Роль и место информационных технологий в социально-экономических исследованиях, прогнозировании и управлении
Информационные технологии (ИТ) могут применяться для чрезвычайно разнообразных видов человеческой деятельности, поэтому они преображают буквально каждый сектор общества и экономики. Инновации в электронной сфере создают новые возможности для улучшения здоровья и питания людей, расширения их знаний, стимулирования экономического роста и участия граждан в жизни общества. Информационно-коммуникационные технологии преобразуют жизнь общества и способствуют росту мировой экономики. Поэтому их эффективное использование находится в числе главных задач, стоящих сегодня перед руководством различных стран мира. ИТ имеют жизненно важное значение для развивающихся стран. ИТ обладают достаточным потенциалом, чтобы подстегнуть рост национальной экономики и расширить сферу действия и эффективность проектов социально-экономического развития.
Управление знаниями. Определяющая черта ИТ – это их способность помогать людям в сборе, обработке, хранении, извлечении и распространении знаний. Управление знаниями крайне важно в условиях глобальной экономики, где успех часто зависит от умения быстро приобретать и эффективно использовать знания, а также оперативным и экономным образом передавать их нужным людям.
Эффективность. С помощью ИТ государственные организации и частные компании в развивающихся странах могут действовать более эффективно и продуктивно при меньших затратах. Рост эффективности повышает конкурентоспособность предприятий этих стран, а также обеспечивает жизнестойкость проектов социально-экономического развития, делая их более рентабельными.
Сети. Люди все шире используют ИТ для подключения к сетям, открывающим доступ к другим людям и информации. Интернет представляет собой наиболее важную глобальную ИТ-сеть, которая в свою очередь работает на основе множества физических сетей (например, традиционных телекоммуникационных сетей, спутниковых и кабельных сетей и т. п.). ИТ-сети – неотъемлемый элемент социально-экономического развития, поскольку они могут предоставлять отдельным пользователям и компаниям как в развивающихся, так и в развитых странах фактически одинаковый доступ к информации, ресурсам, механизмам распространения и потенциальным клиентам.
Универсальность. Многие ИТ-компании (среди которых заметную роль играет корпорация Microsoft) все больше внимания уделяют тому, чтобы их продукты были простыми в использовании и могли быть адаптированы для практически неограниченного спектра задач. Эти усилия приводят к тому, что все больше пользователей получает доступ к ИТ, и им становится легче приспосабливать даже самые сложные технологии для решения собственных задач. Быстрые темпы инноваций в сфере ИТ приводят к тому, что промежуток времени между изобретением и коммерческим применением теперь, как правило, измеряется несколькими месяцами и даже неделями, а не годами, как раньше. Таким образом, в отличие от многих других продуктов и услуг ИТ, используемые в развитых странах, зачастую будут столь же эффективны и для решения проблем развивающихся стран.
Как было признано многими правительствами, ИТ обладают достаточным потенциалом, чтобы подстегнуть рост национальной экономики и расширить сферу действия и эффективность проектов социально-экономического развития.
ИТ как двигатель роста экономики и повышения ее эффективности
Способность экономики увеличивать свою эффективность служит мощным критерием ее благополучия. Прирост производительности труда позволяет компаниям поднимать зарплаты своим сотрудникам, не увеличивая цен и создавая тем самым реальный, неинфляционный рост доходов (и наоборот, возрастание зарплат, финансируемое исключительно повышением цен, не дает общего прироста покупательной способности потребителей и реального экономического роста). Таким образом, самый верный путь к устойчивому росту экономики заключается в инвестировании в активы, которые увеличивают ее эффективность.
ИТ как катализатор социального развития
Возможно, самые впечатляющие примеры использования потенциала ИТ для ускорения социально-экономического развития имели место в ходе реализации проектов, направленных на расширение социальной интеграции и согласия, то есть проектов, которые предоставляют обделенным группам граждан больше возможностей для участия в жизни общества. Очевидно, что многие проблемы, традиционно стоящие перед малообеспеченными слоями граждан, частично проистекают от ограниченности их доступа к знаниям и информации. ИТ могут помочь в преодолении этой проблемы, упрощая и удешевляя сбор и анализ информации, а также ее распространение среди тех категорий граждан, которые особенно в ней нуждаются.
ИТ обладают гигантским потенциалом как катализатор социального развития. Универсальная, гибкая природа ИТ означает, что они могут использоваться для решения практически любой задачи развития, однако они уже доказали свою эффективность в ряде областей.
Образование. ИТ все шире используются в качестве инструмента, дополняющего традиционные программы и методы обучения и открывающего новые возможности для повышения квалификации в области информационных технологий.
ИТ как катализатор грамотного управления
Государственные органы, как и любые другие организации, все шире используют возможности ИТ для рационализации и роста эффективности своей деятельности. Например, многие органы власти как в развитых, так и в развивающихся странах работают над переводом бумажных документов и записей в электронный формат и даже начинают «связывать» базы данных таких документов, чтобы ими могли воспользоваться различные ведомства. Эти усилия повышают оперативность действий государственных органов и упрощают доступ граждан к государственным документам, информации и услугам по сети Интернет.
В современных экономических условиях информационные технологии в организациях присутствуют как необходимый атрибут технологии управления процессом производства товаров и услуг, экономического анализа и принятия управленческих решений.
В современном менеджменте информационные технологии используются во многих сферах управленческой деятельности:
– планировании ресурсов; – организации бухгалтерского учёта; – организации снабжения и сбыта; – взаимодействии с клиентами; – регулировании потребительского спроса и т. д.
Управление связано с обменом информацией между подразделениями предприятия, а также предприятия с окружающей (внешней) средой. Информация – важнейшая составляющая как производственного, так и управленческого процесса.