Критерии оценки портфолио

Зачет по курсу

«Таймменеджмент и основы самоорганизации»

Зачет проходит в форме защиты учебного портфолио. Для получения зачета студент должен подготовить и оформить учебное портфолио в виде папки с вложенными в нее материалами, подразделенными на рубрики. Оценка портфолио осуществляется на основании специально разработанных критериев (таблица 1). Для получения зачета студент должен набрать не менее 70 % баллов.

Рекомендации по составлению портфолио

В структуру портфолио входят:

1. Обязательные рубрики:

- сопроводительное письмо,

- теоретический материал по теме учебного курса (библиографический список литературы, конспекты лекций, научные статьи по проблематике учебного курса, раздаточный материал к лекциям и практическим занятиям),

- методическая копилка (рекомендации по оформлению различных видов учебной работы студента, продукты индивидуальной и групповой учебной деятельности),

- задания для самостоятельной работы (приложение 1),

- рефлексивный вопросник (приложение 2),

- отчетный лист (приложение 3).

2. Самостоятельно разработанные (авторские) рубрики (не менее двух).

Требования к составлению портфолио обозначены в системе критериев оценки портфолио (таблица 2).

Таблица 1

Критерии оценки портфолио

Критерий Показатель  
Качество выполнения обязательных рубрик Качество написания сопроводительного письма: ˗ в сопроводительном письме четко обозначены предназначение, цели и задачи портфолио, ˗ в сопроводительном письме разъясняются условия и логика отбора материала для учебного портфолио, дается краткая характеристика его рубрик 2 балла
Качество представленного в портфолио теоретического материала: - в портфолио обязательно помещен библиографический список литературы (не менее 20-ти источников), составленный по всем правилам ГОСТ; - теоретический материал поможет студенту в организации его дальнейшей учебной деятельности.
Качество составления методической копилки: - в методическую копилку помещены материалы, целостно демонстрирующие возможности его практического использования, - методические материалы разнообразны, - методические материалы помогут студентам эффективно организовать свою учебную деятельность 15 баллов    
Качество выполнения заданий для самостоятельной работы: задания для самостоятельной работы соответствуют требованиям, предъявленным преподавателем 32 балла
Рефлексивный вопросник: - студент демонстрирует умение осуществлять самоанализ деятельности, - обозначены трудности, с которыми столкнул­ся студент во время работы, способы их разреше­ния и возможные перспективы дальнейшей работы с учетом накопленного опыта. 2 балла
Отчетный лист: - позволяет сформировать целостное представление о проделанной работе. 2 балла
Качество выполнения «авторских» рубрик - материал, представленный в рубриках, может влиять на улучшения качества учебной деятельности студента, - рубрики имеют оригинальное название. 8 баллов
Полезность и значимость работы Материалы портфолио представляют собой систематизированную информацию, достаточную для организации эффективного обучения в вузе 8 баллов
Трудоемкость Количество и качество информации, исполь­зованной при написании работы, объем и полнота представленных материалов, степень личностного вклада, использование наглядных материалов 8 баллов
Качество оформления портфолио - соответствие работы необходимым требованиям к оформлению портфолио, - удобство и простота в использовании, - возможность дальнейшего и постоянного пополнения материалов портфолио, - культура оформления (единый стиль оформления рубрик, наличие единого шрифта, полей, интервалов, отступов и т.п.) 8 баллов
    100 баллов


Приложение 1. Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Найдите в сети Интернет, научных журналах научную статью, раскрывающую тематику учебного курса. Вложите ее в портфолио.

Задание 2. Напишите аннотацию на данную статью.

Задание 3. Напишите два вида планов (назывной и вопросный) своего выступления на практическом занятии по проблеме, раскрывающейся в статье.

Задание 4. Напишите тезисы своего выступления на практическом занятии (по материалам данной статьи).

Задание 5. Разработайте кластер (фрейм) – по выбору студента – по материалам данной статьи с использованием приемов из технологии развития критического мышления.

Задание 6. Напишите конспект данной статьи по одной из предложенных форм - стратегия Инсерт, ромашка Блума, таблица тонких и толстых вопросов, таблица ПМИ, концептуальная таблица, прием «Верите ли Вы?».

Задание 7. Разработайте к выбранной Вами статье систему вопросов в соответствии с таксономией Блума. Для этого познакомьтесь с текстом «Таксономия Блума»:

Таксономия Б.Блума широко используется педагогами, занимающимися проблемой формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения критического мышления.

1. Овладение знаниями как той познавательной области, которая подлежит изучению, так и смежных областей.

2. Осмысление (понимание) — организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей).

3. Применение — использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора).

4. Анализ— критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы).

5. Обобщение (синтез) — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику обшей аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения).

6. Оценка — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить валидность, надежность, достоверность фактов и данных, отобранных, чтобы доказать собственную точку зрения и принять решение).

Навыки Содержание Что делают ученики Глаголы-действия
Знание Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией: -устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации; -устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции Впитывает, запоминает, узнает Назови, расскажи, перечисли
Осмысление (понимание) Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения с партнерами, экспертами и практиками в данной области знания: -имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется; -проводится дифференциация между главными и вторичными источниками; -осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника; -чтение текста и отбор основных идей; -переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных; -определение материала для цитирования; -участие в дискуссиях; -участие в электронных конференциях, форумах и пр.; -консультации с экспертами Объясняет, переводит, демонстрирует Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни
Применение Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии: -изучаются содержание и организация информации; -разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов; -определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию Решает проблемы, демонстрирует знания Примени, используй, продемонстируй, объясни, выбери, интерпретируй
Анализ Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников: -изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие; -анализируются структура и логика приводимой аргументации; -распознаются предубеждения, обман, манипуляции; -рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации Анализирует, обсуждает, раскрывает Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните
Обобщение (синтез) Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия: -устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами; -первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации; -рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе; -определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения Обобщает, формулирует, планирует Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте
Оценка Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации: -определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация; -определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее; -делаются выводы, заключения на основе собранной информации; -определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения; -новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием; -отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы Обсуждает, оценивает, выбирает Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное

Задание 8. Определите тип вопроса, используя таблицу:

Вопросы Навыки
Приведите пример…? Понимание
Каким образом можно…?  
Что случится, если…?  
Что подразумевается под…?  
В чем сильные и слабые…?  
На что похоже…?  
Что мы уже знаем о…?  
Каким образом…влияет на…?  
Каким образом… связано с …?  
Объясните почему…?  
В чем смысл…?  
Почему важно…?  
В чем разница между… и …?  
Чем похожи…?  
Как можно применить в…?  
Какой аргумент можно…?  
Какой аргумент является…?  
Каким могут быть…?  
Сравните… и… на основании…?  
Что, на ваш взгляд,…?  
Согласны вы с …?  
Чем вы можете…?  
Как, по вашему мнению …?  

Приложение 2

Наши рекомендации