Критерии оценки портфолио
Зачет по курсу
«Таймменеджмент и основы самоорганизации»
Зачет проходит в форме защиты учебного портфолио. Для получения зачета студент должен подготовить и оформить учебное портфолио в виде папки с вложенными в нее материалами, подразделенными на рубрики. Оценка портфолио осуществляется на основании специально разработанных критериев (таблица 1). Для получения зачета студент должен набрать не менее 70 % баллов.
Рекомендации по составлению портфолио
В структуру портфолио входят:
1. Обязательные рубрики:
- сопроводительное письмо,
- теоретический материал по теме учебного курса (библиографический список литературы, конспекты лекций, научные статьи по проблематике учебного курса, раздаточный материал к лекциям и практическим занятиям),
- методическая копилка (рекомендации по оформлению различных видов учебной работы студента, продукты индивидуальной и групповой учебной деятельности),
- задания для самостоятельной работы (приложение 1),
- рефлексивный вопросник (приложение 2),
- отчетный лист (приложение 3).
2. Самостоятельно разработанные (авторские) рубрики (не менее двух).
Требования к составлению портфолио обозначены в системе критериев оценки портфолио (таблица 2).
Таблица 1
Критерии оценки портфолио
Критерий | Показатель | |
Качество выполнения обязательных рубрик | Качество написания сопроводительного письма: ˗ в сопроводительном письме четко обозначены предназначение, цели и задачи портфолио, ˗ в сопроводительном письме разъясняются условия и логика отбора материала для учебного портфолио, дается краткая характеристика его рубрик | 2 балла |
Качество представленного в портфолио теоретического материала: - в портфолио обязательно помещен библиографический список литературы (не менее 20-ти источников), составленный по всем правилам ГОСТ; - теоретический материал поможет студенту в организации его дальнейшей учебной деятельности. | ||
Качество составления методической копилки: - в методическую копилку помещены материалы, целостно демонстрирующие возможности его практического использования, - методические материалы разнообразны, - методические материалы помогут студентам эффективно организовать свою учебную деятельность | 15 баллов | |
Качество выполнения заданий для самостоятельной работы: задания для самостоятельной работы соответствуют требованиям, предъявленным преподавателем | 32 балла | |
Рефлексивный вопросник: - студент демонстрирует умение осуществлять самоанализ деятельности, - обозначены трудности, с которыми столкнулся студент во время работы, способы их разрешения и возможные перспективы дальнейшей работы с учетом накопленного опыта. | 2 балла | |
Отчетный лист: - позволяет сформировать целостное представление о проделанной работе. | 2 балла | |
Качество выполнения «авторских» рубрик | - материал, представленный в рубриках, может влиять на улучшения качества учебной деятельности студента, - рубрики имеют оригинальное название. | 8 баллов |
Полезность и значимость работы | Материалы портфолио представляют собой систематизированную информацию, достаточную для организации эффективного обучения в вузе | 8 баллов |
Трудоемкость | Количество и качество информации, использованной при написании работы, объем и полнота представленных материалов, степень личностного вклада, использование наглядных материалов | 8 баллов |
Качество оформления портфолио | - соответствие работы необходимым требованиям к оформлению портфолио, - удобство и простота в использовании, - возможность дальнейшего и постоянного пополнения материалов портфолио, - культура оформления (единый стиль оформления рубрик, наличие единого шрифта, полей, интервалов, отступов и т.п.) | 8 баллов |
100 баллов |
Приложение 1. Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Найдите в сети Интернет, научных журналах научную статью, раскрывающую тематику учебного курса. Вложите ее в портфолио.
Задание 2. Напишите аннотацию на данную статью.
Задание 3. Напишите два вида планов (назывной и вопросный) своего выступления на практическом занятии по проблеме, раскрывающейся в статье.
Задание 4. Напишите тезисы своего выступления на практическом занятии (по материалам данной статьи).
Задание 5. Разработайте кластер (фрейм) – по выбору студента – по материалам данной статьи с использованием приемов из технологии развития критического мышления.
Задание 6. Напишите конспект данной статьи по одной из предложенных форм - стратегия Инсерт, ромашка Блума, таблица тонких и толстых вопросов, таблица ПМИ, концептуальная таблица, прием «Верите ли Вы?».
Задание 7. Разработайте к выбранной Вами статье систему вопросов в соответствии с таксономией Блума. Для этого познакомьтесь с текстом «Таксономия Блума»:
Таксономия Б.Блума широко используется педагогами, занимающимися проблемой формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения критического мышления.
1. Овладение знаниями как той познавательной области, которая подлежит изучению, так и смежных областей.
2. Осмысление (понимание) — организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей).
3. Применение — использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора).
4. Анализ— критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы).
5. Обобщение (синтез) — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику обшей аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения).
6. Оценка — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить валидность, надежность, достоверность фактов и данных, отобранных, чтобы доказать собственную точку зрения и принять решение).
Навыки | Содержание | Что делают ученики | Глаголы-действия |
Знание | Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией: -устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации; -устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции | Впитывает, запоминает, узнает | Назови, расскажи, перечисли |
Осмысление (понимание) | Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения с партнерами, экспертами и практиками в данной области знания: -имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется; -проводится дифференциация между главными и вторичными источниками; -осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника; -чтение текста и отбор основных идей; -переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных; -определение материала для цитирования; -участие в дискуссиях; -участие в электронных конференциях, форумах и пр.; -консультации с экспертами | Объясняет, переводит, демонстрирует | Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни |
Применение | Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии: -изучаются содержание и организация информации; -разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов; -определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию | Решает проблемы, демонстрирует знания | Примени, используй, продемонстируй, объясни, выбери, интерпретируй |
Анализ | Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников: -изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие; -анализируются структура и логика приводимой аргументации; -распознаются предубеждения, обман, манипуляции; -рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации | Анализирует, обсуждает, раскрывает | Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните |
Обобщение (синтез) | Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия: -устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами; -первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации; -рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе; -определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения | Обобщает, формулирует, планирует | Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте |
Оценка | Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации: -определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация; -определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее; -делаются выводы, заключения на основе собранной информации; -определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения; -новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием; -отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы | Обсуждает, оценивает, выбирает | Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное |
Задание 8. Определите тип вопроса, используя таблицу:
Вопросы | Навыки |
Приведите пример…? | Понимание |
Каким образом можно…? | |
Что случится, если…? | |
Что подразумевается под…? | |
В чем сильные и слабые…? | |
На что похоже…? | |
Что мы уже знаем о…? | |
Каким образом…влияет на…? | |
Каким образом… связано с …? | |
Объясните почему…? | |
В чем смысл…? | |
Почему важно…? | |
В чем разница между… и …? | |
Чем похожи…? | |
Как можно применить в…? | |
Какой аргумент можно…? | |
Какой аргумент является…? | |
Каким могут быть…? | |
Сравните… и… на основании…? | |
Что, на ваш взгляд,…? | |
Согласны вы с …? | |
Чем вы можете…? | |
Как, по вашему мнению …? |
Приложение 2