Создание скифского племенного союза. Становления классового общества и упадок Скифии.

К VII в. до н. есть. у скифов складывается мощный племенной союз. Сведения об основных племена, входившие в этот союз, дает греческий историк Геродот V век до н.э.. Главным, самым многочисленным племенем, утверждает он, были скифы царские, которые считают остальных скифов своими рабами. Жили они на левом берегу нижнего течения Днепра, до Азовского моря и нижнего Дона, а также в степном Крыму. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вместе с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга близ греческого города Ольвии жили еллиноскифы. И наконец, на север от царских скифов, скорее всего в пределах степной полосы Украины, жили скифы-пахари. Геродот считал скифов одним народом, однако образ жизни, хозяйствования свидетельствует об обратном. По мнению некоторых ученых, скифов-пахарей можно, более вероятно, считать прапращуров украинского народа.

В итоге на рубеже VI-IV вв. до н.э. в Скифии, происходит становление классового общества и возникновение рабовладельческого государства.

Великая Скифия.Первые попытки объединения скифских племен датируются VI в. до н.э.

На рубеже V-IV вв. до н.э. рядом с остатками родовых отношений у скифов развивалось рабовладение и сложилось первое на территории Украины (Северное Причерноморье) государство - Великая Скифия, которая была монархической по форме правления.

Государство было прежде военной организацией: воинами были все взрослые мужчины и большинство женщин. Верхушку скифского общества составляла мощная военная скифская знать во главе с царями. К скифской знати принадлежали военные вожди, царские дружинники. Основную часть взрослого населения составляли воины, а также земледельцы или скотоводы - рядовые общинники. Были у скифов и рабы.

Царь имел значительную власть: он возглавлял войско, был верховным судьей; невыполнение приказа царя каралось смертью. Но его власть не была абсолютной: важнейшие дела обсуждались на народных собраниях, которые получили название «Совет скифов». Это был демократический орган, на заседаниях которого иногда решали даже судьбу царей.

Наивысшего подъема Великая Скифия достигла в IV в. до н.э. во времена царя Атея. Тогда скифы вели оживленную торговлю с греческими колониями - Ольвией, Херсонесом, Тирой, Пантикапеем, а также с Македонией, Истрией, римскими провинциями. Государство стало централизованным, была начата чеканка скифской монеты.

Хозяйство, занятия, быт, искусство. Как и киммерийцы, скифы были кочевниками. Основным занятием скифов было кочевое животноводство. Поголовье скота определяло имущественное положение скифов. У скифов существовали мастерские: оружейные, кузнечные, деревообрабатывающие. Отдельным видом ремесла стала важнейшая его отрасль - обработка железа.

Вторым основным занятием скифов были военные походы. Основу скифского войска составляла легковооруженная пехота. Но главной ударной силой были отряды тяжело вооруженных всадников, защищенных панцирями, шлемами и щитами. Скифы были превосходными стрелками, мастерски владели коротким мечом.

Быт скифов определялся кочевым образом жизни. Своеобразными жилищами на колесах были кибитки на 4-х или 6-ти колесах, в которых переезжали женщины и дети, хранилось имущество скифов. Жизнь мужчин с детства была связана с лошадью. Одежда, украшенная вышивкой, была удобно приспособлена к верховой езде.

В античных городах-государствах Северного Причерноморья существовали ювелирные мастерские, которые выполняли заказы богатых скифов. Замечательные произведения ювелирного искусства накапливались в усыпальницах знати, по своим размерам и богатству не имели равных среди других представителей знати Восточной Европы. Среди самых известных скифских курганов - Толстая Могила на Днепропетровщине (здесь нашли известную золотую пектораль),Солоха возле с. Большая Знаменка на территории Запорожской области (здесь нашли золотой гребень), Чертомлык - недалеко от г. Никополя Днепропетровской области (здесь нашли оружие).

Упадок Великой Скифии. В IV в. до н.э. скифы вели борьбу с могущественной Македонией за влияние на Балканах и в юго-западном Причерноморье. В решающей битве в 339 г. до н.э. скифы потерпели поражение. В жестоком бою погиб и Атей. После этого скифское государство начало приходить в упадок, и в III в. до н.э. Великая Скифия прекратила свое существование. Скифы отошли на юг и создали Малую Скифию со столицей в Неаполе Скифском (близ современного Симферополя). Во II в. до н.э. скифы были окончательно разгромлены сарматами, готами и другими племенами.

Скифия существенно повлияла на экономику, общественное устройство, материальную культуру населения лесостепной Украины.

Сарматы и готы в Крыму.

В Тавриду готы проникли в половине III века. Готы, играли значительную роль в истории Тавриды. Сарматы в Крыму III в.до н.э.-III в.н.э..В связи со скифо-херсонесскими войнами в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются сарматы. Сарматы учавствовали в политических событиях, происходивших в Крыму. В Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.

Готы, народ восточно-германской отрасли, играли значительную роль в истории Тавриды. Прародина их на нижнем течении рек Вислы и Прегеля. Под влиянием какого-то толчка готы во 2-й половине II века в большом количестве двинулись на юг под предводительством своего короля Филимера, пересекли болотистую долину реки Припяти, раздробив здесь славянские племена, и к началу III века проникли в Черноморские области. Быстро заняли они громадное пространство Черноморья от Дона до Дуная, сорганизовались в государства и тотчас же столкнулись с тогдашним культурным миром и с великой Римской империей – почти одновременно и в Придунавии, и Приднепровии и, что нам особенно сейчас интересно, в Тавриде.

В Тавриду готы проникли в половине III века. При археологических исследованиях могильников по берегу Черного моря, от Феодосии до Херсонеса (особенно в окрестностях Гурзуфа), были находимы в большом количестве, так называемые, деформированные черепа, которые одни относят к готам, другие к аланам. Здесь они быстро и почти беспрепятственно обосновались. События в культурных центрах Тавриды благоприятствовали им: на Боспоре шли смуты из-за престола, а Херсонес, привыкший за последние 200 лет жить под охраной Рима, в качестве области римской провинции Мезии, не оказал никакого противодействия.Вся Таврида в руках готов. Скифы (таврические) с этого времени, как политическая единица, больше не существуют; они постепенно теряют свои национальные черты и сливаются с готами и другими народами.

В первый свой период владычества готы пользуются морскими силами Боспора и Херсонеса и разоряют, начиная с Кавказских, берега Черного моря. После первой удачи перебрасываются на Малоазиатский берег и опустошают такие города, как Трапезун (257 г.), Халкедон, Никомидию, Никею, Киос, Апамею, Прусу и др., затем на западном берегу Черного моря – города Истрос, Томи, Анхиол и др., наконец, они прорываются чрез Пропонтиду и Эгейское море в Средиземное море, опустошая острова Родос, Крит, Кипр и др.

Завоеватели Тавриды столкнулись с культурой прежних эллинских колоний, подпали под ее влияние, но в это время в Тавриде, как и во всем греко-римском мире, происходил великий переворот в жизни – от языческой античности к христианству. Последнее захватило и готов и быстро распространилось между ними. Походы их в Малую Азию привели к непосредственному столкновению с христианами. Часто среди пленников были последователи Христа, и они в своем унижении покорили победителей своему Богу. Христианство среди крымских готов усвоено было по восточному обряду, и связи их с христианским востоком продолжаются до последних дней их истории.

Наши рекомендации