Ассортимент товаров: понятие и виды, структура ассортимента, ассортиментный перечень
Товар как объект товароведения и экспертизы. Потребительские стоимости товаров как предмет товароведения. Экспертиза и ее роль в обеспечении кач-ва и безопасности товаров. «Товароведение и экспертиза товаров» как комплексная экспертиза.
Товароведение– понятие, производное от слов «товар» и «ведать» (знать). Дословная интерпретация – «знание о товаре».
Товар,как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на его производство, характеризуется двумя сторонами:
Меновая стоимость– характеризует товар с точки зрения его обмена как вещи на другие вещи в соответствующих определенных пропорциях.
Потребительная стоимость товара– полезность товара, его способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость свойственна всем продуктам труда, но проявляется она только при потреблении или использовании вещи, так как лишь при использовании или потреблении вещи можно оценить ее полезность.
Предмет товароведения– изучение потребительной стоимости продуктов труда.
Товароведение в современном понимании– научная и учебная дисциплина, предметом изучения которой являются потребительные стоимости товаров народного потребления.
Товары народного потребления– товары сельскохозяйственных, промышленных и кустарных предприятий, предназначенные для реализации в сфере обращения с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей населения.
Цель товароведения– изучение потребительных стоимостей товаров народного потребления Продукты труда– продукция, которая становятся товаром при наличии товарного производства и товарного обращения.
Потребительная стоимость продуктов труда подразделяется на индивидуальную и общественную.
Объекты, обладающие индивидуальной потребительной стоимостью– продукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для личного потребления.
Объекты, обладающие общественной потребительной стоимостью– продукты труда, произведенные для обмена или торговли с целью удовлетворения потребностей общества.
Общественная потребительная стоимостьединицы товара определяется как единичная потребительная стоимость.
Потребительная стоимость общественного продукта,удовлетворяющего потребности определенных групп потребителей или всего общества, определяется как совокупная потребительная стоимость.
Единичная потребительная стоимость– стоимость, связанная с удовлетворением личных потребностей отдельного человека или его семьи.
Совокупная общественная потребительная стоимость товаров– стоимость, которая создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп.
Потребительная стоимость товара обусловленаприсущими ему потребительскими свойствами, проявляющимися при использовании товара потребителем для удовлетворения материальных, культурных или биологических потребностей.
Классификация товаров как метод товароведения и экспертизы товаров. Правила, методы, признаки классификации, классификационные группировки. Виды товароведной классификации товаров. Торговля классификации по группам товаров, потребительским комплексам.
Классификация свойств товара, в зависимости от роли, которую они играют в жизненном цикле товара:
1. Функциональные свойства – потребительские свойства товара, определяющие его соответствие как предмета потребления или эксплуатации целевому назначению.
2. Эргономические свойства товара – потребительские свойства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления или эксплуатации на различных этапах функционального процесса в системе «человек – товар – среда».
Эргономические свойства – удобство пользования товаром, определяющее его способность функционировать с учетом особенностей строения и свойств организма каждого потребителя.
Составляющая часть эргономических свойств – гигиенические свойства – характеризующие гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с товаром и окружающей средой.
3. Безопасность – обеспечивает безвредность потребления и использования товара человеком. Безопасность рассматривается в качестве потребительского свойства, обеспечивающего защиту, человека и среды его обитания от вредных и токсичных воздействий товара при его потреблении, хранении транспортировке и утилизации.
4. Показатели надежности товара – показатели качества товара, характеризующие сохранение основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих определенным условиям потребления или эксплуатации. Показатели надежности товара:
1. Безотказность– способность товара непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени.
2. Долговечность товара– характеризует способность товара сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Предельное состояниетовара – его разрушение или невозможность дальнейшего использования вследствие физического или морального износа.
Долговечность оценивается:сроком службы; ресурсом работы, выражаемыми продолжительностью работы (мин, ч.).
3. Ремонтопригодность– характеристика товара, определяющая его способность к устранению причин выхода из строя, обнаружению и предупреждению отказов в работе.
4. Сохраняемость товара– характеризует способность товара постоянно сохранять свои потребительские свойства при хранении, транспортировке, реализации, потреблении или эксплуатации в условиях, установленных нормативной и технической документацией.
Критерий сохраняемости для непродовольственных товаров – срок годности (или службы) товара– период, в течение которого товар пригоден для эффективного использования по назначению.
Ассортимент товаров: понятие и виды, структура ассортимента, ассортиментный перечень.
Ассортимент товаров– набор товаров различных видов и разновидностей, объединенных по потребительному, торговому, производственному или материально-техническому признаку.
Промышленный ассортимент– номенклатура продукции, выпускаемая изготовителем (отраслью промышленности, отдельным предприятием, объединением предприятий).
Торговый ассортимент– номенклатура товаров, находящихся в сфере обращения на предприятиях оптовой и розничной торговли.