Выводы ко второй главе
Таким образом, в диссертации выявлена картина многомерного мира, населенного большим количеством обитателей, освоивших разные пространственные сферы, на судьбы которых нередко влияют надперсонажи – воплощения Слова – Вада, несущие им жизнь и здоровье через энергию и информацию.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что не все предметы, которые встречаются в фольклоре, употребляются в сегодняшней реальной действительности. Например; разновидностей лука в эпических песнях несколько, а сегодня, ненцы знают только один из видов – деревянный. Деревянный лук оставался охотничьим оружием до конца XIX и начала XX веков, так как огнестрельное оружие у ненцев в обиходе появилось сравнительно недавно XIX веке, поэтому в песнях эпических термин «тухуни» почти не встречается.
По сегодняшним данным, ненцы использовали лук как вид оружия ещё при восстании Ваули Пиеттомина против казачьих сотников в 1830-1840 годах.
В настоящее время лук встречается в спорте и в детских игрушках.
Термин «наря» в фольклоре выступает как вид оружия – копьё, а в сегодняшней действительности «наря» употребляется как украшение к хорею, и как бы уравновешивает хорей при езде, но в какой-то степени он выступает как вид оружия. Например; когда оленью упряжку преследует какое-то хищное животное, то человек может защититься им.
В фольклоре рассмотрено три вида хорея, сегодня в употреблении существует всего лишь один вид – тюр.
Железная одежда почти полностью ушла из жизни ненцев. Исключение составляют украшения на женской шапке, на ложной косе и на мужском поясе.
Все остальные предметы быта, виды транспорта используются и по всей день в условиях тундровой жизни. В последнее время, с появлением снегоходов у северян появились и железные нарты как в эпоху эпических песен.
Эпические песни в пору их живого бытования являлись одним из любимых видов устного народного творчества, а исполнители эпических песен пользовались всеобщим уважением и известностью в народе. Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее структуре и обитателях. Эта тема раскрыта в работе известной исследовательницы ненецкого фольклора Е. Т. Пушкаревой «Картина мира в фольклоре ненцев: системно-феноменологический анализ», где выявлена специфика формирования картины мира как мировоззренческого феномена в типе культур, сохраняющих в активе многие архаические элементы до настоящего времени [Пушкарева Е. Т. 2007]. Кроме того, в глазах ненецкого народа эпические песни— это песни о прошлом, о том, что когда-то было в действительности. Этим определялись и характер исполнения, и отношение к ним аудитории. Кастрен так писал об эпических песнях: «Песни этого рода в величайшем уважении у самоедов. С религиозным почти благоговением прислушиваются они к каждому слову, срывающемуся с уст певца…». В связи с этим можно предположить, что транслируемые в песнях образы эвенков формировали межэтнические установки и ориентации, определенное отношение ненцев к этому народу.
Ненецкие песни могут исполняться несколько часов, но иногда бывает что несколько дней. Познавая фольклор, мы познаем опыт наших предков, учимся у них точности, находчивости и праведности.
Как отмечает собирательница ненецкого фольклора Н. М. Янгасова, материальная и духовная культура кочевых ненцев, складывавшаяся в течение многих столетий, подверглась сравнительно небольшим изменениям. Этому способствовали занятия оленеводством, охотой и рыбной ловлей. Поэтому ненцы имеют богатейшие фольклорные традиции, сохраняют свою национальную самобытность, свой язык [Янгасова Н. М. 2001: 6].
В "Эпических песнях ненцев" З.Н. Куприянова обрисовала мир сюдбабц и ярабц. Это патриархально-родовой мир оленного кочевого народа, совершающего дальние поездки в далекие земли соплеменников - представителей конкретных ненецких родов или других народов с целью заключения экзогамного брака, свершения кровной мести за убитых родственников или с целью захвата оленьих стад. Она обращает также внимание на особое свойство героев сюдбабц и их противников - способность летать по небу. "В песнях для описания полетов героев существуют определенные формулы. Так, герои обычно подскакивают с конца лука, помощники героя и противника прилетают на хвосте облаков, спускаются, кружась, к стойбищу, сражаются, а потом, подскочив в небо, с шумом улетают. В сражениях герои неожиданно получают поддержку от прилетающих дружественных им людей, и это спасает героя от гибели" [Куприянова, 1965: 33]. Она также уделила внимание слову-песне в сюдбабц, о чем подробнее речь пойдет в третьей главе диссертации. Зинаида Николаевна также с любовью описала психологический мир героев ярабц – песен эпохи возникновения социального неравенства и бунта угнетенных.
З.Н Куприянова отмечала, что дословный перевод слова сюдбабц - песня о великанах, при этом ссылалась на М.А. Кастрена, который зафиксировал песни, в которых страшный великан и жестокий людоед, прежде чем съесть несчастного, попавшего в его руки, мучат беспощадно, качая его на качелях. В опубликованные материалы Кастрена такие сюдбабцы не попали, но они представлены, в частности, в публикациях Н.М. Терещенко [НЭ, с. 43-58]. Великан-людоед встречается во многих лаханако. Цикл о Хабице посвящен его борьбе с великаном-людоедом Сюдбя – Вэсако. З.Н. Куприянова писала, что в ярабцах тоже встречаются великаны-людоеды, поедающие людей и оленей, но борьба с великаном-людоедом в этих песнях не является центральной. Вместе с тем во многих произведениях под словом сюдбя понимаются не страшные чудовища, а силачи-богатыри - такое переосмысление этого слова распространено и в разговорном языке (показательно значение глагола, образованного от основы этого слова – сюдбядёсь 'быть уверенным в себе, самонадеянным'. [Терещенко, 1990, с. 18].
