с учетом того, что проверка кассовой дисциплины предприятия осущ-ся не реже одного раза в два года. Банк обязан контролировать соблюдение кассовой дисциплины по всем своим клиентам-юр. лицам, имеющим по расч. счету оборот нал.д.ср.. Проверка кассовой дисциплины не проводится банком: • по предприятиям (организациям), по счетам которых осуществлялись только операции в безналичном порядке; • по предприятиям (организациям), по счетам которых не осуществлялись операции по внесению, получению нал.денег со своих банковских счетов в течение года, определяемого с даты проведения последней операции по внесению, получению нал.денег; • по предприятиям (организациям), которые подконтрольны другими органами. Например: бюджетные организации (счета которых открыты в органах Федерального казначейства), иностранные представительства, религиозные организации и т.п.

1 этап контроля со стороны банка за соблюдением кассовой дисциплины клиентов является установление лимита остатка кассы. Лимит остатка кассы устанавливается банком предприятию (организации) на основании представляемого в банк «Расчета на установление предприятию лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование нал.денег из выручки, поступающей в его кассу» (форма 0408020) (далее -Расчет по форме 0408020). Лимит устанавливается банком ежегодно. Для этого, обычно, не позднее, чем за один месяц до начала следующего года банк рассылает своим клиентам-юр. лицам письмо-требование о представлении Расчета по форме 0408020. Утвержденный банком лимит, доводится до сведения клиента. При непредставлении в банк Расчета по форме 0408020, клиенту устанавливается нулевой лимит, весь остаток кассы, при, этом считается сверхлимитным. Информация об установлении клиенту нулевого лимита остатка кассы также доводится до сведения клиента в письменном виде.

2 этапом является составление плана проверок контролируемых организаций. План, как правило, составляется в начале года и в него включаются контролируемые предприятия (организации), имеющие открытые счета в данном банке на начало прошлого года за минусом тех предприятий (организаций), которые уже проверены банком в течение прошлого года. Проверка кассовой дисциплины осущ-ся банком на основании кассовых документов клиента, представляемых в банк по запросу. По крупным клиентам с большим денежно-наличным оборотом, а также по договоренности, банком, как правило, проводится выездная проверка кассовой дисциплины.

Период, который может быть охвачен проверкой кассовой дисциплины, не установлен нормативными актами. Поскольку срок привлечения к административной ответственности по таким нарушениям ограничен 2 месяцами (ч.1 ст.4.5 КоАП), то банк, как правило, проверяет два- три месяца, предшествующих дате проверки.

Какие документы запрашиваются банком для проверки кассовой дисциплины:

• Приходные кассовые ордера (форма КО-1);

• Расходные кассовые ордера (форма КО-2);

• Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3);

• Кассовая книга (форма КО-4) и отчеты кассира;

• Авансовые отчеты (форма АО-1);

• Книга учета принятых и выданных кассиром д.ср. (форма КО-5);

• Платежные ведомости по зарплате (при наличии).

Сотрудник банка сверяет сумму наличных д.ср., поступивших в кассу предприятия за проверяемый период, с суммой наличных д.ср., сданных в банк. Расходование предприятием наличных д.ср. из поступившей в кассу выручки разрешено только на цели, согласованные с банком (в Расчете по форме 0408020).

Наличные д.ср. в кассе предприятия могут храниться ТОЛЬКО в пределах Лимита, установленного обслуживающим банком.

Кассовая Книга и другие кассовые документы должны вестись и оформляться в соответствии с нормативными актами указанными выше.

По результатам проверки проверяющим сотрудником банка составляется Справка о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью.

Данная справка содержит выводы проверяющего относительно порядка ведения КО и соблюдения кассовой дисциплины предприятием, а также рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению КО и работе с денежной наличностью.

31. Субъекты кредитных отношений. В условиях современной рыночной экономики основной формой кредита является банковский кредит, т.е. кредит, предоставляемый коммерческими банками разных типов и видов. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются хозяйственные органы, население, государство и сами банки. В кредитной сделке в качестве субъектов кредитных отношений выступают кредитор и заёмщик.

