Методы управления запасами. АВС-метод регулирования запасов. Определение оптимального размера заказа
В мировой практике известны три концепции управления запасами. Первая из них ориентирована на максимизацию запасов. Данная концепция была характерна для директиво – плановой экономики нашей страны. В условиях этой экономики управление запасами товарно-материальных ресурсов базировалось на установленных государством нормативных методах производства и распределения этих ресурсов.
Концепция оптимизации запасов родилась в начале прошлого века на методике расчета потребителями века и базировалась на методике расчета потребителями оптимальных размеров запасов товарно-материальных ресурсов. Эта методика основана на списке оптимального уровня совокупных затрат, необходимых для закупок и содержания запасов.
В 60-70-х гг. прошлого века получила также распространение концепция минимизации запасов, родиной которой является Япония. Эта концепция опирается на режим работы с минимальными запасами и отказа предприятий от страховых запасов.
При запасе номенклатуры запасов по методу АВС ее делят на три группы. В группу «А» относят все наименования из номенклатуры запасов, общая стоимость которых составляет 75-80% суммарной стоимости запасов. В группу «В» входит приблизительно треть общего числа наименований. Их суммарная стоимость в запасах 10-15%. Группа «С» объединяет оставшиеся наименования ресурсов (более половины) с суммарной стоимостью 5-10%. Такое распределение ресурсов позволяет выделить в них главные, но незначительные по числу наименований ресурсы и сосредоточить основное внимание на управлении ими.
После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.
Оптимальный размер партии проставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
v объем спроса;
v расходы транспортно-заготовительные
v расходы по хранению запаса
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов от объема заказа разный.
Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, т. к. закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже.
Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа.
[7] – с. 111-129,[1]– с. 312-313
Тема 4. Складская логистика
Склад, как элемент логистической цепи. Понятие, виды и функции складов. Количество складов и размещение складской сети.
Методологической основой анализа склада как звена (элемента) ЛС является системный анализ. Современный склад представляет сложную технико - экономическую систему, динамично функционирующую и изменяющуюся под воздействием изменений внешней среды. Склады относятся к классу сложных вероятностых систем – они сложны по устройству, по типам и конструкции оборудования, по числу параметров, по характеристикам перерабатываемых грузопотоков.
Складские объекты представляют собой связующие элементы логистических цепей при продвижении материальных ресурсов как в сфере их производства, так и в сфере потребления.
Складской объект – это обычно здание, сооружение или открытая площадка для приемки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, их ответственного хранения, учета и выдачи по заказам потребителей. По сути, склад представляет собой пространство, в котором размещены материальные ресурсы и где обеспечивается их сохранность по качеству и количеству.
Рисунок 1.2 – Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли
Классификация складов возможна по следующим признакам:
1. По формам их принадлежности:
- собственные склады компаний;
- коммерческие склады;
- склады государственных предприятий;
- склады муниципальных предприятий.
2. По отношению к участникам логистических систем:
- склады производителей;
- склады торговых, транспортных, торгово-посреднических предприятий
- склады экспедиторских компаний
- склады посредников
3. По отношению к функциональным базисным областям логистики:
- склады снабжения
- склады производства
- склады сбыта и распределения
4. По товарной специализации:
- универсальные склады
- специальные склады
5. По конструкции:
- закрытые
- крытые
- открытые