Требования к аналитикам
1. Знание аналитиками технических приемов сбора информации.
Производя наблюдения в надежде впоследствии воспользоваться их результатами, необходимо заботиться о том, чтобы:
· установить наиболее удачные единицы измерения,
· своевременно фиксировать результаты наблюдений.
Поскольку уверенность в точности наблюдения практически обратно пропорциональна времени, отделяющему наблюдение от его записи, а точность абсолютно необходима для успеха исследования, постольку чрезвычайно желательно, чтобы суть наблюдения записывалась сразу.Непосредственная запись наблюдений иногда оказывается невозможной, как, например, диктофон; но даже и в этом случае желательно, чтобы запись производилась немедленно после беседы, пока еще свежо впечатление от разговора.
В аналитической работе очень важно уметь делать краткие и в то же время содержательные заметки о фактах, попадающих в поле внимания.
Для заметок выгодно пользоваться блокнотом. Исследователь имеет возможность сосредоточить на одной странице все заметки, относящиеся к данному вопросу. Затем он может вырвать эти страницы из блокнота и вместе с другими заметками по тому же вопросу сохранить на случай дальнейших работ. Опытные аналитики иногда находят более выгодным пользоваться для заметок карточками, которые не занимают много места и впоследствии их целесообразно привести в систему.
2. Обладание хорошо организованной памятью.
Как подробны ни были бы записи исследователя, он все же должен в значительной мере полагаться на собственную память, так как физически невозможно, а часто и нежелательно, записывать решительно все. Аналитику, не обладающему хорошей профессиональной памятью, следует принять меры к тому, чтобы по возможности развить свои мнемонические способности. Для более эффективного использования объема своей памяти полезно руководствоваться следующими правилами:
· Выбирать то, что вы желаете запомнить.Не пытаться запоминать все. Следует избирательно относиться к фактам, пусть ваша память будет регистрационным отделом. Не стараться запомнить данные, которые вы легко можете найти в справочниках.
· Концентрировать внимание на том, что вы хотели бы запомнить.Стараться заинтересоваться изученным материалом, будьте внимательны, чтобы достичь ясности впечатлений. Сила впечатлений, получаемых от изучаемых объектов и явлений, сохраняющихся в памяти, обусловлена степенью концентрации внимания.
· Использование как можно больше ассоциаций.Память удерживает впечатления главным образом при помощи ассоциаций. Всякая ваша ассоциация облегчает запоминание материала или воспроизведение впечатлений. Старайтесь получаемые вами сведения вновь ассоциировать с чем-либо уже известным и хорошо вам знакомым. Таким путем вы избежите перегрузки памяти множеством единичных впечатлений, не связанных с выполнением вами задания.
· Укрепляйте разумными упражнениями слабые стороны вашей впечатлительности.Некоторые люди обладают зрительной памятью, иначе говоря, они легче всего запоминают то, что непосредственно видели; другие лучше всего запоминают звуки, у третьих память фиксирует образы путем ассоциирования с другими предметами. Сознательно укрепляйте рецепторы вашей памяти, которые развиты слабее других. Этим путем постепенно вы сможете усилить получаемые вами впечатления.
· Чаше оживляйте свои впечатления, чтобы их углубить.Когда вы хотите что-либо припомнить, воспроизводите по несколько раз подряд первое впечатление. При этом вам поможет повторение. С каждым повтором впечатление углубляется, а возможность забыть что-либо важное уменьшается.
· Классифицируйте свои впечатления по какой-нибудь логической схеме.Такой прием служит дальнейшим развитием принципа ассоциаций. Ассоциируя полученные сведения с другими смежными и классифицируя их по определенному плану, вы облегчите себе возможность припомнить не только определенные впечатления, но и те, с которыми вы их ассоциируете.
· Приучайтесь полагаться на свою память.Быть может, это важнее всего прочего. Заставьте себя доверять своей памяти и вы увидите, что она постепенно будет становиться крепче и отчетливее. Конечно, много есть таких подробностей, которые было бы нелепо доверять памяти. Совершенно неправильно пользоваться памятью, как местом для хранения всяких бесполезных сведений; наоборот, надо стараться сосредоточить внимание на наиболее существенных чертах исследуемого предмета.
3. Умение быстро ориентироваться в вероятной ценности собираемого материала
Ни одно предприятие не стало бы закупать материалы или оборудование без строгого контроля и проверки качества и количества того, что ему доставляют. Точно так же и аналитик не вправе пользоваться сведениями из непроверенного источника и должен убедиться в их пригодности.
Оценка и проверка собранных фактов представляют собой одну из труднейших и наиболее ответственных задач, стоящих перед аналитиком.