Кредиторами являются лица, как юридические так и физические, предоставившие свои временно свободные средства в распоряжение заёмщика на определённый срок.

Под заёмщиком понимается сторона кредитных отношений, получающая средства в пользование, ссуду, и обязанная их возвратить в установленный срок.

Что касается банковского кредита, то субъекты кредитных сделок здесь обязательно выступают в двух лицах, т.е. как кредитор и как заёмщик. Это связано с тем, что банки работают в основном на привлечённых средствах и, следовательно, по отношению к хозорганам, населению, государству – владельцам этих средств, помещённых на счетах в банке, выступают в качестве заёмщиков. Банки, перераспределяя сосредоточенные у себя ресурсы в пользу нуждающихся в них, выступают как кредиторы. Тоже самое относится и к другой стороне кредитных сделок – населения, хозяйства, государства: помещая на счетах в банке свои д.ср., они выступают в роли кредиторов, а испрашивая ссуду, превращаются в заёмщиков.

В сфере банковского кредита население нашей страны выступает главным образом в качестве кредитора.

Государство как субъект кредитных отношений до недавнего времени выступало в России только при государственной форме кредита, когда кредитором его являлось население. С 1989 г. оно впервые официально становиться заёмщиком Госбанка СССР (для покрытия бюджетного дефицита), а, следовательно, субъектом кредитных отношений при банковской форме кредита.

В настоящее время в качестве субъектов банковского кредита стали активно выступать органы государственной власти различного уровня. Коммерческие банки предоставляют краткосрочные кредиты:

а) для покрытия кассового разрыва при исполнении бюджета на срок до окончания бюджетного периода;

б) покрытие бюджетного дефицита;

в) под ценные бумаги, выпущенные для финансирования целевых программ социально-экономического развития региона.

32. Классификация банковских кредитов. Банковские кредиты классифицируются по ряду признаков:

1. По сроку погашения: онкольные; краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.

2. По способу погашения: погашаемые одной суммой в конце срока; погашаемые равными долями через равные промежутки времени (этот вариант предполагает согласование графика погашения основной суммы долга и процентов с указанием конкретных дат и сумм); погашаемые неравными долями через различные промежутки времени: сложный кредит (с выплатой от 20 до 50 % суммы кредита в конце срока); прогрессивный кредит (с прогрессивно нарастающими к концу срока действия кредитного договора выплатами); сезонный кредит (кредит для сезонных производств с выплатами только в те месяцы, на которые приходятся максимальные суммы выручки).

3. По способу взимания ссудного процента: плата в момент погашения ссуды; плата равномерными взносами в течение всего срока действия кредитного договора; оплата в момент выдачи кредита

4. По наличию обеспечения: доверительные (необеспеченные) ссуды; обеспеченные ссуды; ссуды под финансовые гарантии третьих лиц

5. По целевому назначению: связанные (целевые) ссуды, например: платёжные (на проведение конкретной коммерческой сделки или удовлетворение временной нужды); на оплату расчётных (платёжных) документов контрагентов клиента; на приобретение ценных бумаг; на авансовые платежи; на платежи в бюджеты; на заработную плату (выдача денег по чеку со ссудного счета заёмщика).

на финансирование производственных затрат, то есть на формирование запасов товарно-материальных ценностей; финансирование текущих производственных затрат; финансирование инвестиционных затрат, включая кредиты на лизинговые и т. п. операции (промежуточные).

учёт (покупка) векселей, включая операции репо.

потребительские кредиты.

ссуды общего характера (нецелевые, несвязанные).

6. По форме предоставления кредита: ссуды в безналичной форме: зачисление безнал.денег на соответствующий счет заёмщика, в том числе реструктуризация ранее выданного кредита и предоставление нового; кредитование с использованием векселей банка; в смешанной форме (сочетание 2-х предыдущих вариантов).

