Тема 4. Оценивание эффективности информационных технологий и информационных систем в управлении

Теория эффективности - научное направление, предметом которого являются подходы и методы количественной оценки свойств качества и эффективности функционирования сложных систем.

Цели определения эффективности:

1. Для оптимизации деятельности - выбора наилучшей альтернативы для перехода в новое состояние, определяемое законом функционирования системы или её целевой функцией.

. Для идентификации - определения системы или состояния деятельности по качеству наиболее соответствующему реальному состоянию объекта управления.

. Для принятия решений по управлению системой.

Оценка = «истинность» оценивания или результат процесса оценивания эффективности.

Оценивание = «правильность» процесса, основанного на конкретной методологии - знаниях цели оценивания, шкал измерений и измеряемых свойств явления, обоснованных критериях эффективности и их предпочтений; сравнений; ранжирования, выбора и оптимизации.

Соотношение понятий

  Качество Эффективность
Определение Свойство или совокупность свойств системы, обуславливающих её пригодность для использования по назначению Комплексное операционное свойство процесса функционирования системы, характеризирующее его приспособленность к достижению цели или выполнению задачи системы.
Область применения качества Объекты любой природы, элементы системы Только целенаправленные операции, проводимые системой.
Основная характеристика Совокупность существенных свойств системы в использовании по назначению Степень соответствия результатов цели или задачи системы.
Размерность Показатель качества как вектор показателей свойств Показатели результативности, ресурсоёмкости, оперативности по исходу операции или по качеству «алгоритма» обеспечивающий результат
Способ оценивания Критерии пригодности, оптимальности, превосходства Критерии пригодности или оптимальности, определяемые в зависимости от природы, выполняемой задачи системы
       

Виды критериев:

1. Детерминированных, вероятностных и неопределённых операций.

. Глобальные и локальные.

. Внешние и внутренние.

. Априорные и апостериорные.

. Ранговые и количественные.

. Статистические и динамические.

. Максимизирующие и минимизирующие.

Критерии пригодности определяет правило, по которому эффективно то, что по всем частным показателям исхода операции попадает в область адекватности.

Оптимальности - если при этом, радиус области адекватности по этим показателям оптимален.

Требования к критериям эффективности:

. Количественных оценок.

. Эффективным в статистическом смысле

. Комплексным

. Физический аналог или смысл

. Нормировка

. Как совокупность подсистем и подцелей

Проблематика:

1. Не унифицированы шкалы показателей качества результатов операций.

. Основная тяжесть оценивания положена на оценки «алгоритмов» функционирования.

. Выбора критерия эффективности

. Превентивности и априорность оценок.

Компромиссный критерий эффективности - измерение эффективности пути и степени достижения цели в одинаковых единицах.

Интегральные оценки эффективности - на основе агрегирования оценок по отдельным параметрам в одну общую.

Эффект управления складывается из нескольких составляющих:

Э = Ээ + Эс + Эсэ

Где Ээ - эффект экономический, т.е. выраженный в стоимостной форме.

Эс - эффект социальный, т.е. не поддающийся выражению в стоимостной форме.

Эсэ - эффект смешанный, возможны выражения социальных эффектов в стоимостной форме.

Эффективность управления определяется качественно и количественно; достигается на основе стратегии максимального повышения всех положительных эффектов при максимальном сокращении затрат, сопряженных с получением этих эффектов.

Эф = Э/З

Где З - затраты ресурсов.

Экономическая эффективности таким образом - метод приближенного определения эффективности при помощи стоимостных показателей.

Эффективность АИСУ определяется априорно - методом экспертных оценок:

. При автоматизации функциональных задач планирования, прогнозирования, оперативного управления, возможен положительный экономический эффект 18-20%.

. При автоматизации только задач обработки данных возможен положительный экономический эффект не более 5-8%.

Метод оценки ожидаемой эффективности АИСУ как функций капитальных вложений в АИСУ и неупорядоченности системы организационного управления (вероятности её отклонения при функционировании от адекватного - желательного - уровня).

Э = Эмах (1 - Во е в степени к/ко)

Во - исходная неупорядоченность системы.

Эмах - максимальная эффективность системы (Эмах = 0,2); отношение затрат на создание АИСУ и текущих затрат на существующую СУ - к/ко.

Выводы из анализа метода и результатов расчёта:

. Чем выше неупорядоченность системы, тем больше капитальных затрат необходимо для достижения норматива экономического эффекта.

. При неупорядоченности системы менее 0,3 практически при любых капитальных вложениях, эффективность не превысит более 4% от исходного значения

. По мере усложнения СУ приобретаемая дополнительная эффективность уменьшается с увеличением объёма обрабатываемой информации, а срок окупаемости системы возрастает.

Коэффициент использования специалистом времени

Мю СП = 1 - Фф/Фд,

Где Ф - фактическое время присутствия исполнителя на рабочем месте и действ. фонд рабочего времени за плановый период (смену, месяц, год)

Коэффициент способности (соответствия) исполнителя:

Мю = 1 - Вф /Вн

В - количество баллов, полученных испытуемым и нормативное количество баллов, характеризующее идеального исполнителя.

Коэффициент, характеризующий ценность получаемой информации

Мюц.и. = 1 - РсРпРд = 1 - Иф/Итр

Где Рс, Рт, Рд - вероятности своевременного поступления, полноты и достоверности информации.

Иф, Итр - фактическое и требуемое время до поступления полной и достоверной информации

Коэффициент, характеризующий быстроту принятия или подготовки решения

Мюбр = 1 - Тф/Ттр

Тф, Тр - фактическое и требуемое время принятия решения.

Коэффициент обеспечения производственных подразделений ресурсами

t - суммарные потери рабочего времени из-за некачественного управления м по функциям.

Ф - действительный фонд рабочего времени по количеству работников управления.

Коэффициент экономичности аппарата управления характеризует отношение количества сотрудников аппарата сотрудников аппарата.


Наши рекомендации