6.3.1. Анализ ситуации путем личного наблюдения и проведения эксперимента
Правила, для успешного использования личного наблюдения
1. Ясно формулируйте проблему.Прежде всего необходимо выяснить цель обследования и в результате предварительного анализа четко сформулировать проблему в целом, а также в применении к отдельным частям работы. Желательно выделить основные ориентиры анализа ситуации и отметить вопросы, требующие особенного внимания.
2. Надлежащая установка сознания.Для обеспечения необходимой точности наблюдения сознание должно быть свободно от всяких предвзятых доводов. Чрезвычайно важно устранить или, по крайней мере, подвергнуть критической проверке имеющиеся предубеждения. Следует этому уделить внимание, приступая к наблюдению; но не менее существенно неотступно контролировать себя в течение всего обследования. Для этого необходимо непрерывно бороться с соблазном преждевременно обобщать фактический материал и высказывать суждения, основанные на интуиции или в результате поверхностного взгляда на ситуацию.
Аналитик подвержен неизменной опасности делать выводы на основании первых наблюдений. Из-за этого он порой утрачивает непредубежденность суждений и наносит ущерб всей дальнейшей работе.
Аналитик может быть подвержен Ретроспективному предубеждению.
Ретроспективное предубеждение — тенденция видеть то, что уже случилось, как нечто неминуемое и предсказуемое — без понимания того, что ретроспективное знание выводов влияет на оценки.
Ретроспективное предубеждение зафиксировано во время выборов, в медицинской диагностике, в тестах на беременность, при принятии решений, в играх и других случаях.
В 1977 году Поль Словик и Барух Фишхофф опубликовали результаты эксперимента, показавшего, как избежать ретроспективных предубеждений, когда узнаешь результаты исследований (чувства, что результаты исследований были предсказуемы).
Словик и Фишхофф обнаружили, что ретроспективное предубеждение повышается, когда люди перестают учитывать причины, по которым результаты могли бы быть иными.
Для того чтобы снизить ретроспективное предубеждение, необходимо ясно вычленить причины, которые могли бы изменить полученные результаты. Если рассматривать только причины, по которым все произошло, как произошло, высок риск переоценить предсказуемость полученного результата и возможность подобных результатов в будущем. Практически, Фишхофф обнаружил, что информировать людей о ретроспективном предубеждении и побуждать их его избежать недостаточно для того, чтобы они от него избавились. Чтобы избежать ретроспективного предубеждения, очень важно понять, каким образом можно было получить альтернативный результат.
3. В данное время производите наблюдение только над одним явлением.Выбирайте для начала наблюдения наиболее выгодные для анализа объекты. Вы убедитесь, насколько быстро и успешно продвигается работа. Кроме того, постарайтесь выбрать такой аспект, при котором избранное вами явление или объект анализа находится в наиболее благоприятных условиях для всестороннего наблюдения над ним.
4. Исключите все маловажные факты.Как необходимо отмечать каждый существенный факт, также не следует останавливаться на фактах, не имеющих прямого отношения к делу. Ошибки в выборе данных обыкновенно являются следствием недостаточного практического опыта, неспособности концентрировать внимание на явлении или объекте исследования, низкой квалификации аналитика и предубеждений.
5. Сохраняйте энтузиазм и заинтересованность в установлении истины.Великий английский мыслитель Бэкон говорил: "Тот, кто много спрашивает, многому научится". Развивайте в себе любознательность — она одно из наиболее ценных качеств исследователя и ведет к открытию новых методов в аналитической работе. Если что-либо делается определенным образом, то это отнюдь не дает основания считать данный способ безусловно верным.
Любое общепринятое положение должно вызывать у вас деловой подход, в том числе, критику. Следует непрерывно спрашивать: "Отчего?", "Зачем?", "Сколько?", "Откуда вы это знаете?".
6. Фиксируйте результаты наблюдений. Воспоминания не похожи на копии наших прошлых впечатлений, хранящиеся в банке памяти. Наоборот, они создаются в то время, когда мы их отзываем оттуда (Лофтус, 1980; Майерс,1990). «Материалы», использованные в этом мгновенном воссоздании, — это логические заключения, дополняющие утерянные детали, ассоциативные воспоминания, смешивающиеся с воспоминаниями настоящими, и другая сопутствующая, как-то связанная с «материалом», информация. Чтобы убедиться, что память является воссозданием, достаточно выполнить упражнение, предложенное в 1990 году Майерсом: закрыть глаза и попробовать вспомнить момент, когда вы пережили что-нибудь приятное.
Большинство людей видит себя в своем воспоминании. Но если люди видят себя, то это значит, что они воссоздают сцену.