ссуды в налично-денежной форме (как правило, физическим лицам)

7. По технике предоставления кредита: одной суммой; в виде овердрафта; в виде кредитной линии: простая (невозобновляемая) кредитная линия; возобновляемая (револьверная) кредитная линия, в том числе: онкольная (до востребования) кредитная линия (кредитование в пределах согласованной суммы лимита и в рамках установленного периода времени, таким образом, что лимит может непрерывно и автоматически (без заключения дополнительного соглашения) восстанавливаться при погашении взятых ранее траншей);

контокоррентная кредитная линия (кредитование в пределах оговоренной суммы лимита и установленного срока действия соглашения, при котором транши непрерывно и автоматически выдаются и погашаются, отражаясь на едином контокоррентном счёте, сочетающем в себе свойства ссудного и расчётного счетов, лимит при этом каждый раз восстанавливается).

8. По способу предоставления кредита: индивидуальный кредит (предоставляемый заёмщику одним банком); синдицированный

9. По категориям потенциальных заёмщиков: Аграрные ссуды; Коммерческие ссуды; Ссуды посредникам на фондовой бирже4 ипотечные ссуды владельцам недвижимости; межбанковские ссуды; Кредит для юридических лиц; Кредит для физических лиц.

Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк выдает кредит, то есть выступает кредитором, во втором берёт кредит, то есть является заёмщиком. Банк может входить в кредитные отношения (брать или давать кредиты) и с другими банками (иными кр.орг.), включая Центральный банк РФ, выполняя в зависимости от ситуации активную или пассивную функцию. Такие отношения называются межбанковским кредитованием. Что касается кредитования предприятий, организаций, учреждений и физических лиц (нефинансовый сектор экономики), то кредитные отношения банка с ними имеют другой характер — он практически всегда является кредитором.

33. Сущность кредитного риска и методы управления им. Кредитный риск - риск, связанный с неплатежами по обязательствам, является важнейшим из рисков банка и базовым, инициирующим многие иные( ликвидности) риски. Этот вид риска проявляется в форме полного не возврата кредита, частичного не возврата (часто это дело касается начисленных процентов и комиссионных платежей) или отсрочки погашения кредита. Кредитный риск может быть определен как неуверенность кредитора в том , что заемщик будет в состоянии и будет намереваться выполнить свои обязательства по возврату и оплате займа средств в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Кредитный риск может сформироваться при неуверенности или сложности, невозможности, неспособности заемщика создать какой-либо из денежных потоков, служащих источником погашения долга или при недостатках деловой репутации заемщика, а также криминальных настроениях его владельцев и управляющих.

К методам управления кредитными рисками можно отнести:

- снижение уровня риска (резервирование средств, распределение риска, лимитирование, создание системы гарантий)

-передача (страхование) риска (частичная, полная)

-удержание (поглощение) риска - принятие банком риска в полном объеме

Для ограничения кредитных рисков банков предназначены четыре норматива (максимального размера кредитного риска на одного контрагента; больших кредитных рисков; максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру; максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам), направленные на предотвращение чрезмерной концентрации кредитного портфеля банка. Впрочем, практика доказывает, что на деятельность банков, которые придерживаются взвешенной кредитной политики, такие ограничения не оказывают определяющего влияния. Создание резервов для компенсации возможных потерь от кредитной деятельности в международном банковском деле рассматривается как один из важнейших методов повышения надежности коммерческих банков. Учитывая эффективность контроля, целесообразно применять структурированное управление кредитными рисками, которое охватывает: стратегическое управление (Правление банковского учреждения) ; общее управление рисками; интегрированные функции поддержки; эффективное управление; эффективный контроль; качество кадров; качество информации

34. Объекты кредитования.Банковские кредиты можно подразделить и в зависимости от объекта кредитования. В узком смысле объект (лат. objectum - предмет) - это вещь, под которую выдается ссуда и ради которой заключается кредитная сделка. В российской практике краткосрочные кредиты выдаются под различные элементы материальных запасов. В промышленности, к примеру, банки кредитуют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тару, незавершенное производство, готовую продукцию, средства в расчетах. В торговле типичным объектом кредитования выступают товары, находящиеся в товарообороте. У сельскохозяйственных предприятий банки кредитуют затраты растениеводства и животноводства, минеральные удобрения, горючее и др.

