Эволюция языка и история общества. Языки родо-племенного строя

Прослеживается связь форм существования языка с историческими общностями людей.

Эта связь проявляется в формах существования языка, которые находятся в прямой зависимости от характера этнических коллективов, обслуживаемых языком.

Основной ячейкой родо-племенного строя является племя. Как и всякий этнос, племя характеризуют следующие признаки;

- проживание общности людей на одной территории;

- связанность хозяйственными отношениями;

- использование одного языка.

Специфика племени заключается в том, что все люди в нем связаны кровнородственной связью. Считалось, сто все племя имеет одного предка. Племя делилось на фратрии, фратрии на роды.

В родо-племенном строе существовали экзогамные (от греч. «вне», «снаружи» и «брак») отношения. Племя делилось на две части, внутри каждой части браки и половые связи между мужчинами и женщинами были строго запрещены.

Племена обычно объединялись с союзы племен, получавшиеся путем дробления, соединения, передвижения, сплочения племен.

Все особенности родо-племенного строя имеют самое непосредственное отношение к языку. Некоторые особенности можно вскрыть в связи с внутренней жизнью племени и рода. Так, деление племени на экзогамные группы предполагает некоторые отличия языка каждой группы от языков других групп, по крайней мере в области лексики. Деление членов рода на мужскую и женскую половины также требовало некоторых языковых различий. Появляются также различия в языке разных возрастных групп. Таким образом, внутри племени существовало известное различие групповых языков.

Подобные явления наблюдаются еще и в наше время. В языке юкагиров палатальные взрывные звуки (типа русских ть, дь) принадлежат только языку мужчин, женщинами они произносятся как ц, дз, а стариками - как чь, джь.

Поскольку социальное различие мужчины и женщины сохраняется, постольку различия мужского и женского языка сохраняются практически во всех языках. эти различия проявляются в большей мере не в литературном языке, а в диалектах. Существование «женских языков» подкрепляется не биологическими, а социальными причинами.

Одной из особенностей языков родо-племенного строя является быстрое обновление словаря. Оно объясняется отсутствием письменности и является следствием постоянных контактов родов и племен. Смена лексики в языках родо-племенного строя объясняется также таким явлением, как табу. Под табу в лингвистике понимают общественный запрет на определенные слова, а следовательно и на обозначаемые ими понятия. Слово табу заимствовано из полинезийских языков. Примером табу может служить название медведя (меду - дъ - поедающий мед), змеи (связано с идеей земли). Индоевропейские корни этих слов rksos, sarpas).

Языкипервобытнообщинного строя характеризовались большой диффузностью, наличием диалектных различий, следы которых сохраняются порой и до сих пор. В Австралии в 19 в. отмечалось 500 языков на 300 тысяч населения. В Африке насчитывается большое количество языков. Так, в Нигерии свыше 100 языков, в Заире – 800.

Соединение племен в племенные союзы приводило к теснейшим контактам и взаимодействиям как родственных, так и неродственных языков. Результатом взаимодействий в рамках племенного союза один язык, побежденный, исчезает, второй язык, победитель, становится общим языком новой, объединенной этнической общности людей. Но под влиянием контактов с побежденным языком он несколько изменяет свой облик. Такие изменения в языке-победителе обычно затрагивают сферу фонетики и лексики, значительно меньше сферу грамматики. Это наблюдается и в хорошо известные исторические периоды. Например, при завоевании Римом Галлии, Иберии и Дакии латинский язык Рима победил на завоеванных территориях, но на каждой из них несколько видоизменился под влиянием побежденного языка, что и дало начало родственным, но различным романским языкам - французскому, испанскому, румынскому. Такие же явления имели место и на стадии родо-племенного строя.

Иногда контакт двух языков приводит к появлению такого языка, который не является уже по существу ни тем, ни другим. Такое явление носит название скрещивание языков. Примерами скрещивания дают нам английский и румынский языки. Английский язык, будучи языком германской группы, испытал, начиная с 11 в., сильное и многократное влияние французского языка. Около 55% слов в английском языке – заимствования из французского или латинского при посредстве французского. Некоторые явления в английском языке являются результатом скрещивания.

Румынский язык явился результатом скрещивания романского языка со славянскими языками, албанским, венгерским, новогреческим. Характерным примером скрещивания в румынском языке служат румынские числительные, где латинские корни уложены в славянскую структуру: unsprezece «одиннадцать», буквально «один над десятью»; doisprezece «двенадцать»; undecim буквально «один-десять» duodecim буквально «два-десять».

В современном нам мире нет «равномерно смешанных языков». В результате контактов всегда сохраняется морфологическая система одного из контактирующих языков, по которой и определяется происхождение, родство и языковая группа языка, возникшего вследствие контактов. Английский язык остается германским, а румынский – романским.

Итак, в результате языковых контактов либо побеждает один язык и отмирает другой, либо образуется третий язык, который сохраняет в качестве своей основы морфологический строй одного из взаимодействовавших языков. Не будучи уже ни одним из скрещенных языков, этот третий язык по-прежнему относится согласно его морфологическому строю к соответствующей группе в генеалогической классификации языков.

В силу отсутствия государства и письменности скрещивание языков имело место в родо-племенном обществе гораздо чаще, чем в последующие эпохи. Скрещивание языков можно считать существенной особенностью языков первобытнообщинного строя.

Как лингвисты представляют себе скрещивание языков в период превобытнообщинного строя, можно судить по выдвигаемым гипотезам (К.К.Уленбек, Н.С.Трубецкой, Б.В.Горунг).

Индоевропейская семья языков образовалась в результате распада первоначальной индоевропейской языковой общности в эпоху, предположительно датируемую концом 3-го тысячелетия до нашей эры. Индоевропейская языковая общность складывалась, предположительно, в районе Северного Причерноморья и Дуная в течение 3-го тысячелетия до н.э., а возможно и ранее. Складывание этой общности трактуется многими лингвистами как процесс скрещивания различных языковых потоков в результате передвижения и взаимодействия союзов племен.

Вторая гипотеза происхождения индоевропейских языков противоположна гипотезе скрещивания. Это так называемая ностратическая гипотеза. Согласно этой гипотезе на территории Евразии некогда существовала единая ностратическая семья языков. В процессе распада (а не скрещивания) эта семья разделилась на две ветви: одну – с явлением аблаута, другую – без явлений аблаута. В результате дальнейшего членения первая ветвь дала начало индоевропейской семье, семитской семье (арабский, древнееврейский и др.), картвельской семье. Вторая ветвь привела к образованию семей: тюркской, фино-угорской, монгольской, тунгусо-маньчжурской. Эта гипотеза возникла в результате сравнения и гипотетической реконструкции соответствий огромного количества корней всех названных языков ( В.М.Иллич-Свитыч).

Согласно третьей точке зрения (Т.В.Гамкрелидзе), структура морфем, отношения между корневыми и аффиксальными морфемами, в особенности аблаут в картвельских языках подобны индоевропейским, хотя материальное сходство морфем между катрвельскими и индоевропейскими языками отсутствует. На этом основании картвельские и индоевропейские языки можно объединить в общий типологический класс. Эти языки соседствуют по территории. Их можно рассматривать как члены общего языкового союза в рамках евразийской группы языков.

Наши рекомендации