То, что память основана на воссоздании, было продемонстрировано в двух экспериментах Бет Лофтус и Джоном Палмером в 1974 году. В первом эксперименте 45 студентам было предложено просмотреть семь различных видеороликов, изображающих автокатастрофы. Небольшие ролики (от 5 до 30 секунд) были взяты из длинного фильма для подготовки водителей.
После каждого ролика студенты отвечали на ряд вопросов, например, насколько быстро двигались машины.
Одна пятая часть студентов отвечала на вопрос: «Как быстро двигались машины в тот момент, когда они соприкоснулись?»
Столько же студентов отвечали на тот же вопрос, но вместо «соприкоснулись» было — «ударились», «столкнулись» или «налетели друг на друга».
Студенты, которых спросили, насколько быстро двигались машины, когда они «налетели друг на друга», в среднем оценивали скорость на 9 миль больше, чем те, кого спрашивали, как быстро ехали машины, когда они «соприкоснулись».
Таким образом, Лофтус и Палмер заключили, что формулировка вопроса — даже если меняется только одно слово — может заметно сказаться на том, как люди воссоздают свое воспоминание о событии. Во всяком случае, результаты второго эксперимента оказались еще более любопытными. В этот раз Лофтус и Палмер просили 150 студентов просмотреть минутный ролик, содержащий четырехсекундный эпизод столкновения нескольких машин.
ü У 50 студентов спросили: «Как быстро ехали машины, когда они налетели друг на друга?»
ü У других 50 спросили: «Как быстро ехали машины, когда они ударились?»
ü Остальных не спрашивали о скорости движения машин.
Затем студентов собрали спустя неделю и, не показывая фильм вновь, задали ряд вопросов. На этот раз ключевым вопросом был следующий: «Помнят ли студенты, видели ли они разбитое стекло в эпизоде автокатастрофы?»
Лофтус и Палмер обнаружили, что спрашивая студентов, как быстро двигались машины, когда они налетели друг на друга, они не только заставили их думать, что машины ехали быстрее, но и, спустя неделю, заставили большую часть из них вспомнить, что в эпизоде было видно разбитое стекло. Но что самое интересное, так это то, что в ролике ни разу не появлялось разбитое стекло — субъекты, представлявшие налетевшие друг на друга машины, сами воссоздали его!
В книге «Память» Ян Хантер в 1964 году рассказывает историю двух британских психологов, которые незаметно записали дискуссию, проведенную после одного заседания Кембриджского психологического общества. Две недели спустя они собрали вместе всех участников и попросили их записать все, что о вспомнят о дискуссии. Когда эти воспоминания были сопоставлены с записью, оказалось, что респонденты опускали около 90% специфических пунктов, которые они обсуждали. Более того, пункты, которые были перечислены, были лишь наполовину правильными. Респонденты вспоминали комментарии, которых не было, превращали короткие замечания в длинные монологи. А то, что едва подразумевалось, — во вполне определенные комментарии.
Эта история доказывает необходимость ведения точных записей. Даже наиболее опытный в принятии решений человек подвержен предубеждениям, связанным с работой памяти, и нет лучшего способа избежать их, чем тщательное ведение записей прошедших событий (например, встреч, важных диалогов и соглашений). Как показали опыты, память по своей природе реконструирует события и находится в сильной зависимости от ситуации.
7.Учитывайте человеческий фактор.В изучении каждой проблемы большое значение имеет человеческий фактор. Его игнорирование при исследовании деловых ситуаций пагубно отражается на итогах аналитической работы.Пренебрежение человеческим фактором способно в корне испортить результаты аналитической работы, которые могли бы быть очень ценными.
Один известный проект-менеджер был приглашен на предприятие с целью дать рекомендации по совершенствованию оплаты труда. Он работал два месяца: обследовал различные операции и фиксировал результаты своих наблюдений. К рабочим его отношение было совершенно безразличным. Он чувствовал себя ученым в лаборатории, держался отстранение, а окружающие не искали с ним сближения, поскольку он не внушал им доверия. В результате сотрудничество оказывалось невозможным. Когда он появлялся в цехе и принимался за свои наблюдения, работники прибегали ко всевозможным уловкам, известным в различных производствах, чтобы помешать его исследованию. После истечения отведенного для анализа времени этот проект-менеджер был также далек от разрешения проблемы совершенствования оплаты труда, как и в начале исследования. Тогда к работе привлекли опытного практика, который был известен рабочим и смог добиться их расположения. Он объяснил им, что цель производимого обследования многогранна, его цель — увеличить объем производства и снизить себестоимость продукции и на этой основе повысить уровень заработной платы. Совместно за один месяц они сумели добиться таких результатов, каких прежний исследователь в одиночку не достиг и за два месяца работы. Чем же это объяснить? Только тем, что исследователь-практик использовал в аналитической работе значение человеческого фактора.