Долгосрочные ссуды направляются на кредитование таких объектов как:

* строительство производственных объектов; * реконструкция, техническое перевооружение, расширение производственных объектов; * приобретение техники, оборудования и транспортных средств; * организация выпуска новой продукции; * строительство объектов непроизводственного назначения и т.д. Объект банковского кредитования может быть частным или совокупным. Частным он становится в том случае, если то, «подо что» выдается кредит, обособляется, отделяется от других ссуд. Например, банк может кредитовать у своего клиента отдельно потребности, связанные только с накоплением тары, сырья или готовой продукции. Бывают случаи, когда в общем составе кредитов выделяются ссуды, предоставляемые не вообще под запасы сырья, а в связи с накоплением какой-то определенной его разновидности. Прямая противоположность частному объекту - совокупный объект, когда кредит выдается под множество объектов, не обособленных друг от друга, а объединенных в один (общий, совокупный) объект.

Ссуда, однако, может выдаваться необязательно на формирование материального объекта, у заемщика вообще может не быть того, подо что в натурально-вещественном виде можно получить ссуду. В этом случае объектом выступает потребность заемщика в дополнительных ресурсах. В широком смысле объект поэтому выражает не только пред - мет в его материальном, осязаемом состоянии, но и материальный процесс в целом, который вызывает потребность в ссуде и ради обеспечения непрерывности и ускорения которого заключается кредитная сделка. В данном случае объектом кредитования, к примеру, может быть временный разрыв в платежном обороте, когда собственных средств и поступающей выручки (доходов) предприятия оказывается недостаточно для осуществления текущих или предстоящих платежей. Как правило, причины такого разрыва носят объективный характер, связаны с сезонностью производства, снабжения и сбыта продукции, текущими временными потребностями в платежах. В отдельных случаях общая потребность в ссуде может быть связана и с субъективными факторами, выражающими недостатки в деятельности заемщиков. В условиях спада производства наличие подобных ссуд оказывается более заметным явлением. Для банка-кредитора подобные ссуды, естественно, вызывают больший риск, зачастую они переходят в разряд трудных (проблемных) кредитов, длительное время невозвращаемых в банк, серьезно ухудшающих его кредитный портфель, вызывают необходимость усиления анализа кредитоспособности заемщика.

35. Метод кредитования можно определить как совокупность приемов, с помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов. Таких методов три: 1) метод кредитования по обороту; 2) метод кредитования по остатку; 3) оборотно-сальдовый метод.

При кредитовании по обороту кредит следует за движением, оборотом объекта кредитования. Кредит авансирует затраты заемщика до момента высвобождения его ресурсов. Размер ссуды возрастает по мере увеличения объективной потребности в ссуде и погашается по мере снижения этой потребности. Данный метод обеспечивает непрерывное, по мере снижения или увеличения потребности синхронное движение кредита, является непрерывно возобновляющимся процессом.

При кредитовании по остатку кредит взаимосвязан с остатком товарно-материальных ценностей и затрат, вызвавших потребность в ссуде. К примеру, предприятие может уже закупить необходимые ему ценности за счет своих финансовых источников и лишь затем обратиться в банк за ссудой под их обеспечение, тем самым компенсируя произведенные затраты. Кредит в этом случае выдается под остаток товарно-материальных ценностей в порядке компенсации, а не авансирования затрат (уже произведенных в данном случае) на приобретение необходимых материалов. Чаще всего кредитование по остатку, как правило, уже, охватывает меньший круг объектов кредитования, опосредует один из объектов, в то время как кредитование по обороту связано с движением не отдельного, частного, а совокупного объекта кредитования.

На практике кредитование по обороту и по остатку могут сочетаться, образуется оборотно-сальдовый метод, когда кредит на первой стадии выдается по мере возникновения в нем потребности, а на второй стадии погашается в строго определенные сроки, которые могут не совпадать с объемом высвобождающихся ресурсов. На первой стадии кредит выдается на начальной стадии оборота товарно-материальных ценностей и затрат; на второй стадии погашается на базе остатков срочных обязательств клиента перед банком.

