Проектирование интегральной логистики
Структурное улучшение интегральной логистики - это комплексная задача, в решение которой вовлечены различные направления деятельности фирмы - производится на основе поэтапного проектирования. Рассмотрим основные этапы проектирования логистики:
1. Определение целей. Цели логистики должны быть определены как можно более конкретно (табл. 2.1). В формулировании целей логистики центральное место занимает потребитель. Важно знать потребности потребителей. Что для них важнее: чтобы товар был быстрее поставлен или возможно положиться на оговоренный срок поставок? При определении целей также обращают внимание на производственное и коммерческое управление предприятием. Сокращение периода поставок, например, является одним из важных аспектом в управлении производством. Учитываются достижения конкурентов, короткий период поставок означает “короткий” по отношению к конкурентам.
Таблица 2.1
Целевые установки логистики
Достижения на сегодняшний день | Цель через год | |
Уровень запаса | 10 000 000 | 8000 000 |
Надежность поставок | 79 дней | 70 дней |
Гибкость | Заранее достигается договоренность о возможностях производства в определенный планируемый период | В любой планируемой период может быть произведен любой продукт |
Целевые установки логистики
Целевые установки должны быть реальными и достижимыми. Иногда приходится корректировать цели. Возможно, они были сформулированы очень осторожно или, напротив, цели слишком амбициозны. Важно, однако, чтобы цели корректировались как можно меньше.
После того, как цели сформулированы, определяется, кто будет осуществлять проект, а также составляется первый общий план. Правильный выбор лиц для реализации имеет решающее значение для успеха.
2. Анализ узловых моментов. Далее следует проанализировать, каковы узловые моменты в логистике при нынешней ситуации. На рис. 2.20 обозначено семь условий улучшения логистики.
Ниже приводится ряд примеров, как добиться улучшения по каждой категории.
Товар:
• санация ассортимента;
• стандартизация запасных частей и полуфабрикатов;
• модульная сборка продукции.
Производство и распределение:
• надежные, быстро перестраивающиеся, имеющие широкий профиль станки;
тесная связь производства и распределения.
Планирование и управление:
• выбор наиболее эффективной методики управления запасами;
• от внешнего к внутреннему управлению;
• изменение частоты планирования (например, переход от еженедельного планирования к ежедневному).
Закупки:
• надежность поставщиков;
• сокращение сроков поставок;
• прямой договор с поставщиками.
Информационные системы:
• планирование и закупки обеспечиваются системами ЭВМ.
Организационные структуры:
• организационной структуре придается форма собственного отдела логистики с функциями по управлению движением товаров.
Персонал:
• персонал должен сознавать важность целей логистики для фирмы;
• образование и просвещение;
• высокий уровень взаимозаменяемости (гибкости) производственного персонала.
Категории улучшения логистики имеют прямую связь друг с другом, как показано на рис. 2.20. Пример: составление ассортимента (категория товар) определяет направление производственного процесса и требования относительной гибкости (категория производство). Другой пример: комплексность информационных систем влияет на уровень подготовки сотрудников (категория персонал).
Узловые моменты указывают на направление деятельности по улучшению интегральной логистики. Они включаются в планирование, при этом определяется, кто будет этим заниматься и какие средства будут при этом высвобождены.
3. Реализация мер по улучшению. Структурные улучшения в начале выполнения проекта производятся циклично по правилам круга. На первом этапе формулируются целевые установки. На втором - продумывается план действий для реализации этих установок. На третьем этапе установки проводятся в жизнь. В период реализации проекта отмечаются результаты улучшений.
4. Оценка деятельности и расчеты. Осуществляется ли проект согласно намеченному плану? Имеются ли аспекты, тормозящие проект?
5. Корректировка. Можно внести изменения в планирование деятельности. Можно наметить новые действия.
Элементы правила круга отображены на рис. 2.21.
Руководитель проекта по улучшению логистики должен следить за тем, чтобы эти элементы четко выполнялись. Тем самым закладывается основа для структурного улучшения логистики на предприятии.
ГЛАВА III.
Транспортное обеспечение логистики
3.1. Логистические процедуры при организации транспортировки
Транспортировка– это составная часть логистики, включающей операции перемещения и хранения сырья, запасов, незавершенного производства и конечной продукции из места происхождения в место потребления. Акцент на сокращение затрат и длительности цикла времени в цепи «снабжение – производство – сбыт» подчеркивает важность оборота запаса и увеличивает потребность в конкурентоспособных услугах по транспортировке.
Транспортировку также можно определить как логистическую активность с использованием конкретного транспортного средства в логистической системе, включающую в себя грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, саму перевозку, складирование, таможенную очистку, страхование и т.п.
В зависимости от вида перемещаемых грузов затраты на транспортировку могут составлять свыше 40% общей стоимости этого товара, например, для строительных изделий относительно небольшой стоимости и крупногабаритной продукции. Считается нормальным, когда транспортные расходы не превышают 10% от объема расходов на закупку этих изделий.
Вся сложность покупки транспортных услуг состоит в том, что сокращение расходов не является единственной целью.
Управление транспортировкой в логистике включает выполнение следующих процедур:
Выбор способа транспортировки;
Выбор вида транспорта;
Назначение транспортного средства;
Выбор перевозчика и логистических посредников по транспортировке;
Оптимизация параметров транспортного процесса.
Какова же современная тенденция при покупке транспортных услуг?
В связи с наблюдающейся тенденцией к децентрализации транспортной отрасли и расширением услуг в сторону расширения диапазона услуг, информационных систем, своевременности (надежности и быстроты) и тарифов оплаты. Диапазон относится к способности перевозчика решать множество вопросов логистического процесса, включая транспортировку, складирование, управление запасом и взаимодействие отправителя и перевозчика. Ввиду важности оперативного решения вопросов обеспечения надежного, своевременного обслуживания и быстрого перемещения товаров, поставщики ищут перевозчиков, с которыми можно поддерживать тесные отношения для сокращения цикла времени. Поставщики требуют лучшего взаимодействия и более качественных информационных систем для отслеживания и экспедирования выполнения заказов. Задержки логистической цепи могут привести к росту уровня запаса и увеличению объема общих расходов. В этой связи логистика в целом рассматривается как область, где сокращение расходов в конечном итоге увеличит прибыль.
В связи с большим количеством денежных ресурсов задействованных при перемещении продукции и потенциальном воздействием на прибыли, в крупных компаниях имеются транспортные отделы со специалистами в таких областях, как выбор перевозчиков и маршрута, определение фрахта и ставок, отслеживание перевозок и обработка претензий в случае порчи или утери продукции при перевозке.
Специалист по логистике должен обладать достаточными знаниями для принятия решения о предпочтительных условиях FOB, классификации фрахта, выборе перевозчиков и маршрута, определении ставок фрахта, подготовке необходимой документации, ускорении выполнения заказа и отслеживании перевозки, разрешении претензий на потерю или порчу при перевозке и процедуре оплаты за транспортные услуги.
Вопросы поиска внешнего источника снабжения, контрактов с внешним источником или привлечения компании третьей стороны по предоставлению услуг в области логистики приобретают особую остроту, поскольку компании требуют, чтобы перевозчики брали на себя решение большей части вопросов в области логистики, чем транспортные отделы.