Общие критерии оценки знаний учащихся

Оценка Общие критерии оценки
1 (слабо) ставится за полное отсутствие учебных, домашних работ
(неудовлетворительно) ставится за частичный набор учебных или домашних работ, отсутствие учебных или домашних работ
наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых
умения, навыки на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале
несоблюдение правил подачи (оформление) работ
(удовлетворительно) ставится за неполный набор учебных или домашних работ
наличие нескольких негрубых ошибок
умения, навыки на уровне минимальных требований программы
несоблюдение правил подачи (оформление) работ
4 (хорошо) ставится за полный набор учебных и домашних работ
наличие нескольких негрубых ошибок
умения, навыки на достаточном уровне требований программы
соблюдены правила подачи (оформление) работ
5 (отлично) ставится за полный набор учебных и домашних работ
отсутствие ошибок
умения, навыки на уровне максимальных требований программы
соблюдены правила подачи (оформление) работ

Контрольные требования к уровню освоения

Учебного предмета на разных этапах обучения

В результате изучения учебного предмета обучающийся должен:

· знать/понимать:

терминологию изобразительного искусства;

основные элементы композиции: принцип трехкомпонентности, силуэт, ритм, пластический контраст, соразмерность, центричность-децентричность, статика-динамика, симметрия-асимметрия;

· уметь:

работать с различными материалами;

организовать плоскость листа, композиционное решение изображения;

– решать композицию цветом;

образно мыслить.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методы организации и реализации образовательного процесса:

а) методы, направленные на теоретическую подготовку:

· урок;

· беседа;

· практические занятия;

· методический просмотр;

· самостоятельная работа учащихся;

· консультация.

б) методы, направленные на практическую подготовку:

· мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов.

Рекомендации по использованию методов организации и реализации

образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся

Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Рекомендуется использовать различные типы уроков: комбинированный урок, урок изложения нового материала, урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков, урок самостоятельной работы, урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, интегрированный урок и т. д.

Беседа – метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.
Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у учащихся умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Методический просмотр – предполагает показ учебных и самостоятельных работ учащихся за определенный период (поурочный, по теме, окончании четверти). Просмотры проводятся в присутствии учащихся, с последующим обязательным методическим обсуждением, носящим рекомен­дательный аналитический характер.

Самостоятельная работа учащихся представляет собой обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (выражаемую в часах), выполняемую учащимся вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться учащимся в учебных аудиториях, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами, ресурсы сети Интернет.

Консультация проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с учащимися и имеет целью расширение и углубление их знаний. Консультации проводятся по подготовке учебных материалов к зачетам, контрольным урокам.

Содержание и виды самостоятельной работы

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Развитие наблюдательности достигается систематическими упражнениями в виде набросков, эскизных зарисовок, по памяти, по воображению, выполнению упражнений. Именно они часто служат отправным материалом для создания дизайнерских композиций. Поэтому выполнение самостоятельных заданий должно стать обязательным в процессе обучения. В качестве дополнительного стимула необходимо проводить конкурсы на лучшие самостоятельные работы. Лучшие самостоятельные работы лучше хранить в отдельных папках, которые время от времени можно было бы просматривать и использовать в работах. Домашнее рисование помогает осуществлять еще и межпредметные связи с другими дисциплинами (рисунком, живописью, композицией, скульптурой).

VI. Список литературы и средств обучения:

1. Бхаскаран Л. Дизайн и время: Стили и направления в современных искусстве и архитектуре / Л. Бхаскаран. – М: Искусство, 2005.

2. Большаков М. В. Книжный шрифт / М. В. Большаков. – М.: Советский художник, 1964.

3. Бутневич А.В. История орнамента / А.В. Бутневич. – М: Искусство, 2005.

4. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна / Н.В. Воронов. – М.: Наука, 1997.

5. Горзон Ю. Книга про буквы / Ю. Горзон.: М. Искусство, 2006.

6. Декоративные художественные шрифты / под ред. Л. Кулеевой. – М.: Советский художник, 1987.

7. История книги в Древней Руси / под ред. М.В. Алпатова. – М.: Искусство, 1980.

8. История русского орнамента 10-15 век / под ред. А.В. Бутневич. – М.: Книга, 1997.

9. Кузнецова Э. Искусство силуэта / Э. Кузнецова. – Л.: Художник РСФСР, 1970.

10. Маклакова Т.Г. Функция-конструкция-композиция / Т.Г. Маклакова. – М.: Союз дизайнеров, 2002 г.

11. Минервин Г.Б. Основные задания и принципы художественного проектирования / Г.Б. Минервин. – М.: Высшая школа, 2004 г.

12. Михайлов С.И. История дизайна /С.И. Михайлов. – М.: Союз дизайнеров, 2002 г.

13. Науменко И.В. Рисунок в системе дизайнобразования / И.В. Науменко. – Барнаул. 2007 г.

14. Орнамент всех времен и стилей / под ред. М. Волошина. – М.: Искусство, 2004 г.

15. Проненко Л.И. Каллиграфия для всех / Л.И. Проненко. – М.: Книга, 1990.

16. Раменский В. А. Основы шрифтовой графики / В.А. Раменский. – Барнаул, 2000 г.

17. Тосунова М.И., Гаврилова М.М., Полищук И.В. Архитектурное проектирование / М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова, И.В. Полищук. – М.: Высшая школа, 1988.

18. Штикерман Э. О шрифте / Э. Штикерман. – М.: Книга, 2005г.

Средства обучения

- материальные:учебная мастерская, оборудованная наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные:наглядные методические пособия, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, учебная доска;

- демонстрационные:муляжи, чучела птиц и животных, гербарии;

- электронные образовательные ресурсы:мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные:видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

Наши рекомендации