Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий

Событие, происшедшее в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации автодорожного транспортного средства лицом, управляющим этим транспортным средством, после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП).

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожного транспортного средства наступает в случаях, если в результате ДТП имело место причинение менее тяжких, тяжких телесных повреждений либо причинение смерти по неосторожности. Если такие последствия не наступили, данные нарушения влекут административную ответственность.

Дорожно-транспортные происшествия возникают как в результате субъективных, так и в результате объективных причин. К субъективным причинам относятся те, которые вызваны нарушением правил дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств водителями, пешеходами или пассажирами или другими участниками движения на улице или на дорогах.Хотя в правилах идет речь о «дорожном движении», иное место их нарушения (улица, двор, полевая дорога, территория предприятия и т.д.) не влияет на квалификацию преступления. К объективным причинам относятся недостатки в планировки дороги, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств регулирования, тормозных, маневренных и иных качеств машины. Происшествие может возникнуть в силу объективных факторов, которые не могли быть охвачены предвидением водителя, например, при движении машины внезапно вышло из строя рулевое управление. В таких случаях вина водителя отсутствует. Однако чаще всего дорожно-транспортным происшествиям сопутствуют и объективные и субъективные причины одновременно.

Следователю зачастую трудно определить причинно-следственную связь субъективных и объективных факторов с наступившими последствиями. Особенность расследования дорожно-транспортных происшествий и заключается в том, чтобы дать правильную оценку значения объективных и субъективных факторов и условий, способствующих созданию аварийной ситуации.

Виды ДТП могут выделяться в зависимости от механизма происшествия и наступивших последствий. Поэтому их можно подразделить на:

- наезды на пешеходов, велосипедистов, животных, препятствия, стоящие транспортные средства;

- столкновения с транспортными средствами, гужевым транспортом;

- опрокидывание;

- падение пассажиров.

Следовая картина ДТП. В зависимости от механизма дорожно-транспортного происшествия, оно оставляет определенные следы, которые условно можно подразделить на три группы, в зависимости от места их нахождения: следы на месте происшествия, следы на потерпевшем, следы на транспортном средстве.

Так, на месте происшествия остаются следы в виде нарушения обстановки, наличия транспортных средств, объектов наезда или столкновения. На дорожном покрытии могут остаться следы от транспортного средства – следы протекторов шин – статические либо динамические в виде следов торможения; части от автомашины (осколки фар, часть бампера и т.д.); следы горюче-смазочных материалов; часть потерянного груза. Причем следы транспортного средства могут находиться на значительном расстоянии от места столкновения. Например, после ДТП водитель скрылся с места происшествия, а затем остановился на обочине дороги, чтобы осмотреть свою машину и, таким образом, на мягком грунте обочины, на определенном расстоянии от места столкновения останутся следы от протектора шин. При их обнаружении расширяются границы осмотра места происшествия и обнаруженные следы описываются в протоколе осмотра места происшествия.

Следы от ДТП остаются на объекте столкновения или наезда. Таким объектом может быть человек. В этом случае на его теле и одежде обнаруживаются различные повреждения. На одежде обычно остаются следы в виде разрывов, потертостей, разволокнения материала. Кроме этого, на одежде потерпевшего могут быть следы наложения. Это обычно следы протектора шин транспортного средства, если имел место наезд, микрочастицы от проезжей части дороги; микрочастицы от транспортного средства (частицы краски, металла, разбитого стекла, перевозимого груза, например, цемента, муки и т.д.). На одежде потерпевшего могут находиться также и микрообъекты с тела и одежды преступника, в случае, если тот переносил пострадавшего. Если объектом столкновения являлась преграда или другое транспортное средство, то на них остаются следы повреждений (вмятины, царапины); микрочастицы краски транспортного средства.

