Безналичный денежный оборот и основы его организации. Формы безналичных расчетов.

Реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие распределительные процессы в экономике обеспечиваются на основе потока денег в наличной и безналичной формах – денежного оборота как совокупности платежей за определенный период, опосредующих движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны.

Главные составляющие денежного оборота: налично-денежный и безналичный обороты. Безналичный оборот является полностью платежным, так как предполагает разрыв во времени движения товара и денежных средств, т.е. функционирование денег в качестве средства платежа. Являясь преобладающим, он осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, а также путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов (векселей, варрантов и т.п.). Таким образом, экономические процессы в народном хозяйстве осуществляются преимущественно в безналичной форме.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, по общему правилу, происходят в безналичном порядке.

Счет в банке – сердцевина его взаимоотношений с клиентом. Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. Среди них для обслуживания текущей деятельности выделяют счета до востребования, именуемые в России, расчетными. Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств и в рамках предприятия отражают распределение и перераспределение ВНП и НД. Сюда поступают все денежные потоки предприятия. С расчетного счета удовлетворяются долговые обязательства по выплате заработной платы работникам, отчислениям налогов в бюджет, взносам во внебюджетные фонды, страховым платежам, оплате сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих соответствующим поставщикам, погашению ссуд, векселей и других финансово-кредитных инструментов.

Денежные средства на счетах в банках отражаются посредством записей остатков, оборотов по лицевым счетам вследствие безналичных расчетов. Главным источником этих средств являются ссуды банков по формуле – ссуды создают вклады. Когда банк предоставляет кредит клиенту, он открывает ему счет до востребования в пассиве своего баланса на сумму выданной ссуды. При этом активы банка увеличиваются на данную сумму долгового требования и одновременно увеличиваются пассивы, куда поступает ссуда. Так как предприятия в процессе расчетно-кассового обслуживания напрямую связаны с банками, то прерогатива последних – превращать долговые требования к клиентам в платежные средства, тем самым банки увеличивают денежную массу в стране.

Итак, операции коммерческих банков по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов формируют устойчивые потоки безналичных платежей от покупателей к поставщикам, от налогоплательщиков – в бюджет и во внебюджетные фонды. Организация платежей осуществляется посредством многообразных форм и способов расчетов, платежных инструментов и коммуникационных систем перевода денег.

Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика приведены в гл.46 ГК РФ. Выделяют: расчеты платежными поручениями, расчеты аккредитивами, расчеты чеками, расчеты по инкассо, зачет взаимных требований, расчеты с использованием векселя.

Расчеты платежными поручениями: платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет указанного плательщиком лица. Это наиболее простая форма расчетов, является самой распространенной в настоящее время в России. Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки. В отдельных случаях используются безотзывные поручения, действующие в течение неопределенного времени. Переводы через банк платежными поручениями применяются для оплаты товаров и услуг при: срочных – сразу после отгрузки (путем прямого акцепта товара), до отгрузки товара; досрочных и отсроченных платежах – в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон. Все виды нетоварных платежей осуществляются в основном с использованием платежных поручений. Однако, используя данную форму расчетов, поставщик (получатель средств) несет риски:

1) задержки выписки плательщиком платежного поручения из-за отсутствия или недостаточности средств на счете, или невозможности получения ссуды;

2) несвоевременного поступления средств при исполнении платежного поручения соответствующими банками или РКЦ.

Организация-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения для каждой из сторон на бланке унифицированной формы. На одном ставится оригинальная печать организации, а также этот экземпляр подписывается первой и второй подписями. Указанный экземпляр является основанием для списания денежных средств со счета плательщика и остается в банковской документации. Второй экземпляр платежного поручения возвращается плательщику с отметкой банка о принятия поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поступают в банк получателя средств. На основании третьего производят зачисление, а четвертый прилагается к выписке со счета получателя.