О жанре ярабц З.Н. Куприянова писала: "Хотя сам термин "ярабц" и означает "плач", "оплакивание", эти песни отличаются от плачей, известных нам в русском фольклоре, и не связаны с ненецким похоронным обрядом. В ярабц рассказывается о страданиях, злоключениях, борьбе и победе героев" [Куприянова, 1965: 40]. По утверждению З.Н. Куприяновой, сюдбабц и ярабц возникли на разных этапах разложения родового строя, сюдбабц связан с ранним периодом разложения патриархально-родовых отношений, ярабц - с поздним.
Сюдбабцарка, по определению Н.М. Терещенко, особый подвид эпических сказаний сюдбабц – полусюдбабц. "Они близки к сюдбабц, но отличаются от них более реалистическими чертами повествования. В этих произведениях больше типичных бытовых зарисовок, деталей, характеризующих своеобразие норм поведения и всего жизненного уклада народности" [Терещенко, 1990: 26].
Ярабцарка . "Это чаще сказки, близкие по тематике к ярабц", значительно реже - бытовые рассказы обязательно с элементами злоключения действующего лица" [Терещенко, 1990: 31]
Список использованной литературы:
1. Арутюнов С.А. Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. — Люистон: Эдвин Меллен Пресс, 2002.
2. Ахадов Э. Золотые страницы ненецкого народа
( http://www.stihi.ru/2006/08/29-2285 )
3. Бармич М.Я. Семантика личных имён ненцев // Лексико-грамматические исследования языков народов севера СССР. - Л.: ЛГПИ, 1980, с. 83-102.
4. Воскобойников М.Г., Беликов Л.В., Гладкова Н.И.. Языки и фольклор народов крайонего Севера. – Ленинград, 1969
5. Головнёв А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. - Екатеринбург:
УрО РАН, 2004.-344 с.
6. Куприянова З.Н. Основные жанры ненецкого (юрако-самоедского) фольклора: Дисс. канд. филол, наук. Л., 1947. 150 с.
7. Куприянова З.Н. К характеристике ненецкого эпоса. – Учен.зап.Лен.гос.пед.ин-та им.А.И.Герцена, 1954, т. 101.
8. Куприянова З.Н. Ненецкий фольклор. Л.: Просвещение, 1960
9. Куприянова З.Н. Эпические песни ненцев . М., 1965.
10. Куприянова З.Н. Историко-бытовые основы ненецкого эпоса. //Языки и фольклор народов Крайнего Севера. Л., 1965.
11. Лар Т. Давайте любить свою землю: Сборник песен. Новосибирск: НГУ, 2012. 22 с.
12. Ларченко С. Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991.
13. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Перевод с немецкого и публикация Н.В.Лукиной. Томск. Изд-во Том. ун-та, 1998. 136 с.
14. Окружной Центр национальных культур: Профессиональные коллективы и исполнители. http://ocnk89.ru/professionalnye-kollektivy-i-ispolniteli/21-tatyana-lar
15. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала. – Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001
16. Пушкарева Е.Т. Картина мира в фольклоре ненцев: системно-феноменологический анализ. — Екатеринбург: Баско, 2007.
17. Соколова З.П. Путешествие в Югру. М.: «Мысль», 1982
18. Терещенко Н.М. Ненецко-русский словарь. СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2003
19. Терещенко Н.М. Ненецкий эпос. 1990.
20. Тонков 164—171, 181—185; Щербакова, 1960, с. 37-^0, 75—84, 84— 87; Ненянг, 1992, с. 81—84
21. Хомич Л. В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. Л., 1966.
22. Хомич Л. В. Ненецкие предания о сихиртя // Фольклор и этнография. Л., 1970.
23. Хомич Л. В. О некоторых предметах культа надымских ненцев // Сб. МАЭ. Л., 1971. Т. XXVII.
24. Хомич Л. В. Представления ненцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976.
25. Хомич Л. В. Религиозные культы у ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера(вторая половина XIX-начало XX в.). Л., 1977.
26. Хомич Л.В. Шаманы у ненцев.//Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981.
27. Хомич Л.В. Реальность и фантазия в фольклоре ненцев // Фольклор и этнография . У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов.
Л.: Наука, 1984. С. 142—149
28. Хомич Л.В. Ненцы. – СПб.: Русский двор, 1995
29. Хомич Л.В. Сборник ранних научных статей.-Салехард: ГУП ЯНАО «Издательство «Красный Север»», 2008.-224с.
30. Щербакова Л.М. Ненэця " вадако'. Л., 1960. 70 с.
31. Янгасова Н.М. Ненецкие сказки и эпические песни сюдбабц", ярабц". [ред М. Я. Бармич] ; Научный центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа. – Томск : Издательство Томского университета, 2001. – 289, [3]
32. Хороля Н.С."Лексика, отражающая материальную культуру ненцев по материалам эпических песен сюдбабц и ярабц".