Политика управления запасами. Оптимизация размера текущих запасов

Цели управления запасами. Учет и оценка запасов. Определение складских расходов и расходов на подготовку заказа.Инвестиции в запасы. Управление запасами. Определение экономически оптимального объема и точки повторного заказа. Использование метода контроля запасов.

Цели управления запасами

Цели Пути достижения  
Поддержание ликвидности и текущей платежеспособности организации; оптимизация структуры запасов Сокращение средств, отвлеченных в запасы, улучшение финансового состояния организации за счет: · улучшения структуры запасов; · выявление избыточных запасов и неликвидов; · поддержания оборотных активов в наиболее ликвидном состоянии; · сокращения потребности в источниках финансирования; · снижения расходов, связанных с финансированием запасов  
     
Поддержание конкурентоспособности организации Улучшение обслуживания покупателей и заказчиков, поддержание деловой репутации организации за счет: · рационального соотношения между имеющимися видами готовой продукции; · сокращения потерь, связанных с упущенной выгодой из-за отказа от срочного заказа или предложения  
Оптимизация затрат, связанных с формированием запасов Сокращение издержек производства за счет: · устранения потерь рабочего времени, вызванных нехваткой сырья и материалов; · сокращения более рационального процесса производства вследствие исключения частых изменений в календарных планах и дорогостоящих переналадок, вызываемых некомплектностью ресурсов; · поддержания наиболее экономичного соотношения между затратами на хранение и приобретение запасов; · уменьшения затрат на содержание филиальных складов и других складских помещений  
Обеспечение необходимого контроля за запасами Снижение потерь, связанных с неудовлетворительной системой контроля за количеством и качеством поступающих материальных ценностей, предотвращение возможных потерь, порчи и бесконтрольного использования запасов  

Управление запасами- важная часть общей политики управления оборотными активами предприятия, основная целькоторой —обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов.

С точки зрения управления оборотными активами к производственным запасам относят не только сырье и материалы, необходимые для производственного процесса, но также незавершенное производство, готовую продукцию и товары для перепродажи.

Определение необходимого объема финансовых средств, аван­сируемых в формирование запасов товарно-материальных цен­ностей, осуществляется путем определения потребности в отдель­ных видах запасов. В процессе определения потребности запасы

товарно-материальных ценностей предварительно группируются следующим образом:

• производственные запасы (запасы сырья и материалов, необ­ходимые для производства продукции);

• запасы готовой продукции, предназначенные для бесперебой­ной ее реализации потребителям.

Потребность в запасах каждого вида определяется раздельно по таким группам:

1) запасы текущего хранения (они представляют собой посто­янно обновляемую часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства или реализации потребителям);

2) запасы сезонного хранения (формирование таких запасов обусловлено сезонными особенностями производства и закупки сырья, а также сезонными особенностями потребления готовой продукции);

3) запасы целевого назначения (формирование таких запасов на предприятии определено специфическими целями его деятельно­сти, например, для организации встречной торговли при закупке определенных сырьевых ресурсов: обуви при закупке шкур; сахара при закупке сахарной свеклы; подсолнечного масла при закупке подсолнечника и т. п.).

Учет и оценка запасов

После того как продукция реализована, фирма должна скалькулировать ее себестоимость. Запасы на производства реализованной продукции приводят в отчете о прибылях и убытках как расходы за период, и на эту величину уменьшается сумма по статье «запасы» в балансе. Существует 4 метода, которые могут быть использованы для определения себестоимости реализованной продукции и оценки запасов:

1) Метод индивидуальной оценки. При использовании данного метода оценка запасов происходит на основе индивидуального учета затрат по каждой конкретной единице продукции. После реализации данной продукции стоимость запасов уменьшается в соответствии с затратами, относящимися у ней. Метод применяется при учете дорогостоящих предметов, реализация которых происходит достаточно медленно, как например, в случае продажи автомобилей.

2) Метод ФИФО предполагает, что запасы потребляются в той же последовательности, в какой они закупаются предприятием. В результате себестоимость реализованной продукции определяется на основе цен наиболее ранних закупок сырья, а запасы исчисляются в ценах более поздних закупок. Предположение о последовательности пополнения и расхода запасов является чисто умозрительным, в реальности в производстве может поступать сырье из партий, закупленных предприятием в различное время.

3) Метод ЛИФО – противоположный методу ФИФО. В этом случае себестоимость реализованной продукции определяется о ценам последних по времени закупок, а оценка запасов производится по ценам ранних закупок.

4) Метод средней себестоимости предполагает определение средневзвешенной цены единицы запасов, по которой затем производится расчет себестоимости реализованной продукции. Рассчитанная таким образом себестоимость РП и стоимость остатка запасов занимают промежуточное положение между аналогичными показателями, рассчитанными методами ФИФО и ЛИФО

Наши рекомендации