Расчеты аккредитивами: аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, предусмотренных в аккредитиве, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. Содержание аккредитива заключается в том, что плательщик и получатель средств передают банкам, их обслуживающим, функции по контролю за соблюдением условий договора в части сумм и сроков оплаты. В банке получателя денежных средств открывается специальный счет «Аккредитивы», на котором депонируются средства плательщика. После того, как получатель убеждается в том, что необходимые средства зарезервированы, он отгружает продукцию или выполняет работы, услуги. Документы, свидетельствующие об отгрузке или выполнении работ, представляются поставщиком в банк. Исполняющий банк проверят соответствие отгрузки условиям аккредитива, в случае полного соблюдения денежные средства списываются на счет получателя. Документы затем пересылаются банку-эмитенту, оттуда они поступают к плательщику (покупателю товара или услуги).

При аккредитивной форме плательщик страхует себя от риска неполучения товара, работ или услуг, а получатель денежных средств – от риска неполучения оплаты в срок. При таких достоинствах существуют и значительные недостатки: данная форма является наиболее дорогой, так как банки берут комиссию за услуги по контролю; указанная форма расчетов не позволяет в короткие сроки произвести оплату и поэтому для обеспечения текущей деятельности не используется; при использовании покрытого аккредитива из оборота отвлекаются на время большие суммы денег.

Аккредитив бывает:

- покрытый и непокрытый;

- отзывной и безотзывной.

Аккредитивы применяются в основном в международных расчетах, в расчетах по крупным сделкам.

Расчеты чеками: чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему банку произвести платеж указанной суммы в чеке чекодержателю. Расчетные чеки, т.е. предназначенные для расчетов между юридическими лицами, представлены депонированными и гарантированными чеками. Различия между ними в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам. Именно депонированные чеки получили наибольшее распространение в России.

Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче книжки. При временном отсутствии средств на счете банк может произвести оплату за счет собственных средств, если услуга установлена соглашением между банком и клиентом.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности, поэтому отсутствие какого-либо из обязательных реквизитов, лишает его силы: наименование «чек», включенное в текст документа; поручение выплатить определенную сумму; наименование и номер счета плательщика; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись чекодателя.

Чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Чек – это разновидность переводного векселя, поэтому он может быть передан другому лицу с помощью индоссамента, за исключением именного чека. Кроме того, платеж по чеку полностью или частично может быть гарантирован посредством аваля (поручительства). Аваль может быть выдан любым лицом, за исключением плательщика, авалист делает запись либо на лицевой стороне чека, либо на дополнительном листе «считать за аваль» с указанием своего наименования и реквизитов. Авалист отвечает по чеку также как и лицо, выписавшее чек.

Расчеты по инкассо: представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представленных на инкассо документов. Суть операции в том, что поручение о списание средств со счета плательщика поступает от получателя средств. Расчеты по инкассо могут проводится с акцептом и без акцепта (как правило, по исполнительным и приравненным к ним документам). Инкассовая форма расчетов проводится на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Платежное требование-поручение – это требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции и поручение плательщика списать средства с его счета. Используется, как правило, в коммерческом обороте. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное требование-поручение (заверенное подписями уполномоченных лиц и оттиском печати) или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.

Инкассовое поручение, т.е. списание средств в бесспорном порядке. Законодательством установлено бесспорное списание по следующим платежам:

- недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и санкций;

- таможенные платежи, пени, штрафы;

- недоимки по взносам в государственные внебюджетные фонды;

- взыскания по исполнительным документам судов;

- прочие.

Зачет взаимных требований (клиринг): перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы встречных требований. Данная форма безналичных расчетов возникает при появлении встречных потоков движения товарно-материальных ценностей. К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: платежные требования, поручения, требования-поручения, расчетные чеки и др. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движение средств. Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые.

Постоянно действующие расчеты по сальдо проводятся обычно один раз в 10 дней между двумя предприятиями на основе встречных, примерно равных поставок. Оба участника зачетов ведут у себя счета взаимных расчетов, на которых учитываются все суммы по платежам. Расчетные документы не сдаются в банк, а направляются сразу покупателю с отражением их суммы на счете взаимных требований. Периодически представители сторон сверяют счета, устанавливая в чью пользу сальдо.

Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами осуществляются в том случае, если одна сторона при совершении платежа в пользу другой имеет к ней встречные требования и претензии. Разовые групповые зачеты могут проводить банки на определенную дату (конец квартала, начало года) для устранения взаимной просроченной задолженности юридических лиц по расчетам друг с другом.

Наши рекомендации