Организационная структура управления сервисным центром
Развитие рынка ремонтов и обслуживания бытовой и офисной техники предполагает, что деятельность сервисной фирмы должна быть предельно удобной, доступной, привлекательной для клиентов. При этом структура управления должна учитывать специфические особенности деятельности сервисных фирм, например, также:
- постоянно нелинейно растущая номенклатура и количество
ремонтируемой техники;
большое влияние развития науки, техники, технологий на обновление моделей обслуживаемой техники, частое появление принципиально новых изделий, и как следствие, появление новых услуг;
- неопределенность производственной деятельности. Невозможно достоверно прогнозировать ассортимент и количество техники, которая поступит в ремонт, но несмотря на это, сервисный центр должен быть готов ремонтировать любую технику, управление фирмой должно быть адаптировано к любым возможным ситуациям;
- сервисная фирма ведет производственную деятельность, кредитуя своих клиентов и партнеров, так как клиенты и производители техники компенсируют фактические затраты сервиса после получения изделий из ремонта или спустя некоторое время после получения отчетов о гарантийном ремонте.
Перечисленным выше особенностям и требованиям рынка наиболее соответствуют дилерские сервисные структуры, они имеют в своем составе (на примере «Партия-Сервис») следующие структурные подразделения:
- Сеть приемных пунктов.
- Справочная служба (call-центр).
- Центральный ремонтный цех
- Специализированные производственные подразделения (инжиниринговые, монобрендовые, выездная служба и т. д.).
- Складской комплекс.
- Отдел снабжения.
- Планово-информационный отдел.
- Отдел технической поддержки и контроля.
- Отдел сопутствующих продаж.
10. Офисные подразделения.
На рисунке 1 изображена структурная схема управления сервисной фирмой по ремонту и обслуживанию бытовой и офисной техники.
Рис. 1. Структурная схема управления Сервисным центром
Остановимся подробнее на задачах, которые решают названные структурные подразделения. Создание сети приемных пунктов (их количество может расти и достигать нескольких десятков) в крупном городе позволяет приблизить услуги по ремонту бытовой и офисной техники к потребителям, при этом решается проблема реструктуризации управленческих уровней, производственных площадей, промежуточных складов и т. д. При этом оптимальное решение транспортной проблемы позволяет обойтись без роста затрат. В случае значительного увеличения количества приемных пунктов особенно актуальной становится задача подготовки и управления специфическим персоналом, работающим в контактной зоне.
Последние годы московский рынок ремонта и сервисного обслуживания сложной бытовой и офисной техники находится в состоянии равновесия. Спрос на этот вид услуг равен предложению.
В такой ситуации сервисные фирмы ведут конкурентную борьбу за увеличение своей доли в рынке ремонтов и ищут новые ниши, стараются их занять. Если проводимая сервисной фирмой маркетинговая политика дает ожидаемые результаты, то количество ремонтов, производимых на фирме, растет и может быть больше десяти тысяч в месяц.
При столь значительном количестве проводимых в месяц ремонтов появляется необходимость создания информационно-справочной службы сервисного центра (call-центра). Задачи, решение которых возлагается на call-центр:
- удержание клиента (создание удобств клиенту в части оперативного получения квалифицированной информации о предлагаемых услугах, о ходе ремонта конкретного изделия - его сроки, стоимость и т. д.);
- разгрузка персонала фирмы от несвойственной нагрузки (большого количества телефонных звонков).
Для создания call-центра сервисной фирмы требуется:
- подобрать персонал;
- провести его обучение;
- оборудовать соответствующее помещение;
- отработать типовые технологии действий персонала;
- реализовать решение технических проблем доступа в локальную сеть сервисной фирмы и связи с call-центром сети магазинов для переадресации оттуда всех звонков клиентов по сервисной тематике.