Организационно движение кредита (его выдача и погашение) отражаются на ссудных счетах клиента, которые открывает ему банк. Ссудный счет — это такой счет, на котором отражаются долг (задолженность) клиента банку по полученным кредитам, выдача и погашение ссуд. Для всех ссудных счетов характерна их общая конструкция, выдача кредита проходит по их дебету, погашение — по кредиту, задолженность клиента банку всегда по левой, дебетовой стороне ссудного счета.

При общем единстве схемы отражения задолженности, выдачи и погашения кредита ссудные счета могут различаться между собой: 1) по цели открытия; 2) по взаимосвязи с оборотом.

По цели открытия ссудные счета могут быть депозитно-ссудными, когда клиент получает право при исчерпании собственных средств, положенных в банке на депозит, на получение кредита в определенных размерах. Наиболее часто такими ссудными счетами может пользоваться население, накапливающее свои сбережения на счетах и получающее возможность в случае необходимости воспользоваться кредитом банка. Из депозитного в ссудный счет он превращается в том случае, если сальдо на нем становится дебетовым.

Ссудные счета могут открываться исключительно для целей расходования валюты кредита. Это своего рода счета с кредитовым оборотом, со снижающимся дебетовым сальдо, в разовом порядке полученным кредитом на цели его последующего использования и с постепенным погашением ссуды.

В этом же классе выделяются накопительно-расходные ссудные счета, сочетающие как движение средств по кредиту, так и по дебету счета. К примеру, депозит клиента может систематически пополняться за счет новых накоплений, но их расходование всегда будет превышать поступления, в связи с чем сальдо на счете продолжает быть дебетовым.

По взаимосвязи с оборотом ссудные счета могут быть трех типов: 1) оборотно-платежными; 2) сальдово-ком-пенсационными и 3) оборотно-сальдовыми. Три данных типа ссудных счетов по существу соответствуют трем методам кредитования: по обороту; по остатку; оборотно-сальдовому методу.

При открытии оборотно-платежного ссудного счета клиент получает возможность Оплачивать платежные документы по самым разнообразным потребностям: счета за товары и услуги, чеки на заработную плату, платежные поручения на погашение кредиторской задолженности, перечисление налогов и других платежей. Для всех этих платежей достаточно иметь один оборотно-платежный или оборотно-сальдовый счет, на который будут поступать определенные платежи в погашение образующейся ссудной задолженности.

Для производства всех платежей клиент может воспользоваться и сальдово-компенсационным счетом, но тогда ему необходимо открывать их столько, сколько возникает у него таких потребностей. У клиента может быть столько сальдово-компенсационных счетов, сколько он имеет частных объектов кредитования. Данный ссудный счет по сравнению с двумя предшествующими счетами менее гибок, требует большего технического оформления, вместе с тем на нем более четко прослеживается целевое назначение кредита.

На практике оборотно-платежные и оборотно-сальдо-вые счета применяются при интенсивном платежном обороте, в сезонных отраслях промышленности, торговле, сельском хозяйстве, заготовительных организациях, непрерывных, практически каждодневных поставках товарно-материальных ценностей и затратах. Сфера применения сальдово-компенсационных счетов несколько уже, они применяются при разовых, эпизодических потребностях клиентов в дополнительных финансовых ресурсах.

Особую разновидность оборотно-платежных ссудных счетов составляет контокоррент, на котором отражаются все платежи предприятий; на нем проходят затраты как по основной производственной деятельности, так и по расширению и модернизации основных фондов. Данная форма ссудного счета является наиболее емкой, она открывается высшей категории заемщиков, имеющих первоклассную кредитоспособность.

Особенность современной практики кредитования в организационном отношении состоит в том, что она строится не по единому шаблону, а на многовариантной основе. Клиент банка сам выбирает, какая из форм кредитования ему больше подходит, какой ссудный счет ему целесообразнее открыть, какой режим выдачи и погашения ссуд при этом полезнее установить.

36. Кредитование условно можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения:

§ рассмотрение кредитной заявки и собеседование с клиентом;

§ изучение кредитоспособности клиента;

§ подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита;

§ формирование резерва на возможные потери по ссудам;

§ контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита (сопровождение кредита);

§ работа банка с проблемными ссудами.

Наши рекомендации