Топология интегральной микросхемы – это пространственное расположение всех компонентов интегральной микросхемы, воплощённое в полупроводниковом носителе

Интегральная микросхема (ИМС) – микроэлектронное изделие, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объёме и поверхности материала.

Объект охраны – топология ИМС, т.е. зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение элементов интегральной микросхемы и связи между ними. Современные ИМС надёжно защищены технически и их дополнительная охрана не всегда необходима.

Субъекты охраны. Т.к. топологии создаются не одним лицом и требуют больших средства, это всегда служебные объекты.

Первичными субъектами являются:

– авторы топологии;

- работодатели авторов;

- правопреемники указанных лиц.

Условия правой охраны.

Право на топологию ИМС удостоверяется свидетельством об официальной регистрации. Для его получения заявитель представляет в патентное ведомство:

- заявление о выдаче свидетельства;

- данные в отношении заявителя и авторов;

- депонируемые материалы;

- реферат.

В РФ требования к депонируемым документам должны содержать:

1) Полный комплект одного из следующих видов визуально воспринимаемых материалов, отображающий каждый слой регистрируемой топологии:

- послойные чертежи;

- сборочный чертёж;

- фотография всей и послойная

2) четыре образца топограммы.

По существу эти требования направлены на выявление производственных секретов, что нельзя считать обоснованным и невыполнимо, что создаёт недейственную систему регистрации и охраны топологии.

К условиям охраноспособности относятся:

- творческий характер;

- оригинальность топологии.

Для выдачи охранных документов используется явочная система, т.е. проводится формальная экспертиза (поэтому требования к документам абсурдны) и выдаётся свидетельство и вносится в Реестре топологий. За выдачу взимаются пошлины, но после выдачи свидетельства охрана производится без уплаты пошлин. Знак охраны «Т».

Интеллектуальные права:

- Права авторства.

- Иные права (право на регистрации, на получение вознаграждение за служебную или созданную по договору топограммы

- Исключительные права:

А) воспроизведение;

Б)введение в гражданский оборот.

Срок охраны. В ст. 1457 ГК РФ – 10 лет.

Хотя топологии морально устаревают уже через 3-5 лет.

7.3Право на секрет производства (ноу-хау).

Секрет производства (ноу-хау) –это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Условия правовой охраны:

-сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам;

- у третьих лиц нет свободного доступа к сведениям на законных основаниях;

- в отношении сведений введён режим коммерческой тайны.

Интеллектуальные права состоят из одного исключительного права.

Исключительное право – право использования секрета производства любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений.

Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на секрет.

Субъекты исключительного права:

- А) обладатель секрета права;

- б) его правоприёмники;

- в) правообладатели, к которым исключительное право переходит по договору.

Срок действия исключительного права: до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих тайну.

Распоряжение исключительным правом: возможно по договору об его отчуждении (ст. 468 ГК РФ) или по лицензионному договору (ст. 1469 ГК РФ). Лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность сведений, составляющих тайну до прекращения действия исключительного права или до прекращения действия лицензионного договора. Лицензиант обязан сохранить конфиденциальность сведений, составляющих тайну до прекращения лицензионного договора.

Лекция 8. ОХРАНА МАРКЕТИНГОВЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

8.1 Понятие

Для обозначения производимых товаров, поставляемых на рынок (market), их производители используют маркетинговые обозначения:

- фирменное наименование;

- товарный знак;

- наименование места происхождения товара;

- указание происхождения товара;

- доменное имя.

За исключением доменного имени, остальные объекты используются для обозначения товаров и их производителей, и во многих странах они являются охраняемыми.

Любые обозначения товаров легко копировать и использовать для маркировки аналогичных товаров иных производителей. Если производитель добился устойчивого рыночного положения и репутации на рынке за счет выпуска качественной продукции, его конкуренты часто стараются свою менее качественную продукцию обозначать теми же знаками. В результате потребитель может по неведению приобрести некачественную продукцию и разочароваться в ней. Таким образом, неправомерное использование маркетинговых обозначений основного производителя ведет к снижению его доходов и прибыли, а также к ущербу репутации. Ущерб репутации сказывается и на снижении доходов от реализации новой продукции.

В системе интеллектуальной собственности охрана обозначений оказалась потому, что они используются для обозначения товаров, в которых воплощены креативные объекты интеллектуальной собственности.

Охрана маркетинговых обозначений представляет собой средство обеспечения прав и интересов производителей товаров. Дело в том, что для выпуска альтернативной продукции необходимо много времени и ресурсов, тогда как чужие обозначения на малоизвестной продукции могут легко использоваться. Именно такое использование маркетинговых обозначений наносит наибольший ущерб основным производителям.

Представление о маркетинговых обозначениях, несмотря на его простоту и естественность, является новым в системе интеллектуальной собственности, в экономике и маркетинге.

Маркетинговые обозначения - это указания участников рыночных отношений, в частности, производителей и выпускаемых ими товаров, организаций и лиц, оказывающих или предоставляющих услуги (бытовые, социальные, транспортные, финансовые, инновационные, инвестиционные, консалтинговые и т.д.).

Обычно маркетинговые обозначения называют способами индивидуализации юридических лиц и индивидуализации товаров и услуг.

Использование понятия "маркетинговые обозначения" представляется предпочтительнее, чем "способы индивидуализации", поскольку оно:

- отражает рыночное (marketing) предназначение обозначений;

- выражает сущность и назначение обозначений;

- не содержит противоречий и неточностей, свойственных понятию "способы индивидуализации".

Наши рекомендации