Для оптимизации работы call-центра необходимо постоянно проводить мониторинг обращений с целью:
- определения количества обращений и их тематика (спрос на услуги сервиса);
- сортировки обращений, как по содержанию, так и по времени (в течение рабочего дня, недели, месяца); определение «пиковой» нагрузки;
- определения объема информации, документации, необходимой сотрудникам информационной службы и основных направлений их обучения;
- отображения информации, необходимого для управления потоками звонков и работой операторов и оборудования;
- отработки технологии работы информационного центра и его технического обеспечения.
Для учета обращений может быть выбрана классификация входящих звонков по пяти категориям:
- По вопросам обслуживания техники ЕДВС (единой диспетчерской выездной службы);
- По продажам аксессуаров и расходных материалов;
- По вопросам ремонта техники в стационарных условиях;
- Срокам исполнения принятых заказов;
- Внутренние переговоры.
Принятая схема учета и классификации входящих звонков позволяет решать вопросы мониторинга спроса на услуги сервиса и делать краткосрочный прогноз по загрузке приемок, выездной службы и отдела продаж.
Для наиболее эффективной работы call-центра необходимо:
- уменьшить за счет внедрения автоматики коммутации с внутренними абонентами;
- обеспечить бесперебойную работу базы данных с дополнительной информацией о заказе ЗИП и внесением информации об ожидаемых сроках ремонта;
- минимальное количество операторов можно рассчитать из условий приема 35 входящих звонков в час на одного человека;
- оборудование и программное обеспечение должно обеспечивать возможность оперативного управления потоками вызовов, работой операторов, то есть в первую очередь отображать (в том числе в реальном масштабе времени) в виде таблиц и графиков на дисплее руководителя количество вызовов, время переговоров, количество абонентов в очереди и время ожидания, распределение нагрузки на операторов, загруженность линии связи.
Существенным достижением в организации работы сервисной фирмы является переход от структуры филиалов, работающих по полному циклу (приемка, ремонт, выдача техники), к централизации ремонтов на одной производственной площадке. Реализация такого управленческого решения позволяет поднять квалификацию инженеров-ремонтников, существенно увеличить число ремонтов без изменения численности персонала, уменьшить сроки ремонта техники. При дальнейшем наращивании количества ремонтов очевидна практическая возможность еще более глубокой специализации мастеров внутри центрального ремонтного подразделения и соответственно более высокая производственная отдача.
Создание специализированных подразделений современного сервисного центра является положительным примером возможностей совершенствования и организации производственного процесса.
В качестве примера рассмотрим специализированный инжиниринговый филиал, который был создан с целью увеличения возможностей развития сервисного бизнеса за счет продвижения инжиниринговых услуг на рынке продаж сложной техники. Очевидным фактом является то, что розничная сеть менее способна осуществлять продажи сложных АТС, климатических устройств, сложных копировальных устройств, современных домашних кинотеатров и т. п., так как квалификация продавцов ниже квалификации сервисных специалистов, которые могут обеспечить полный комплекс услуг (консультации клиента, подготовку проекта, установку техники и ее последующее обслуживание).
Попробуем сформулировать особенности развития инжинирингового подразделения дилерского сервисного центра.
Основным направлением деятельности этого подразделения является общий инжиниринг и консалтинг. Сотрудники фирмы набрали большой опыт при строительстве объектов торгово-финан-совой группы «Партия» - магазинов, складов, офисных помещений. В этих проектах «Партия-сервис-инжиниринг» участвует на всех этапах реализации:
- при подготовке технических условий по разделам: вентиляция и кондиционирование, компьютерные сети, АТС, системы видеонаблюдения и телевидения, системы охранно-пожарной сигнализации и оповещения;
- предоставляет консультации для четкого определения конечных требований и оценки предложений, представленных фирмами по строительству объектов;
- участвует в сдаче объекта и несет ответственность за его техническое обслуживание и эксплуатацию.
Накопленный опыт используется также при реализации проектов по строительству и модернизации объектов, не имеющих отношения к деятельности холдинга. Это установка и монтаж, техническое обслуживание и ремонт офисной и бытовой техники. Рассмотрим отдельно каждое из направлений деятельности подразделения:
2.