Третьим объектом, носителем следов ДТП, является транспортное средство, на котором оно совершено. На транспортном средстве остаются следы от столкновения. Это всевозможные повреждения (вмятины, царапины), микрочастицы объекта, с которым произошло столкновение, например, частички краски. Если данное транспортное средство наехало на человека, то на его теле и одежде могут остаться частички одежды пострадавшего; биологические наложения (кровь, частички кожи, волос). На транспортном средстве могут остаться следы пальцев рук пострадавшего. Такое может произойти, если потерпевший в момент наезда успел опереться в капот машины или лобовое стекло. Другая группа следов на транспортном средстве – это следы водителя, управлявшего автомашиной. В салоне автомашины следует искать следы пальцев рук на руле, рычаге коробки передач, следы ног на резиновом коврике под ногами водителя и педалях; биологические следы (слюну на окурках, кровь, если водитель при ДТП поранился), микроволокна от одежды водителя – на сиденье.

Отдельную группу следов составляет техническое состояние транспортного средства. Неисправность тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных средств могла быть причиной совершения ДТП. Поэтому следы этой группы в обязательном порядке отыскиваются и фиксируются в протоколе осмотра места происшествия.

Дорожно-транспортное происшествие оставляет следы и на самом виновном лице. Прежде всего, это телесные повреждения, которые водитель получил при ДТП (ссадины, царапины, переломы и т.д.). На одежде водителя остаются микроволокна от чехла сиденья автомашины, частички груза, микрочастицы с места происшествия. Если преступник имел контакт с пострадавшим, например, оказывал помощь, переносил его на другое место, то на его одежде останутся микрочастицы от одежды потерпевшего и биологические наложения от пострадавшего (кровь, волос и т.д.)

Личность преступника.За нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее 16-летнего возраста, фактически управляющее автодорожным транспортным средством. Уголовная ответственность наступает, независимо от того, получило ли оно удостоверение на управление автодорожным транспортным средством соответствующей категории либо управляло им, не имея такого удостоверения. Если ДПТ, повлекшее смерть потерпевшего, совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то уголовная ответственность в отношении такого лица наступает за причинение смерти по неосторожности.

Среди лиц, совершающих дорожно-транспортные происшествия, наибольшее количество представляют мужчины молодого возраста. Зачастую эти лица управляют транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.

Обстоятельства, подлежащие доказываниюпри расследовании дорожно-транспортных происшествий следующие:

а) относящиеся к дорожной обстановке места происшествия:

- дорожная обстановка при которой произошло ДТП. Это расположение места происшествия, качество дороги (рельеф, наличие или отсутствие уклонов, подъемов, поворотов, техническое состояние покрытия, наличие разметки);

- освещенность и видимость для водителя на данном участке;

- погодные условия на момент дорожно-транспортного происшествия;

- интенсивность потока транспорта на дороге и интенсивность пешеходного движения;

- наличие или отсутствие дорожных знаков и их видимость;

- техническое состояние транспортного средства, его исправность на момент ДТП.

Эти обстоятельства устанавливаются главным образов в ходе осмотра места происшествия.

б) относящиеся к движению транспорта и действиям водителя:

- кто является водителем, его физическое состояние, не находился ли он в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или в болезненном состоянии, допускал ли он ранее какие-либо нарушения;

- скорость движения транспортного средства;

- техническое состояние транспорта;

- какие правила дорожного движения нарушены водителем;

- имелась ли у водителя возможность предотвратить ДТП;

- находятся ли в причинной связи события ДТП и наступившие последствия.

Часть этих обстоятельств может быть установлена в результате проведения автотехнической экспертизы.

в) характеризующие поведение потерпевшего:

- сколько человек и кто именно является пострадавшим, какие повреждения причинены потерпевшим, какова степень тяжести повреждений, имеются ли погибшие, находился ли пешеход в состоянии алкогольного опьянения;

- в каком направлении двигался пешеход по отношению к машине, которой был сбит; как двигался (шел или бежал); расстояние, пройденное пешеходом до момента, когда он был сбит машиной;

- на каком расстоянии от пешехода находилась автомашина, в тот момент, когда пешеход начал движение от тротуара.

Поможет в решении этих вопросов следственный эксперимент, проведенный на месте происшествия.

Наши рекомендации